В судьбе завода Имени Горького - новый поворот

20.06.07 0:00 | АРХИВ | 3м. 31 c.
В судьбе завода Имени Горького - новый поворот

На годовое собрание акционеры Хабаровского завода имени Горького, среди которых много работников предприятия, шли с тяжелой душой: буквально накануне назначенной даты директора предприятия Виктора Георгиевича Фомина срочно вызвали в Москву на комиссию, которая ведает вопросами банкротства стратегических предприятий (а именно стратегическим до сих пор, несмотря ни на что, и является в прошлом прославленный наш завод).

Финансовое состояние предприятия давно уже позволяет зачислить его в разряд банкротов: долги перед бюджетом и всевозможными фондами приближаются к 200 миллионам рублей, и как ни старается завод, ни его производственная деятельность, ни продажа имущества долг этот ликвидировать не позволяют. Более того, с каждым годом убытки растут. Скажем, за последний, 2006 год, как прозвучало на собрании, они составили порядка 20 миллионов рублей. Накапливаются долги по заработной плате. Даже само собрание акционеров проходило на этот раз не в современном здании заводоуправления, а в стареньком полуразрушенном бывшем инженерном корпусе: административно-бытовой корпус ОАО «Хабсудмаш» еще весной судебные приставы продали некоему частному лицу, выполняя решение суда о взыскании с завода налогов.
- Разговор в Москве был жесткий, - доложил акционерам директор, - но нам дали еще один шанс. Если мы сумеем не наращивать задолженность, платить текущие налоги, то позволят провести реструктуризацию старых долгов до 2017 года.
Дата эта (столетие Октябрьской революции) ни у кого ассоциаций не вызвала. Каким образом завод сможет что-то изменить в нынешней ситуации? По мнению Фомина, для нормальной рентабельной работы предприятию нужно выйти на объем производства 120 миллионов в год. Сделать это непросто. Государство не особо стремится загрузить некогда мощное предприятие заказами. В основном это ремонтные работы по договорам с Тихоокеанским, Северным, Балтийским флотами, которые являются распорядителями бюджетных денег. Примерно половину объемов дают гражданские заказы. Те же лебедки, краны. В 2006 году общий объем производства составил порядка 80 миллионов рублей. Это на 25 процентов больше, чем в предыдущем году. При этом, как сообщил директор, не все заказчики расплачиваются за изготовленную продукцию, а себестоимость производства между тем составляет 60 миллионов рублей. Если вычесть издержки и зарплату, весьма и весьма скромную, на налоги ничего не остается.
Собираясь на завод, я поинтересовалась его перспективами и в министерстве экономики, и в министерстве промышленности края. Минпром ответил, что готовится очередная программа вывода завода из кризиса. В минэкономики пошутили, что строительство церквей, к сожалению, на поток не поставлено. Имея в виду, что в последнее время завод прославился производством куполов для новых храмов Хабаровска.
Особый счет к «Хабсудмашу» у службы судебных приставов и тех организаций, которые выиграли суды. При том, что завод годами не выполняет обязательств, его руководство проявляет чудеса изобретательности, отбиваясь от служителей закона. Не успеют приставы наложить арест на какие-то мощности, директор уже несет справку, что имущество это просто необходимо для выполнения мобилизационных задач, а потому изъятию и реализации не подлежит. А то и вовсе направит приставов в цеха, которые относятся совсем к другому предприятию. Благо находятся они на одной территории с ОАО «Хабсудмаш». Пока приставы разберутся, глядишь, время уже ушло. По сути, на сегодня по судебным решениям в пользу годами не получающих обязательные платежи судебным приставам удалось продать большой парк старых, но вполне работоспособных станков (как металлолом) и здание заводоуправления. Станки уже не вернуть. Их порезали на металлолом под слезы и мат старых работников предприятия и продали по цене металлолома - по 900 рублей за тонну.
А вот что касается здания заводоуправления, которым владеет сегодня уже третий или четвертый после продажи собственник и которое начали ремонтировать, то руководство завода намерено признать сделку недействительной. Для чего обратилось в суд Железнодорожного района. Поскольку изначально покупателем выступило частное лицо, рассматривает этот иск не арбитраж, а суд общей юрисдикции. Это имущество тоже значится в мобилизационном резерве и стоит, по мнению завода, в пять раз больше, чем цена продажи. Кстати, на здании до сих пор висит крупная блестящая вывеска - ОАО «Хабсудмаш».
Впрочем, война с приставами отнюдь не означает, что завод не несет потери. Нет в его составе бывшего деревообрабатывающего цеха, проданы склады, давно утрачена часть уникального оборудования, ветшают неработающие корпуса и еще не проданные склады.
Как завод дошел до жизни такой, в общем-то понятно: десять лет родное судостроение пребывало в загоне, потому судовые механизмы, на которых специализируется предприятие, оказались не востребованы. Попытки получить заказы у предприятий угольной промышленности, энергетики, железной дороги, которые проявляли к заводу интерес, успехом не увенчались. К сахалинским проектам завод не прорвался.
Импортные заказы были, но «Горький» не уложился в цену. Утопией оказалась идея массового производства теплообменников для коммунального хозяйства, которую озвучил автору этих строк десять лет назад тогдашний директор предприятия. Даже знаменитые зонтики исчезли из производства и с прилавков магазинов, не выдержав конкуренцию с китайскими дешевыми аналогами.
Но почему столь серьезное предприятие, обладающее, как говорят специалисты, уникальными технологиями, остается невостребованным сегодня, в то время как некогда тоже не востребованные оборонные гиганты готовят комплексы пятого поколения, строят «Мурены», танкеры-химовозы и даже спускают на воду подводные лодки, - для акционеров «Горького» непонятно.
Возможно, поэтому, когда осенью прошлого года на заводе имени Горького появились представители Концерна малого и среднетоннажного кораблестроения, известного как владелец контрольного пакета ОАО «Амурский судостроительный завод», многие акционеры попросту продали свои акции. За собственность предложили немного, но пообещали, что завалят предприятие заказами. Люди, наслышанные о том, как поднялись после прихода этой структуры комсомольские корабелы, поверили. Так что к нынешнему собранию концерн и дружественные ему акционеры сконцентрировали в своих руках порядка 30 процентов акций завода имени Горького. По слухам, обошлось это всего-то в миллион рублей. Заказов на сегодняшний день предприятию это не добавило. Но новые собственники считают это временным явлением.
- Сегодня мы закупаем судовое оборудование для продукции, производимой на Амурском судостроительном заводе, за рубежом, а могли бы загрузить этими заказами простаивающий завод имени Горького, - говорит глава дальневосточного представительства концерна Николай Повзык. - Кроме того, в последнее время активно обсуждается вопрос о строительстве плавучих атомных электростанций. Предполагается строительство 8-10 электростанций для Дальнего Востока. Естественно было бы выпустить их здесь. Завод имени Горького имеет опыт и технологию по созданию механизмов для этого направления.
И ему вторит директор Амурского судостроительного Анатолий Адаменя. По его мнению, завод имени Горького в Хабаровске в скором времени будет производить всю номенклатуру подъемных механизмов (более 30 наименований) как для гражданского, так и для военного флота. Надежды руководство холдинга возлагает на то, что государство заинтересовано в возрождении российского флота, в том числе военно-морского. Предполагается, что концерн войдет в состав дальневосточного судостроительного холдинга в рамках объединенной судостроительной корпорации.
Сможет ли все это реализовать завод, который столько лет едва сводит концы с концами? Николай Повзык считает, что сможет. Во-первых, несмотря ни на что, удалось сохранить основной производственный корпус и опытно-экспериментальный цех, много приличного оборудования. Можно восстановить уникальную технологию по изготовлению элементов атомных станций.
Во-вторых, для возрождения завода главное даже не оборудование, а люди. На «Горьком» во многом сохранен инженерный корпус. В небольшом здании, куда переехало руководство, полно людей: отделы главного конструктора, главного технолога, сварщики, металлурги, отдел технической документации. Кто уволился (а штат «Горького» за годы перестройки сократился с пяти тысяч до 400 человек), живут рядом с заводом, и мобилизовать их можно быстро.
Возродить предприятие, по мнению руководства концерна, можно в течение двух-трех лет.
Опыт подобной работы есть. Но для этого необходимо больше контроля за оперативной деятельностью, нужны инвестиции в восстановление производства, новое оборудование.
Выборы совета директоров, прошедшие на собрании, лишний раз продемонстрировали, что концерн намерен взять руководство заводом в свои руки, и государство, владеющее блокирующим пакетом акций предприятия, этому не препятствует, более того, отводит себе роль наблюдателя. Из семи мест в совете директоров четыре остались за выдвиженцами судостроительного холдинга. В том числе в состав вошли и президент Михаил Хейфиц, и Николай Повзык, и заместитель генерального директора ОАО «Амурский судостроительный завод» Борис Шишолин. Лишь два места оставило за собой Росимущество. Его интересы будут представлять заместитель руководителя территориального управления Юрий Парфенов и консультант отдела Управления имущественного комплекса Роспрома Гульнара Файзиматова. Хотя пакет акций вполне позволял провести в руководящий орган и третьего представителя государства. Любопытно, что в состав совета с хорошим числом голосов вошел и мэр Хабаровска Александр Соколов, возглавлявший завод имени Горького во времена, когда предприятие процветало. Причем на собрании был принят и новый устав, который расширяет полномочия совета директоров и степень его воздействия на оперативное управление предприятием.
И все же рядовые акционеры опасаются, не применит ли новый собственник к заводу «бульдозерную» технологию. Ходят слухи, что дальневосточные заводы не рассматривают для крупных оборонных заказов. Что Амурский судостроительный так и не получил денег на достройку своего основного заказа и буквально за свой счет довел лодку до спуска на воду и испытаний.
Во второй половине июня ожидается приезд в Хабаровск руководителя Объединенной судостроительной корпорации Александра Бурутина. Может быть, он внесет ясность в перспективы хабаровских предприятий.

Раиса Елдашова. Фото В. СПИДЛЕНА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов