НАШ ЭКСКЛЮЗИВ

Эксклюзивные материалы, отражающие ключевые события края и страны.

«АБРАМЦЕВО В СЕРДЦЕ МОЁМ!»

Всероссийский конкурс журналистов «АБРАМЦЕВО В СЕРДЦЕ МОЁМ!»

Погода в Хабаровске

Осадки, t +7 +16°C,  Ветер СВ, 2-7 м/с. Восход в 6:55, заход в 18:54 Солнечная активность низкая

Екатерина Мотрич хочет объединить «другую Россию» с Москвой

23.08.2019 | Лидеры общественного мнения

Екатерина Мотрич: «К сожалению, сейчас люди не рвутся на Дальний Восток...»
Екатерина Мотрич хочет объединить «другую Россию» с Москвой Недавно в Москве на серьезном форуме по миграции населения она начала свое выступление с трибуны словами: «Я сейчас нахожусь в другой России». В зале удивленно загудели, а Е.Л. Мотрич продолжила: «Вот прилетела я в Шереметьево, подхожу к кассе купить билет на аэроэкспресс. У меня спрашивают - москвичка я или нет? Для москвичей и прибывших в столицу разные условия проезда в денежном выражении.
В общественном транспорте для московских пенсионеров проезд бесплатный, для приезжих - плати.
Кроме того, у столичных жителей масса бонусов и преференций… - вот и получается, что я живу в другой России, где ничего такого нет…».
Не пора ли вернуть существовавший ранее закон «О ветеранах» и реализовать программу Единой социальной карты гражданина России, распространяющий действие льгот для пенсионеров в масштабах всей страны?!».
Так говорить у нее есть основания. Во-первых, условия здешней жизни знает изнутри - как говорится, «испытано на себе». Во-вторых, сравнивает и анализирует все с научной точки зрения.
Доктор экономических наук Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Екатерина Леонидовна Мотрич - специалист уникальный. Недаром получила звание заслуженного деятеля науки Хабаровского края.
Темой демографии и миграции населения занимается много лет, и на любой вопрос касательно этой проблемы ответит подробно и с полным знанием дела.
Она работает в институте 55 лет. А пришла когда-то на временную работу в отдел трудовых ресурсов.
Руководителем был Леонид Рыбаковский, ныне главный научный сотрудник Московского Института социально-политических исследований РАН.
Первые самостоятельные задания Екатерины были связаны с созданием карт населения. Кстати, она - один из авторов карты населения СССР для территории Дальнего Востока по итогам переписи 1989 года. Видимо, с тех пор и «заболела» темой демографии.
- Сначала в наших работах все было оптимистично, - вспоминает Мотрич. - Наблюдали, как растет Дальний Восток за счет и миграции, и естественного прироста.
До 1991 года весь регион, в том числе Хабаровский край, прирастали именно за счет этих двух источников. Наш край даже еще и в 1992-м продержался. А потом…
С развалом Советского Союза стали уезжать те, кто осваивал этот регион - украинцы, белорусы, молдаване… - у большинства были забронированы квартиры на родине, и люди стали возвращаться…  Строители БАМа тоже начали путь домой.
Население Дальнего Востока уменьшилось на 23 процента, то есть мы потеряли каждого пятого жителя, а Хабаровский край - каждого четвертого.
До 2012 года это были потери по обоим показателям - и за счет естественного движения, и миграции. Правда, в 2012-2016 годах естественный прирост увеличился, рождаемость стала немного превышать смертность, но и тогда миграция все равно оттягивала население. Сейчас мы снова по обоим показателям находимся в минусе.
По словам Екатерины Леонидовны, надежды на то, что уехавших дальневосточников заменят люди из других регионов России, не оправдались. К сожалению, россияне теперь не рвутся на Дальний Восток. Не делает нам погоды и миграция внутри региона.
Рассчитывали, что в южные субъекты региона поедут северяне, но это не подтверждается, - констатирует доктор наук. - Наоборот, внутрирегиональная дальневосточная миграция увеличилась, что говорит о холостом обороте: человек сюда едет, но здесь не остается и отправляется дальше.
Южные районы Дальнего Востока ему нужны как перевалочная база. Хотя, отмечу, что Хабаровский край за счет внутрирегиональной миграции несколько выигрывает - правда, только Хабаровск и Хабаровский район, но сюда все же приезжают и остаются.
Выручают нас миграционные связи со странами СНГ, - продолжает Мотрич. - Но в последние два-три года и этот поток стал меньше, особенно с Узбекистаном, хотя больше начали ехать к нам из Кыргызстана и Таджикистана.
Несколько лет назад было положительное миграционное сальдо с дальним зарубежьем - Китай, Корея… Но в последние два года и здесь идет минус. Китайцы теперь стали хорошо жить, у них там повысились заработная плата и пенсия. Пенсию стали получать все, в том числе и селяне.
Кроме того, Китай бурно развивается, и миграция там стала превалировать не за пределы, а внутри страны, преимущественно в южные провинции Китая, где строятся мегаполисы и есть инновационные проекты и предприятия.
На различных демографических форумах и конгрессах Екатерина Леонидовна, объясняя миграционную мотивацию населения, формулирует свою позицию не только как ученый, но и как дальневосточница.
Самое главное для наших жителей - это качество жизни, жилье, заработная плата, дороговизна перелетов в центральную Россию, - считает она. - Здесь обязательно нужно снижать тарифы на ЖКХ. У нас электроэнергия дороже, чем в центре, дорогое холодное и горячее водоснабжение, в результате плата за квартиру высокая.
Я сравнивала свою квартплату с квартплатой коллеги из Москвы - площадь одинаковая! - он платит почти в два раза меньше, чем я. Вот вам и мотивация для переезда.
Еще один важный вопрос - транспортная связь между населенными пунктами края, где зачастую нет дорог, и в межсезонье люди бывают просто отрезаны от всего мира. В экстренной ситуации и не выехать.
Молодые люди заканчивают школу и стараются уехать в Москву или в Питер, зная уже наперед, что там получат образование, найдут работу и будут жить лучше, чем их родители на Дальнем Востоке, - продолжает Екатерина Мотрич.
- Парень или девушка остаются в центре - за ними уезжают родители. Или, наоборот, родители едут в Краснодарский край или в Крым - за ними едут молодая семья, их дети. То есть мы теряем здесь самое трудоспособное население.
И перспективы показывают, что вплоть до 2035 года во всех субъектах Дальнего Востока численность населения будет с минусом как за счет естественного движения, так и за счет миграции.
За счет естественного - потому что в репродуктивный возраст вступает молодежь периода низкой рождаемости. А миграционная мотивация все сильнее усугубляется.
Есть хорошая пословица - «Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше». Люди едут туда, где можно найти лучшую работу, более высокую зарплату, где проще решить проблему жилья, где ближе и дешевле места отдыха.
И такая ситуация, по мнению дальневосточных ученых, будет складываться вплоть до 2035 года, а возможно и дальше.
В графе «Рождаемость» в наших статистических отчетах цифры значительно уменьшаются каждый год, - говорит Екатерина Леонидовна. - Растет количество людей престарелых.
Эта тенденция, правда, вообще характерна для России - увеличивается численность людей старше трудоспособного возраста. А среди субъектов РФ Дальний Восток по старению населения - в числе лидеров. Это означает, что рынок труда будет нуждаться в рабочей силе.
И чтобы эту рабочую силу сюда привлечь, надо сделать Дальний Восток привлекательным! Создать здесь условия такие, чтобы люди не просто приезжали сюда посмотреть регион, получить субсидии и вернуться обратно.
Надо сделать их жизнь на Дальнем Востоке удобной, красивой, лучшей. Правда, с другой стороны, если мы будем создавать условия только для приезжих, то местное население по-прежнему будет уезжать за пределы региона. Пока мер, которые вводятся «на благо дальневосточников», явно недостаточно.
Вот, к примеру, ввели субсидированные авиабилеты, но приобретение их превращается в какую-то безумную игру. С молодежью понятно, они могут «поймать» эти билеты онлайн.
А для пожилых граждан, кто не владеет компьютерной грамотностью и не дружит с Интернетом, это трудно. Я лично сама сделала опыт, необходимый для понимания возможности приобрести билет по акции субсидирования на летнее отпускное время.
Узнала день продажи, пришла за час до открытия кассы - была по очереди девятисотая! Но выстоять столько времени для человека в возрасте просто нереально, 900 человек за день кассиры не обслужат при всем желании.
А к вечеру следующего дня субсидированных билетов уже просто не было. Вот и все. Здесь нужна отчетность - сколько, когда и куда приобретено было билетов, какие категории ими воспользовались, потому что я, например, знаю случаи, когда покупали субсидированные билеты вовсе не дальневосточники.
Подробной раскладки нигде нет, поэтому трудно вообще понять, насколько на самом деле удовлетворены потребности людей. Озвучена только сумма, выделенная на субсидированные билеты, но дальше-то статистики никакой нет. 
Среди предложений, которые от имени Института экономических исследований ДВО РАН доктор экономических наук Мотрич высказывает на обсуждении демографических проблем Дальнего Востока, - увеличение количества субсидированных авиабилетов.
Кроме того, ученые предлагают снизить стоимость пролета между центральными районами страны и городами Дальнего Востока.
Но не все пожилые граждане могут летать самолетами, - комментирует Екатерина Леонидовна. - И мы предложили ввести субсидированные билеты для проезда железнодорожным транспортом.
Можно включить туда и обеспечение питанием. Мне кажется, это было бы очень востребовано. Пенсионерам спешить некуда, и едет себе человек спокойно, смотрит в окно на Россию-матушку…
Еще одно предложение я озвучила на форумах в Москве и Курске. Работающим пенсионерам не индексируется пенсия, а вот для дальневосточников ее надо индексировать, потому что жизнь у нас здесь потруднее и подороже.
И если люди будут знать, что получат такую надбавку, они не будут стремиться уезжать и продолжат жить и работать в регионе. Нужны реальные меры для закрепления здесь населения.
Марина ДЕРИЛО.



Выбор рубрики

Выбор даты
   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Работаете ли вы по специальности?




14.08.2019 09:50
Большая вода 2019
2019-08-10 15.43.24.JPG 2019-08-13 15.33.34 (1).JPG
 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика