НАШ ЭКСКЛЮЗИВ

Эксклюзивные материалы, отражающие ключевые события края и страны.

«ЗОЛОТОЙ ГОНГ»-2019

ЮБИЛЕЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ЖУРНАЛИСТОВ
«ЗОЛОТОЙ ГОНГ»

Погода в Хабаровске

Облачно, t +5 +12°C, Ветер 3, 6-14м/с. Восход в 6:02, заход в 19:53 Солнечная активность низкая

Из Хабаровска в космос Пётр Дубров в экипаже

02.04.2021 | Из истории современности

Солнце, ветер, высота - составляющие парашютного прыжка
Из Хабаровска в космос Пётр Дубров в экипаже
Как мы уже сообщали, Роскосмос утвердил состав 65-й экспедиции, которая отправится на МКС 9 апреля. В составе звездного экипажа Герой России космонавт Олег Новицкий, космонавт-испытатель Петр Дубров и астронавт НАСА Марк Ванде Хай. Есть у них и дублёры - Антон Шкаплеров, Олег Артемьев и Энн МакКлейн, сейчас все находятся на космодроме Байконур.
В честь 60-летия первого полета человека в космос транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-18» назван «Юрий Гагарин», а на ракету-носитель нанесена юбилейная символика.
Такие полеты уже перестали быть экстраординарными. Вполне вероятно, никто из жителей Хабаровского края не обратил бы на эту информацию особого внимания, если бы не одно существенное обстоятельство: в космос летит наш земляк Петр Дубров!
Да-да, самый что ни на есть хабаровчанин, который родился в первом роддоме на улице Ленина. Внук ветерана войны с Японией, летчика-орденоносца, заслуженного пилота СССР, персонального пенсионера Советского Союза Петра Сутурина. А еще Петр - сын бортрадиста компании «Дальавиа» Валерия Дуброва, ветерана авиации.
Мчатся
самолёты выше облаков…
Дедушку, в честь которого и был назван, он знал только по рассказам. Петр Сутурин в 1943 году окончил летную школу и был направлен на Дальний Восток. На ПО-2 возил в Приморье и Приамурье на рудники продукты, оборудование и почту, а обратно - ящики под пломбами с драгоценным металлом, очень нужным для производства брони.
Во время войны с Японией Пётр Михайлович доставлял на передовую боеприпасы, горючее и другие важные грузы, а обратными рейсами вывозил тяжелораненых. Так, однажды во время вынужденной посадки на вражеской территории он спас раненого командира. Был награжден орденом Красной Звезды и двумя медалями.
После войны Сутурин работал в гражданской авиации, 34 года летал в небе страны, открывал новые трассы, возил пассажиров и грузы, осваивал новую технику: от ПО-2, П-5, ЛИ-2 до Ту-104, Ил-18, Ту-114. А будучи пилотом-инструктором, учил летать молодых. Среди государственных наград за мирный труд - орден Ленина и почетное звание «Заслуженный пилот СССР».
Про деда внукам рассказывала бабушка, у которой была своя любовь к небу. В войну Мария Карповна Сутурина была метеорологом. И даже перейдя 90-летний рубеж, она сохранила в памяти все латинские названия облаков. Описывала их отличие друг от друга, объясняла, как они образуются…
Спустя много лет Петр будет делиться впечатлениями от бескрайних небесных просторов: «Никогда не перестану удивляться облакам. Невозможно найти два одинаковых, даже если искать всю жизнь. То вздымается горами кучевка, то стелятся причудливыми барашками слоистые. Росчерки перистых заставляют удивляться искусности руки, их нарисовавшей. А, собираясь вместе, они образуют такие картины, что разглядывать их можно часами».
А мы летим
орбитами
Дедушку, в честь которого и был назван, он знал только по рассказам. Петр Сутурин в 1943 году окончил летную школу и был направлен на Дальний Восток. Родственные гены не могли не сказаться. Петр хотел стать летчиком - вот только не уточнял, что летчиком-космонавтом. Правда, книга Алексея Леонова была у него с детства любимой.
Но мало ли кто из мальчишек 80-х не мечтал о космосе и небе? Для полетов нужно быть особенным человеком во всем. А Петр, казалось бы, был самым обычным. Ну, учился неплохо, в начальных классах отличник, потом ударник. Математика всегда нравилась.
После девятого решил перейти в ЛИТ - информационные технологии были интересны. Сам все разузнал, сдал экзамен, поступил. Вузовское обучение молодой человек выбрал тоже с компьютерным уклоном, как и иностранные курсы программирования.
После университета пошел по своему профилю. И работал бы Петр Дубров инженером-программистом, если бы не его увлечение. В Хабаровске он стал заниматься парашютной акробатикой. И первые же прыжки перевернули мир.
А время такое, что горючего для спортивных самолетов не было, вылеты редкие - молодой человек стал искать, где можно заниматься этим спортом не от случая к случаю, а постоянно, и, конечно, чтобы была работа.
Так в биографии появилась Москва. В 2009 году Дубров стал перворазрядником парашютистом, а через год на чемпионате России вместе со своей командой выполнил норматив кандидата в мастера спорта.
Петр увлекается дайвингом, ходит в горы, катается на лыжах, но ничто не сравнится с ощущениями, которые он испытывает в воздухе. О Мензелинском аэроклубе, где проводится парашютная подготовка инструкторов и космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, сказано:
«Здесь обитают души окрыленных людей, живущие небом и мечтой о покорении невообразимых небесных высот. Они дают возможность любому желающему ощутить себя частью необъятного воздушного пространства, дарят мгновения настоящей свободы духа и тела, утоляют глубинную тоску по полетам в небесном мире. Здесь место силы духа и влюбленных в небо людей».
Обнимая небо
Когда позади годы занятий, наверное, уже нет таких сильных эмоций, которые были в первое время. Тем интереснее читать впечатления, которыми делился Петр Дубров в начале своих космических тренировок:
«24 декабря 2013 года. Прошёл уже месяц после завершения первого этапа лётной подготовки. Каждая новая тренировка - лекции и зачеты, зимние выживания или погружения в гидролаборатории - словно кирпичиком вкладывается во что-то новое, необычное, но восхитительно интересное.
Пока трудно описать здание, которое мы начали строить на фундаменте нашего прошлого опыта больше года назад, в группе ОКП. Наверное, это и невозможно, поскольку оно никогда не будет завершено, с каждым годом прирастая новыми навыками, знаниями, идеями и их воплощениями. Что-то будет лишь добавлять штрих к этой постройке. А что-то - переворачивать взгляд на привычные вещи.
Было интересно - что может дать лётная подготовка уже знакомому с небом человеку. Скорость, свободное падение, стресс на грани риска - это уже было. Что же ещё? Оказалось - очень многое. Небо открылось с новой стороны: из кабины реактивного самолёта, из виражей, горок и петель стало видно то, что знакомо только лётчикам.
Капот - горизонт - АГД - скорость - высота - вариометр. Образ крылатой машины врастает в сознание, словно ты становишься частью её самой. Реагируешь на малейшие изменения. Приборы перед глазами - продолжение органов чувств. Рычаги управления в руках, ноги на педалях - единое целое. Ставишь себе цель, а руки уже знают, что делать. Постоянный контроль и внимание. А вокруг - бескрайнее небо!
За десять часов полётов нельзя стать пилотом. Даже нельзя сказать, что ты понял, что это значит - быть им. Лишь острое чувство осознания того, как многому ещё можно учиться, но придётся этим поступиться ради достижения главной цели. На всё просто не хватит сил и времени.
Но теперь, каждый раз осматриваясь вокруг, я гляжу на этот мир уже немного другими глазами. Автомобили на дорогах, фигуры спешащих на работу людей, дорога впереди - внимание распределяется, как на приборной доске самолета. И неповторимые облака над головой, даже в самую лютую непогоду. Сохранится ли это чувство до следующих полётов? Хочется верить - да.
Вскоре после завершения лётной подготовки я видел сон. Очередная работа в зоне, выполняю вираж, ухожу на пикирование, взлетаю в горку, перехожу в горизонтальный полёт. Все как обычно, только вместо приборов на панели почему-то плоский монитор с нарисованными на нем вертикальными шкалами и несколько кнопок под ним.
Под крылом бежит рыжая, зеленая, серая и еще миллиона оттенков земля. Слышу голос инструктора: «Набираем четыреста тысяч». - «Понял, выполняю!» Рычаг на себя - и кратковременная перегрузка дает понять, что мы начинаем взлетать.
Огромное небо над головой понемногу темнеет, словно проваливаясь вверх. Земля, уходя все ниже и ниже, покрывается голубым, как будто вся лазурь небес дождём опадает на неё, оголяя черноту космоса. И звёзды - яркие, немигающие - протыкают небосвод сначала поодиночке, а потом - целыми россыпями.
Шум двигателя становится тише. И это уже не шум, а вибрации, ощущаемые всем телом через корпус самолёта.
Не помню, чем закончился этот нереальный пока полёт. Но однажды это станет возможно. Для полёта в космос не нужны будут сверхмощные ракеты и специальные корабли.
Небольшой самолёт сможет преодолеть земное притяжение и сопротивление воздуха, набрать необходимые скорость, высоту и покинуть пределы земной атмосферы. И тогда профессии летчика и космонавта уже нельзя будет отделить одну от другой…»
Оправдан риск и мужество
«2 января 2014 года. Вряд ли кто-то задумывался, как бы себя чувствовал человек внутри футбольного мяча. Обычно мяч накачивают до разницы давлений 0.6-1.1 атмосферы.
Внутри скафандра «Орлан» во время работы в открытом космосе - 0.4, не намного меньше. Вот он - самый технологичный мяч. А еще - маленький космический корабль, который способен поддерживать жизнедеятельность человека в открытом космосе практически десять часов.
Чем больше узнаю его конструкцию, тем больше восхищает гений разработчиков. Наверное, невозможно придумать более простые, компактные и надежные решения для систем жизнеобеспечения.
При входе в скафандр он тебя мягко обнимает, словно укутываешься в тяжелое ватное одеяло. Поднимаешь давление внутри, и герметичные оболочки, гулко потрескивая, расправляются. Вот тогда и создается впечатление, что вокруг тебя надувается резиновый мячик.
Каждый палец на перчатках немного раздувается, становится пружинящим, будто на руку надели эспандер. Пытаешься свести или развести ноги в стороны, а они пружинят, словно к ним привязали резинки. Только вращающиеся шарниры практически не создают сопротивления.
При работе в космосе о ногах можно забыть. Встать и зацепиться ими можно только в специальных креплениях - якорях. Все делается руками. Можно сказать, что и ходят космонавты на руках. Каждое движение приходится рассчитывать так, чтобы максимально участвовало вращение шарниров, и не приходилось сгибать тугие, пружинящие оболочки.
Но это не всегда возможно. Когда хватаешься за поручень, сжимаешь карабин, или сгибаешь руку в локте, то в полной мере ощущаешь, что на тебе не прогулочный костюм, а устройство для жизни и работы в самых экстремальных условиях. Остается только восхищаться выносливостью людей, которые могут трудиться в нем по семь, восемь часов. Кистевой эспандер теперь долго будет одним из лучших моих друзей…»
Лишь одна
мечта - высота
«15 августа 2014 года. Солнце, ветер и высота. Не могу себе представить парашютные прыжки без этих трех составляющих. Вот и сейчас, на втором этапе специальной парашютной подготовки, снова упиваюсь потоком, впитываю солнце и восхищаюсь нашей планетой с высоты.
СППК значительно отличается от спортивных прыжков. Первое - нужно вести репортаж, проговаривать все свои действия на диктофон, который берется с собой на прыжок. Минимум слов, максимум информативности: вот основные задачи такого репортажа.
Программа прыжка, высоты, дистанции, действия - чем полнее можно представить картину прыжка по репортажу, тем успешнее задача выполнена. А второе - карточки, решаемые в свободном падении. Задачи на логику, внимание, простые расчеты. Решение тоже нужно записать на диктофон.
Многое в спортивном прыжке делается рефлекторно, отработанные и отточенные на земле движения превращаются в спортивные результаты в воздухе. Для космонавта же важнее всего мгновенный осознанный анализ быстро меняющейся обстановки, умение быстро и точно её описать, как бы угрожающе опасна она ни была. Парашютный прыжок - самый простой способ смоделировать такую ситуацию.
А еще СППК - это возможность снова окунуться в неповторимую атмосферу дропзоны - места, где прыгают парашютисты. Только здесь в одном месте можно одновременно встретить столько позитивных, энергичных, оптимистичных людей, мастеров своего дела, искренне любящих то, чем они занимаются.
Здесь нет места самоуверенности и разгильдяйству, потому что они немедленно приводят к трагическим предпосылкам, которые при чуть менее удачных обстоятельствах могут закончиться настоящей трагедией.
И особенно плохо, когда самоуверенность и баловство одного доводит до грани риска другого, еще не настолько опытного, чтобы справиться. Хотя космонавт должен быть готов встретить любую ситуацию, нельзя рисковать бездумно.
Получаемый на этих тренировках опыт обязательно поможет нам в будущем. А теплые воспоминания об этом месте будет заряжать энергией еще долгое время…»
Без громких слов
Петр не был в Хабаровске больше двух лет. Подготовка к полету, пандемия… Но родной город не забывает. Лирический пост, который Дубров написал во время одного из приездов, лучше всего говорит о любви к Родине:
«Наверное, как для любого, кто когда-то уехал из родного города, возвращение на Родину всегда волнительно. С этими местами связаны детство и юность. Все наши мечты, стремления, мы сами - родом из нашего детства, из этих мест. И куда бы не забрасывала жизнь, только здесь по-настоящему ощущаешь себя дома.
Город растет. Новые дороги, развязки, здания, целые микрорайоны появляются с каждым следующим моим приездом. Но в некоторых местах словно возвращаешься назад, в прошлое.
Космонавт № 149
Им предстоит большая работа на орбите. Как сказал на пресс-конфренции экипажей перед отправлением на Байконур космонавт Олег Новицкий, даже 12 апреля вряд ли придется отдыхать в честь праздника, запланировано много дел.
28 марта на площадке № 17 космодрома прошла торжественная церемония поднятия флагов стран-участниц международного запуска транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-18».
Космонавты Олег Новицкий и Пётр Дубров подняли флаг России, Антон Шкаплеров и Олег Артемьев - флаг Казахстана, астронавты NASA Марк Ванде Хай и Энн МакКлейн - флаг Соединенных Штатов Америки. А начальник оперативной группы, российский летчик-космонавт Валерий Корзун вручил бортинженеру корабля «Союз МС-18» Петру Дуброву удостоверение космонавта № 149.
Такой документ выдается каждому космонавту, который готовится выполнить свой первый космический полёт.
А пока оба экипажа, как сказано на сайте Роскосмоса, продолжают готовиться к факторам космического полета. Проводятся занятия по бортовой документации пилотируемого корабля «Союз МС-18», инструктаж по технике безопасности при работе на российском сегменте Международной космической станции и тренировки по ручному причаливанию.
Запуск с площадки № 31 запланирован на 9 апреля, полет к МКС пройдет по «сверхбыстрой», двухвитковой схеме.
Марина ДЕРИЛО.



Выбор рубрики

Выбор даты
   
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика