Сбудется ли мечта президента Кореи

20.11.2018 22:45 | Новости | 3м. 20 c. | 202

Российско-корейские государственные экономические отношения имеют небольшую историю. Хотя на человеческом уровне они начали складываться с середины XIX века, когда корейцы переселялись на Дальний Восток под влиянием на родине жестких феодальных притеснений. В результате в XX веке они имели в регионе достаточно заметную этническую группу: по переписи 1989 г. - 107,1 тыс. чел.
Корейское население в значительной степени ассимилировалось с русскими. Тем не менее оно оставалось корейским по происхождению, расовым и национальным признакам, особому отношению к истории и культуре. Важно заметить, что между корейцами и дальневосточниками складывались наиболее доверительные человеческие отношения.
Установление дипломатических отношений России с Республикой Корея в 1990 г. дало мощный импульс развитию внешнеэкономического сотрудничества. Начал расти товарооборот. Корея стала лидером среди стран АТР по импорту товаров с российского Дальнего Востока (2017 г. - 6,1 млрд долл. США).
Растущие возможности складываются в связи с формированием новой модели развития Дальнего Востока, через который Россия планирует интегрироваться в АТР, получая обратный импульс развития. Поэтому на четвертом Восточном экономическом форуме в 2018 г. президент России В.В. Путин предложил активизировать российско-корейское сотрудничество на региональном уровне. В начале ноября состоялся Первый Российско-Корейский форум межрегионального сотрудничества, в котором мне посчастливилось участвовать и выступить.
Уровень форума определялся участием президента Республики Корея Мун Чже Ина. Корейская сторона проявила высокую заинтересованность в активизации экономического сотрудничества. Была провозглашена новая Северная политика, направленная на усиление взаимозависимости и создание основы для мира в Северо-Восточной Азии.
Особый интерес корейская сторона проявляет к логистическим проектам. Мечта президента Мун Чже Ина - соединение железных дорог Корейского полуострова с Транссибом и выход в Европу через континент. Не менее амбициозный проект видится  в освоении Северного морского пути. Он позволит соединить экономическое пространство Восточного моря с экономикой Европы и начать новый шелковый путь из Пусана. По оценкам корейских экспертов, расстояние транспортировки по сравнению с традиционным южным направлением сокращается на 32%, время - 10 дней, издержки на одну перевозку - 550-920 тыс. долл. США.
В этом контексте формируется интерес совместного сотрудничества в области судостроения и судоремонта. Сочетание российских и корейских технологий позволят получить новое качество при строительстве ледокольного флота нового поколения.
Следующим масштабным проектом является российско-корейское энергетическое сотрудничество. Оно включает создание суперэнергосети Северо-Восточной Азии, включающей Северную и Южную Кореи и Россию, совместную разработку и использование возобновимых источников энергии, строительство газопровода и расширение экспорта российского угля.
Помимо глобальных проектов обсуждались возможности сотрудничества в области сельского хозяйства, рыбопереработки и марикультуры, строительной индустрии и туризма.
Вместе с тем, российские и корейские эксперты отметили высокие риски реализации бизнес-проектов на Дальнем Востоке. Фундаментальной причиной их является повышенная затратность производства. В своем выступлении отметил важные шаги, предпринимаемые Правительством России по нивелированию этих трудностей. Главными инструментами становятся новые механизмы хозяйствования: территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), свободный порт Владивосток, центры экономического роста.
В настоящее время режимы ТОР позволяют существенно снизить налоговую нагрузку на бизнес. Государство берет на себя обязательства по строительству производственной и социальной инфраструктуры. Максимальное развитие в ТОР получают перерабатывающие отрасли промышленности. Их формирование позволяет дать существенную прибавку валового регионального продукта субъектов ДФО. Заинтересованность бизнеса объясняется также снижением издержек производства в результате вводимых преференций.
Идет процесс совершенствования новых механизмов хозяйствования. Однако идти он должен активнее, чтобы сделать региональную экономику более конкурентоспособной. Необходимо освободить дальневосточный бизнес от федеральных налогов, экспортную пошлину оставлять в регионе для пополнения бюджетов и расширения поддержки малого и среднего бизнеса.
Ключевым направлением является расширение противозатратной политики в естественных монополиях и предприятиях с государственным участием. Прежде всего это касается транспортных компаний и топливно-энергетического комплекса.
Общим фоном прошедшего Первого Российско-Корейского форума межрегионального сотрудничества был оптимизм, конструктивизм и доброжелательность. Чувствовалась заинтересованность обеих сторон в реализации далеко идущих планов. Хочется надеяться, что к следующему форуму, который состоится во Владивостоке, появятся первые ощутимые результаты.
Лишний раз убеждаюсь, что новое - это хорошо забытое старое и что игнорирование науки ведет к потери времени, самого дефицитного ресурса в нашей жизни. Многие из обсуждаемых на форуме проектов и предложений были изложены в отчеет НИР ДальНИИ рынка еще в 2002 году.
В. Заусаев,
доктор экономических наук, профессор.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев


25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу