Летчики-асы в любой момент могут стать вахтерами (Часть 1)

29.07.1999 | АРХИВ | 1м. 45 c. | 650

Поэт-трибун некогда рекомендовал выбирать профессию с детства. В меру сил он пытался уверить, что все работы хороши, но мальчишки все равно поголовно мечтали стать летчиками - пусть меня научат (или моряками, пожарными, милиционерами)! Романтика подвига владела сердцами поколений вплоть до нынешнего времени, которое, как известно, выбирает «пепси».

Когда-то профессия летчика по популярности была на втором-третьем месте после космонавта, а нынче уже два года ограничен набор в летные училища - профессионалов не знают куда деть. «Дальавиа» проводит эксперимент: в договор трудового коллектива с администрацией внесено временное ограничение в пункте выплаты денежного вознаграждения за выслугу лет - уходящий на пенсию получит четверть оклада за каждый год трудового стажа. Раньше это было нормой, теперь финансовые возможности предприятия ограничены, и льгота будет действовать только три месяца. Объясню популярно: при достижении пенсионного возраста - в течение трех месяцев - каждый работник наземных служб должен решить для себя: вознаграждение за выслугу и - на заслуженный отдых или продолжаешь работать, но без «послужных» денег. То есть ударный непрерывный труд на одном предприятии тебе прощаем. Понятно, что данные меры должны стимулировать естественное движение кадров: молодым везде у нас дорога, старикам, соответственно, почет.

Как в «Поле чудес»: берешь приз или остаешься в игре.

Я знаю людей, которые с первого дня трудовой биографии мечтают поскорей выйти на пенсию, чтобы, наконец, заняться чем-нибудь для себя. Что касается летчиков, пенсия для них - катастрофа, вынужденная посадка.

Раньше у них была одна проблема - медкомиссия. Летали по 500 - 600 часов в год, жены не успевали рубашки белые настирывать (тетя Ася со своим отбеливателем явно припозднилась). Сегодня объемы полетов сократились в шесть раз. На предполетном осмотре уже не интересуются, как отдыхал, спрашивают: «Когда летал?». Летают в среднем раз в месяц. Получают меньше водителя троллейбуса. А в остальном, прекрасная маркиза...

Есть давний рецепт на все случаи жизни: хочешь жить - умей вертеться. Вот уж совет не для этих людей. Проблема и здесь одна: ни торговать, ни «мышковать» они не умеют. Показательным является и тот факт, что сегодня «Дальавиа» могло бы обойтись летным составом вдвое меньшим, но администрация справедливо считает, что такие люди на дороге не валяются. И что проблему с самолетами, в конце концов, удастся решить. Уже трижды добирались до последнего звена этой цепочки, но каждый раз дело настигал очередной форс-мажор - то «черный» вторник, то кризисный август, то смена правительства. Хватило бы терпения, что называется... Не все выдерживают. Недавно один «спустился» на землю - инженером в Горводоканал. Понять можно: маленький ребенок, а там зарплата в два раза выше. За ним ушел еще один - оба командиры с ИЛ-62. «Самолеты еще будут или нет, а вода будет всегда...» - в каждой шутке есть доля правды.

По нормативам при налете 6200 часов летный состав может уходить на пенсию. Авиационно-космическая медицина констатирует, что к этому времени организм растрачивает резерв здорового, физически крепкого человека и его дальнейшая эксплуатация в условиях постоянных перегрузок грозит необратимыми изменениями в состоянии здоровья.

Казалось бы, что проще: налетал норму - отдыхай! Но ныне льготная пенсия - сплошная фикция. Во всем мире так: что заработал - твое, там даже зарплату платят еженедельно. Но даже по закону летному составу гражданской авиации, вышедшему на пенсию, но работающему, пенсия не положена. Заработал? Молодец! Получишь, если доживешь до шестидесяти. Непонятно только, в чем же здесь льготы?

У нас заработанное не значит гарантированное. То есть фактически декларация льготной пенсии дает летчикам одно - право работать на износ. Для справки: военные, милиция, ФСБ и прочие работающие льготники (я имею в виду пенсию) получают ее распрекрасным образом и тратят по усмотрению. Живут же люди!

Летчики, по образному выражению одного из них, живут девять лет: семь до школы и два года на пенсии. Уходят, оставив семье свои новенькие пенсионные книжки, где значится стаж в шестьдесят - семьдесят лет (год - за два), и по которым не получено от государства ни одного рубля - ни льготного, ни по старости. По той простой причине, что до старости не доживают. Минздрав предупреждал...

«Не живут летчики на земле, не живут...» - штурман Виктор Демидко пожал руку Александру Дыбову, старшему бортрадисту первого авиаотряда, только что вернувшемуся из московского рейса. Мы стояли и молча смотрели, как на раскаленном пятачке у траурного зала краевой больницы разворачивается фургон аварийки Горводоканала. Какие-то люди втащили шланги - счастливые, их привела сюда работа, а не беда. Мы же пришли на похороны летчика.

В вестибюле «Дальавиа» остолбенела от неожиданности - в траурной раме знакомое лицо. Николай Иванович Вязков, командир экипажа ИЛ-62. Блестящий летчик и, говорят, редкой души человек. Александр Васильевич Самойлов, второй пилот в его экипаже, рассказывал, как однажды во время посадки в Сиэтле при сложных метеоусловиях отказала курсо-глиссадная система.

Продолжение далее...







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов