Здесь блистали Собинов и Комиссаржевская

20.06.2020 | Из истории современности | 15м. 55 c. | 327
Здесь блистали Собинов и Комиссаржевская
Вторая очередь доходного дома Кровякова

Ни для кого не секрет, что культурная жизнь всегда держалась на интеллигенции. Так было и в столице, и в провинции. Правда, на Дальнем Востоке все же существовала одна особенность. Основу местной интеллигенции составляли офицеры армейских гарнизонов, да и неудивительно - ведь большинство городов здесь, в том числе и Хабаровск, были прежде всего военными постами, а будущих командиров русской армии учили не только военным премудростям, но и литературе, музыке, истории искусств. Так что появление в городе на берегу Амура Военного (Офицерского) собрания было делом закономерным.

Военные задают тон культурной жизни

Стоит сказать, что Офицерское собрание в те времена было само собой разумеющимся во всех городах России. Это своеобразный клуб для офицеров, чиновников военного ведомства и членов их семей, как правило, штатским вход сюда был закрыт.
Начало Офицерскому собранию в Хабаровске положили офицеры артиллерийского склада еще в 1875 году, а разместилось оно в небольшом деревянном доме. Военное ведомство из года в год собиралось выделить деньги на постройку каменного здания, но каждый раз находились более неотложные задачи.
Сложно сказать, как долго бы это продолжалось, если бы не пожар в 1897 году, когда на праздновании Масленицы сгорело несколько казенных домов, в том числе и здание Военного собрания.
Новое каменное здание отстроили быстро - именно оно известно сейчас всем хабаровчанам как здание Дальневосточного художественного музея. Правда, первое время в собрании не было даже мебели - рояль, люстры и вся обстановка, отправленные морем, прибыли в город испорченными.
Так что пришлось генерал-губернатору Приамурья барону Корфу выделять деньги на покупку мебели в самом Хабаровске. С этого момента Офицерское собрание на долгие годы стало местом встреч офицеров, пристанищем для гастролирующих артистов, местных кружков, благотворительных спектаклей и концертов.
День его открытия - 14 ноября 1887 года был ознаменован показом первого любительского спектакля - комедии Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
Местное общество очень любило посещать этот уютный особняк. Роскошные гостиные, мягкая мебель, камин и ковры сразу располагали гостей к отдыху и неформальному общению.
На первом этаже размещались большая гостиная, зал со сценой, две малые гостиные, столовая с буфетом, передняя, комната для музыкантов и туалетная. На втором этаже в небольшом угловом помещении устроили библиотеку, две комнаты отвели для карточных игр и одну под бильярдную. В полуподвале находились комнаты для прислуги, повара, кладовая и кухня.
Окна выходили в городской сад, и от Амура веяло летней прохладой. Из зала можно было выйти на террасу, обращенную в парк. Неподалеку располагался музыкальный павильон, откуда доносилась духовая музыка.
Сюда приходили отдохнуть, обменяться новостями, поиграть в карты. Однако вход в Офицерское собрание был строго ограничен. Офицеры клуба платили членские взносы, гостей же пропускали только по приглашениям. При этом всегда следили за формой одежды: военные должны быть в сюртуках с эполетами, штатские - во фраках.
Надо сказать, что некоторые хабаровские офицеры совсем не уступали профессиональным музыкантам. Еще в феврале 1895 года, например, силами офицеров был устроен первый в городе симфонический концерт. Позже такие мероприятия стали обычным явлением, но первый произвел настоящий фурор.
Весь цвет офицерства во главе с генерал-губернатором пожаловал тогда на концерт, который продолжался 2 часа. Зал был переполнен, в собрание пришлось даже привезти дополнительные стулья.
Кстати, после этого концерта в кассу Офицерского собрания регулярно стали поступать деньги из казначейства военного губернатора, что стало большим подспорьем. Ведь взносов офицеров - членов собрания едва хватало на поддержание порядка в здании и устройство так называемых «семейных вечеров».
Мода на такие вечера пришла из Москвы и Санкт-Петербурга вместе с женами высших чиновников военного ведомства. Проводили их довольно часто. Причем с одной только целью - сблизить офицеров, членов их семей, создать в офицерской среде атмосферу дружбы и взаимопонимании.
Не случайно порядок проведения таких вечеров был утвержден военным губернатором. Правда, никакого официоза на этих собраниях не наблюдалось, проходили они легко и весело, в лучших традициях высшего общества столицы. Офицеры пели, танцевали, музицировали. Молодежь играла в фанты, люди постарше - в преферанс. Обхождение с дамами было самое галантное. Многие хабаровские красавицы прилагали массу усилий, только бы попасть на такие собрания. Но было это непросто.
Только по самым торжественным случаям и праздникам двери Военного собрания открывались и для широкой публики. Начало этой традиции положил С. М. Духовской, который не только разрешил привлекать к участию в концертах и постановках нижних чинов, но и позволил солдатским семьям бывать на таких спектаклях.
К удивлению многих, публика из простолюдинов и солдат неплохо разбиралась в музыке и игре актеров. По окончании каждого акта пьесы раздавались оглушительные аплодисменты, ведь для простого люда каждое такое представление было знаменательным событием.
Кстати, такое отношение солдат к искусству не только удивило офицеров, но и подтолкнуло их заняться воспитанием и образованием подчиненных. Через некоторое время с солдатами стали проводить так называемые народные чтения.
На первое такое чтение произведений Пушкина собралось больше 170 человек, и оно имело огромный успех (причем желающих было намного больше). После этого народные чтения стали проводить регулярно. Книги читали самые разные - от художественной до исторической и медицинской литературы. Кроме этого, солдат обучали грамоте и проводили с ними «нравственные беседы».
Можно представить, какой фурор начался в городе, когда здание Офицерского собрания наконец-то открыли для людей гражданских. Ведь служащие (чиновники, инженеры, мещане) часто писали, что «по-настоящему живут только на работе, так как по вечерам делать абсолютно нечего. С наступлением вечера на город опускается скука».

Соболя, чтобы щи не простыли

Впервые штатские смогли посетить Офицерское собрание только в конце XIX века, когда офицеры, члены драматического кружка, организовали благотворительный спектакль. Эта постановка довольно известной в то время комедии «Свадьба Кречинского» и водевиля оставили в сердцах всех посетителей незабываемое впечатление.
Прежде всего, поражало само здание - широкие залы, проходы, светлые комнаты и роскошная мебель. Все это было диковинкой для провинциального города. Во время антрактов для гостей играл оркестр. Часть публики, особенно дамы и молодежь, прогуливалась по фойе, чтобы, как говорится, и людей посмотреть, и себя показать. Работали два буфета, организовали и продажу цветов, украшений и сувениров.
После спектакля хабаровчане несколько дней обсуждали достоинства и недостатки представления, а вскоре и в газетах появились рецензии на спектакли, концерты и постановки. Тем более что с начала XX века в Хабаровск частенько стали наведываться столичные знаменитости.
Мало кто знает, что в городе гастролировали знаменитый пианист Антон Контский, балет Коковиной, Вера Комиссаржевская, квартет сестер Эрль… И большинство из них облюбовали для своих выступлений здание Офицерского собрания, ведь более благоустроенного и уютного помещения в то время в Хабаровске не было.
Все мероприятия проводились собственными силами. Большую роль в их организации играли члены офицерских семей. Часто мероприятия носили благотворительный характер.
«19 декабря 1899 года хабаровский кружок любителей драматического искусства в Гарнизонном собрании с разрешения Н. И. Гродекова поставил благотворительный спектакль в пользу прокаженных. Чистый доход получился «не очень» - 91 рубль 33 копейки, но и такие деньги оказались нелишними», - вспоминали в своих очерках о Хабаровске Л. А. Востриков и З. В. Востоков.
Большой восторг у зрителей на таких вечерах вызывала игра на скрипке В. А. Жоравовича и Н. Н. Серебренникова, пение романсов Н. И. Громовой. Долго помнили о концерте Д. М. Леоновой, покорившей своим талантом Сибирь в 1875 году.
Певица вспоминала: «Когда меня пригласили обедать, и я пришла к столу, щи уже были налиты, а моя тарелка обложена кругом соболями, для того, сказал мне хозяин (красноярский золотопромышленник П. И. Кузнецов), чтобы щи не простыли».
После концерта Дарьи Михайловны в Хабаровске растроганный ее искусством купец А. Ф. Плюснин преподнес обладательнице изумительного голоса 40 шкурок «чудных черных соболей».
Впрочем, не стоит думать, что Офицерское собрание было местом исключительно увеселительным. За годы его существования здесь проводили и массу других мероприятий.
В этом здании читали доклады военные губернаторы и чиновники военного ведомства, здесь же проводили лекции и учебу для офицеров городского гарнизона, выступали в залах Офицерского собрания и члены Приамурского географического общества, многие из которых, кстати, были кадровыми офицерами. Нередко по окончании доклада зал стоя рукоплескал участникам экспедиций.
В 1890 году, во время своего путешествия на остров Сахалин, в Хабаровске останавливался А. П. Чехов. Как пишут историки, он посетил Военное собрание и читал там газеты. Об этом напоминает мемориальная доска с бюстом писателя работы известного хабаровского скульптора Юрия Кукуева, прикрепленная к главному фасаду Дальневосточного художественного музея.
Долгое время здание Военного собрания являлось центром притяжения городской интеллигенции. Однако гостям не хватало художественных впечатлений. Для украшения его стен были приобретены три копии с картин И. К. Айвазовского и В. Д. Поленова и одно оригинальное произведение местного художника С. Г. Ращенко. Часто здесь проходили художественные выставки, в основном с благотворительной целью.
С инициативой создания публичного музея искусств в Хабаровске выступил генерал-губернатор Приамурского края Н. И. Гродеков. Однако лишь в 1920-1930-е годы на Дальний Восток из запасников Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изящных искусств, Музея фарфора, Исторического музея поступили обширные коллекции русского и западноевропейского искусства. В дальнейшем они стали основой собрания Дальневосточного художественного музея.
Только в 1901 году, когда в городе открылось так называемое Общественное собрание, в Хабаровске появился второй центр культурной и общественной жизни. Вступить в него мог практически любой человек: интеллигент, купец и даже ремесленник, членские взносы здесь требовали небольшие, а обстановка отличалась своей демократичностью.
Но все равно большинство жителей - и военных, и гражданских - сходились во мнении, что Общественное собрание во многом походило на Офицерское и заимствовало у него лучшие черты.

Театр и художественный музей

В скором времени значительные изменения претерпел внешний вид здания Офицерского собрания. В 1896 году его расширили одноэтажной пристройкой, а в 1914-1916 годах оно было серьёзно перестроено по проекту инженера А. Николаева-Труханина.
Здание достроили до трёх этажей, а по краям высокой скатной крыши появились четырёхскатные шатры. С северо-западной стороны пристроили крупный двухэтажный объём, выступающий в парковую зону и увенчанный куполом. Фасады здания были отштукатурены, декорированы под классицизм рельефными вставками и окрашены.
Теперь фасад представлял собой чередование полос охристого и терракотового цветов с выделенными белым цветом элементами декора. Делалось всё это силами австро-венгерских военнопленных, размещённых в Хабаровске. Февральская революция 1917 года уравняла офицерский и солдатский состав в гражданских правах, так что с новыми властями «собрания для избранных» уже не могли существовать.
Да и не до культурных мероприятий было в условиях революции и гражданской войны. В эти годы в здании бывшего Офицерского собрания размещались биржа труда и народный университет. Учитывая, что в своё время в собрании читались и лекции, можно сказать, что некоторая преемственность всё-таки сохранилась даже в эти тяжёлые годы.
В марте 1919 года здание было занято под штаб японской дивизии. После освобождения города в нём разместился штаб 2-й Приамурской армии. После окончания гражданской войны с 1924 года в здании разместился Дворец труда, а в 1926 году в нём проходил I Дальневосточный краевой съезд Советов.
Но вскоре вспомнили и об изначальном «культурном» назначении здания. В 1928-м его решено было передать театру комической оперы (ныне это Хабаровский краевой музыкальный театр), открывшемуся двумя годами ранее опереттой «Сильва». Для этого был разработан проект его новой реконструкции, предполагавшей надстройку новой части здания, но специальная комиссия признала проект несостоятельным.
Однако это не помешало переезду сюда театра комической оперы, и 7 ноября 1928 года здесь состоялась премьера оперетты «Женихи». Далее в бывшем здании Офицерского собрания уже демонстрировались в основном классические оперетты - «Голубая мазурка», «Фраскита», «Танец стрекоз», «Марица» и «Баядера». А 17 ноября 1933 года в этом здании театр получил своё новое и знакомое всем хабаровчанам имя - театр музыкальной комедии.
В 1938 году бывшее Офицерское собрание все-таки реконструировали под нужды театра. Архитектор П. А. Стариков выполнил перепланировку зрительного зала, пристроив к нему «карман». Театр продолжал свою работу и во время Великой Отечественной войны, хотя часть здания была временно отдана под военный госпиталь.
А в 1947 году была осуществлена новая реконструкция здания архитектором В. П. Кампиони, изменившим интерьеры. Театр занимал правую часть бывшего Офицерского собрания, а в левой разместился Хабаровский краевой совет профсоюзов.
В 1977-м театр переселился в новое здание рядом с парком «Динамо». Его место занял Концертный зал Хабаровской краевой филармонии, образованной ещё в 1938 году. А в 1980-1990-х годах новая серия реконструкций изменила внешний вид здания, приблизив его к прежнему историческому облику и сделав более привлекательным.
Крайсовпроф же нашёл себе новое пристанище, а в 1992 году юго-восточную часть здания занял Дальневосточный художественный музей, разместивший здесь свои коллекции, формировавшиеся ещё с 1920-х годов.
В 2002 году была выполнена комплексная реставрация и реконструкция северо-восточной части здания. Но внешние изменения уже не повлекли внутренних перемен. Бывшее здание Офицерского собрания и по сей день занимают художественный музей и филармония. Таким образом, назначение здания осталось прежним - оно сохранило свою роль очага культуры в Хабаровске.

Общественное собрание

Однако вернемся к истории. Вопрос о создании Общественного собрания Хабаровска был поднят еще в ноябре 1880 года. Тогда в двухтысячном населенном пункте, только-только ставшем городом и центром огромной Приморской области, едва ли было более трех десятков людей, которые могли бы войти в состав такого собрания. Еще до конца года под общественные нужды им был отведен сруб сгоревшей почтовой конторы на краю города, где вскладчину быстро провели ремонт.
После строительства великолепного и комфортного по меркам своего времени Военного собрания офицеры автоматически вышли из Общественного собрания, что, однако, не подорвало последнее, так как численность штатских горожан из числа «чистой публики» стала резко увеличиваться.
И все же свое капитальное здание у них появилось лишь к 1901 году, причем построили его на средства купцов Пьянковых, которые сдали дом в долгосрочную аренду на 20 лет. Предполагается, что автором проекта был известный в Сибири иркутский архитектор В. А. Рассушин. Его брат - А. А. Рассушин - являлся первым городским головой Хабаровска и одним из инициаторов создания Общественного собрания и строительства для него отдельного здания.
Строительство длилось с 1899 по конец 1901 года, торжественное открытие состоялось 2 декабря. На нем присутствовали более трехсот горожан, а вечерний бал собрал уже около тысячи хабаровчан.
Достаточно просторные для своего времени помещения позволяли разместить театр, ресторан, библиотеку и другие клубные помещения. В связи с этим примечательно, что одному только современному театру юного зрителя необходимы практически втрое большие площади.
В декабре 1922 года это здание было муниципализировано, через год его сдали в аренду театру И. В. Томашевского, а в 1927-м передали в ведение отдела народного образования Дальневосточного края под размещение в нем городского театра. Тогда-то и состоялось объединение помещений бывшего Общественного собрания с площадями бывшего доходного дома Н. Р. Кровякова.
Главный зрительный зал, конечно, тоже практически полностью изменился по сравнению с состоянием на начало XX века, тем не менее в ходе реставрации он был очень неплохо стилизован под старину и смотрится куда интереснее малого.
Именно на этой сцене состоялась премьера постановки «Осада Лейдена» по пьесе И. Штока 11 июня 1944 года, что и стало официальной датой рождения Хабаровского краевого театра юного зрителя. До этого, кстати, здесь работал Дом пионеров, где в 1942-1943 годах давал спектакли для детей ленинградский Новый театр под руководством Б. Сушкевича.

Большая семья Кровяковых

Кровяковых в старом Хабаровске было много. И все они находились между собой в родстве. Самые известные из них - это четыре брата: Василий, Дмитрий, Никита и Степан. У их отца - Романа Яковлевича были ещё братья - Сергей и Василий. Жили в Хабаровске и другие представители этой фамилии, различной степени взаимного родства.
О семье Кровяковых рассказывают интересную историю. Сын Романа Яковлевича отправился в Европу учиться бизнесу. По его возвращении семья, решившая узнать, даёт ли эта наука плоды, выдала ему стартовый капитал. Через год бизнесмен отчитался: сколько конкурентов вытеснил и разорил, сколько рынков захватил, насколько цену взвинтил и какую прибыль получил.
Несмотря на впечатляющие результаты, родственники с меньшими доходами прыть юного капиталиста не оценили. Капитал у бизнесмена отняли, а дела решили вести по-старому, более гуманно.
Многие из Кровяковых были владельцами участков и домов. Им принадлежало около двадцати жилых домов на семи участках, среди которых и сохранившиеся до наших дней дома по ул. Дзержинского, 28 и ул. Запарина, 94. Эта же фамилия владела двумя стоящими вплотную доходными домами на углу улиц Муравьёва-Амурского и Комсомольская.
Хабаровский театр юного зрителя сейчас занимает три здания. С первым у него самая настоящая культурная преемственность - это здание бывшего Общественного собрания. Вплотную к нему был пристроен первый из доходных домов Кровяковых.
Второй их доходный дом, занявший угловую часть улиц Муравьёва-Амуского и Лисуновской (сейчас Комсомольская) и построенный вплотную к первому, появился несколько позже. Принадлежали доходные дома сыновьям Романа Яковлевича Кровякова.
Строительство первого из них, примкнувшего к Общественному собранию, началось около 1902 года. Первая очередь доходного дома Кровяковых представляла собой двухэтажное каменное здание, традиционно для Хабаровска сочетавшее красный и серый кирпичи. Дом обрамлялся по флагам двумя ризалитами (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту).
Между ними был широкий балкон, охватывавший все четыре оконных проёма. Доходный дом вплотную примыкал к зданию Общественного собрания и смотрелся вместе с ним достаточно гармонично - оба были кирпичные и двухэтажные.
Дом сразу начали использовать по назначению - его помещения сдали в аренду. Почти сразу после окончания строительства его площади арендовал торговый дом «Братья Агишевы с сёстрами». Купец У. Н. Агишев разместил здесь магазин готового платья, оптовый склад и контору.
Второй доходный дом Кровяковых был построен позже - в 1908 году. Он завершил квартал по Муравьёва-Амурского между улицами Инженерной (сейчас Тургенева) и Лисуновской. Это один из немногих участков, застройка которого не изменилась с дореволюционного периода - сохранились все здания, а так как они построены были вплотную, то и втиснуть что-то новое сюда оказалось невозможным.
Новый доходный дом был построен вплотную к первому, так что его вполне можно назвать второй очередью, хотя стилистически он сильно отличался от первой части. Он занял угол Муравьёва-Амурского и Лисуновской, встав в нём в форме буквы Г, на его фасаде - круглые уличные часы отсчитывают время. Как и первая очередь доходного дома, это было двухэтажное каменное здание.
Однако, в отличие от более старой части, стены новой постройки были отштукатурены, хотя со стороны двора их оставили в кирпичной кладке. Часть здания, спускающаяся по Лисуновской, была с цокольным этажом, за счёт которого выравнивалось падение рельефа. Цоколь был облицован гранитными блоками правильной формы.
Чуть позже, в 1911 году ниже по рельефу к зданию пристроили небольшой объём с полукруглым эркером. Как и первая часть, площади второй очереди доходного дома Кровяковых сдавались в аренду. На первом этаже разместился магазин по торговле разными товарами фирмы М. И. Васильева-Бондарева. На втором этаже находилась контора С. Ф. Висневского, который был представителем агентства Костромского земельного банка и агентства Русского страхового общества.
Рядом разместился М. П. Абазали, представитель страхового общества «Саламандра». Здесь же проводило банковские операции Хабаровское общество Взаимного кредита. А в полуподвальной части расположился ресторан.
Сдвоенный доходный дом был не единственной собственностью Кровяковых на этом выгодном участке. Им принадлежал весь 71-й участок городской земли, на котором. кроме двухэтажного каменного здания, размещался полукаменный жилой дом, каменная конюшня, деревянная баня и цинковый пакгауз.
Известно также, что только жилых домов у состоятельной компании в Хабаровске насчитывалось более 20. Судя по всему, предприимчивости и энергии им было не занимать. Деньги наживали легко, сыпали ими без меры, берясь за самые рискованные предприятия.

Купцов сгубил… октябрь 1917-го

Встретили революцию 1917 года и Гражданскую войну Кровяковы по-разному. Так, Степан Романович оказался в числе активных противников Советской власти. Его обвиняли в том, что он состоял в контрразведке атамана Калмыкова, в 1919 году принимал участие в экспедициях по Тунгуске, грабил крестьян в Волочаевке и других сёлах.
В конце 1920 года Степан покинул Хабаровск, что не помешало заочно приговорить его к высшей мере наказания - смертной казни через расстрел. И, разумеется, всё его движимое и недвижимое имущество конфисковывалось. А так как он был совладельцем доходного дома Кровяковых, то всё это огромное здание было муниципализировано, как собственность активного борца с Советской властью.
Еще один интересный факт. Купцы Кровяковы были просвещенными людьми, которые любили и ценили искусство. В своих владениях, где они проживали, заботились о богатых интерьерах. Каждая комната говорила о том, что хозяева собрали под одной крышей все стили. Наборный художественный паркет, сочные краски витражей, превосходная работа резчиков…
Хотя самое дорогое, как это ни странно звучит, - оконные откосы, выполненные из оникса, ямшы, красного гранита. Парадная мраморная лестница, привезенная из Италии, французские люстры говорили не только о богатстве, но и об отменном вкусе.
После октябрьского переворота 1917 года особняк национализировали и передали в руки городских дворников. Снаружи и изнутри были сделаны грубые перепланировки, вместо трех входов появились оконные проемы, утрачен интересный декор, изменился рисунок окон на втором этаже. Вместо красивого в шахматную клеточку купеческого кирпича над ними - безликая поверхность.
Что касается первой очереди доходного дома, то её будущая судьба определилась достаточно быстро. В декабре 1922 года было муниципализировано стоящее вплотную здание Общественного собрания. Через год в нём расположился городской театр И. В. Томашевского. Муниципализированный в 1923 году доходный дом Кровяковых (точнее, первая его часть) также стал частью этого театра. Здания перестроили, соединив их помещения переходами по первому и второму этажу.
В 1927 году это объединённое здание было передано в ведение отдела народного образования Дальневосточного края на 40 лет для размещения в нём театра. С этой целью разрешалась достройка и расширение помещений. Здание реконструировали, а с января 1945 года в нём поселился театр юного зрителя.
А вот вторая очередь доходного дома еще не скоро стала частью ТЮЗа. В первые годы после муниципализации её занимали разные организации. В 1922-1923 гг. часть помещений заняла Хабаровская община евангельских христиан-баптистов. В 1923 году в бывшем доходном доме работала китайская кондитерская фабрика.
В 1924-м в подвалах здания расположились архив и пушной склад. А еще через год в дом всерьёз и надолго въехали новые постояльцы - Дальгосторг и Дальвнешторг. Для них даже сделали частичную перепланировку, сметы по которой составлял городской инженер Н. А. Перевалов. После ремонта здание перешло к новым хозяевам, но они задержались в нём не слишком долго.
С начала 1940-х годов на несколько десятилетий здесь разместились редакция и типография окружной газеты «Суворовский натиск». Но в конце 1980-х и это здание передали театру юного зрителя. Его соединили переходами с первой частью доходного дома Кровяковых, а в 2002 году оно ещё подверглось комплексной реставрации.
Вплоть до сегодняшних дней ТЮЗ, занимающий половину исторического квартала, сохранил свою архитектурную особенность. И сейчас заметно, что театр состоит из трёх разных зданий. Каждое снабжено памятной табличкой, по которым можно узнать, что здание театра составляют Общественное собрание и два доходных дома Кровяковых.

Подготовила Елена ДЕНЧИК.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



24.04.2024 00:29
Виталий Кушнарёв: «В Хабаровске меня поставили на ноги»
Недавно в своём архиве обнаружил довольно редкую фотографию из популярной некогда газеты «Футбол-хоккей» 1982 года. На ней фрагмент матча «Факел» (Воронеж) – СКА (Хабаровск). Переполненные трибуны, а на переднем плане – голкипер армейцев Виталий Кушнарёв.


19.04.2024 00:00
Григорий Геллер: «Мы расстаёмся, чтобы встретиться вновь»
Он сидел на хоккее в правительственной ложе с…  Брежневым, играл в футбол не только в первенствах СССР и России, но и в Израиле. А уже в наши дни в качестве тренера привёл сборную страны железнодорожников к серебряным медалям чемпионата мира, который проходил во Франции.