«ПЕРЕСВЕТ» – ас из Комсомольска-на-Амуре, который уничтожил пусковую С-300
21.03.2025
408

«Пересвет» может управлять самолётами днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях
«Пересвета» называют асом: больше двух тысяч часов налёта, уничтоженная пусковая установка С-300, Орден Мужества. Он – лётчик гвардейского истребительного авиационного Таллинского полка из Комсомольска-на-Амуре. А с детства, между прочим, увлекался программированием и авиацией. Ему нравилась наука, но самолёты казались чем-то ещё более захватывающим. «Пересвет» нашёл компромисс, сделав одно пристрастие своим хобби, а другое – профессией. Попав по распределению на Дальний Восток лейтенантом, он твёрдо решил, что должен освоить самую современную модель Су-35, а в перспективе – подняться в воздух и на Су-57.
Шоркая ботинками по аэродромным плитам, пилоты, одетые в лётную форму, бодро двигаются друг за другом. Как мальчишки, играющие в самолётики, они держат в руках небольшие модельки «сушек». Вот один поднимает свою модель вверх, а другой в ту же секунду, наоборот, стремительно пикирует вниз, а через полминуты они уже «летят» параллельно.
– «Прикрой, атакую!» – говорит «ведущий».
– «Понял, выполняю!» – отвечает «ведомый».
На земле белой краской нарисована точная копия аэродрома со стояками, рулёжками и взлётно-посадочной полосой. Чуть в стороне начерчены полётные зоны.
– Здесь проводится тренажёр «пеший полётному», – решил прокомментировать происходящее лётчик с позывным «Пересвет».
В Таллинском полку он с первого дня своей офицерской карьеры. Приехал после окончания Краснодарского училища и решил, что именно в Комсомольске-на-Амуре сможет реализовать свою мечту: поднять в воздух самый современный истребитель Су-57, в то время его ещё называли Т-50.
– В юношестве я смотрел телевизор и увидел, как летают
Ту-160 «Белые лебеди». Красивые белые самолёты мне сильно понравились, и я решил, что хочу летать на них. Во время учёбы всегда указывал этот тип в анкетах. Однако во время практики, когда я осваивал различные пилотажи и воздушные бои, мой инструктор заметил мои способности и сказал: «Какая дальняя авиация? Ты прирождённый истребитель!» – говорит лётчик.
Ему всего 36, майор, но за плечами большой лётный опыт: свыше 2100 часов налёта. Как говорят лётчики, имеет допуск к полётам на любых высотах, включая предельно малую – это всего двадцать пять метров. Может управлять самолётами днём, ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а ещё – выполнять посадку при видимости в один километр и нижнем крае облаков в сто метров.
– Могу выполнять полёты одиночным, парой или в составе звена. Владею разными типами самолётов, всеми модификациями Су-27, Су-30СМ,
Су-35С, последний – Су-57.
В 2015 году на Су-35С «Пересвет» одним из первых в соединении выполнил боевые стрельбы.
– Готовились к заступлению на боевое дежурство на этом типе самолёта, и было необходимо проверить его боевые возможности. Мы выполнили стрельбы управляемыми ракетами по учебным целям, – вспоминает он.
Крылатые машины на тот момент только поступили на вооружение. Лётчики осваивали их боевые и пилотажные возможности. Десятки часов тренировок сначала на авиатренажёре, а затем на реальном самолёте, чтобы, например, резко, практически на месте, изменить направление полёта с помощью отклоняемых сопел. Или – выполнить фигуру пилотажа «Кобра Пугачёва», которая позволяет снизить скорость практически до нуля и пропустить противника вперёд.
– Су-35 – это действительно отличный и надёжный самолёт. Я хорошо помню время, когда мы начали его осваивать. Летали на Су-27, с его «будильниками» и простыми индикаторами, а потом сели в Су-35 – настоящую жемчужину научно-технического прогресса. Контраст был просто поразительным! – говорит «Пересвет».
В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА
Его семья часто переезжала, после Уфы сменив несколько городов, они оказались в Москве, где для мальчика открывались большие перспективы.
Он с самого детства увлекался программированием, много читал. Стал участвовать в олимпиадах по математике, которые проходили в МГУ. Увы, пришлось снова сменить место: так «Пересвет» оказался в Краснодарском крае.
– Я продолжил заниматься системным администрированием, увлёкся радиотехникой и собрал свой первый супергетеродинный коротковолновый трансивер с электронной настройкой на частоту в 14 лет, – похвастался офицер.
Своё увлечение он развивал до 11 класса. Вспоминает, как, окончив школу с золотой медалью и с головой полной знаний, решил прогуляться по Краснодару и подумать, как жить дальше.
– Жарким летним днём я прогуливался по улице Дзержинского. Дойдя до дома номер 135, я увидел странное сооружение, приняв его за ларёк с газировкой, и зашёл внутрь. Обратно выйти я уже не смог. Это оказался контрольно-пропускной пункт Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, где я в итоге проучился пять с половиной лет и получил красный диплом, – улыбается «Пересвет».
Надо отметить, что чувство юмора у парня не занимать, и можно даже подумать о некотором легкомыслии, однако серьёзный боевой опыт говорит о другом.
Он выполнял задачи в Сирии, а недавно вернулся из зоны СВО, где уничтожил пусковую установку С-300, работая в рамках контрбатарейной борьбы и пуская ракеты по вражеским РЛС.
– Если засекли врага – докладываем по радиосвязи, дальше действуем по ситуации. В основном выполняем патрулирование в определённой зоне, также прикрываем бомбардировщики, которые следуют на задачу. Мы смотрим, чтобы вблизи не было вражеских самолётов, не было пусков ракет ПВО с земли. На самолёте Су-35 установлен мощный современный комплекс обнаружения, который позволяет вовремя выявить угрозу, – рассказывает «Пересвет».
Он выполнял задачи на Донецком, Курском, Запорожском и Херсонском направлениях. Награждён Орденом Мужества, Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Медалями Суворова и Нестерова.
«ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ»
Офицер признаётся, что за 14 лет службы он испытывал разные чувства, переживал эмоциональные взлёты и падения, даже разочарование в выбранной профессии, однако со временем эти эмоции ушли, уступив место чувству долга.
– Сейчас я ощущаю трепет, понимая и осознавая свою причастность к этому великому делу, – делится лётчик.
Из-за погоды не всегда удавалось вернуться на аэродром взлёта, бывало, что приходилось в течение недели кочевать по «точкам», прежде чем получалось приземлиться на базе.
– Основные сложности заключались в том, что вылетов бывает очень много – иногда до трёх в день. Требуется подготовка: надеть броню, запустить систему и доехать до полосы. И дальше неизвестно, как сложится полёт, – говорит «Пересвет».
Противник располагает мощной радиолокационной системой, способной видеть наши самолёты. И, чтобы перехитрить его, пилоты часто сознательно не скрываются, а выжидают их действия, летая на большой высоте.
– Как только начинаем сближение, с их командного пункта поступают сигналы о нашем приближении, и они отступают. Аналогично мы также отворачиваем, так как линия фронта очень близко, и там нас ждут риски. Часто пытаются атаковать, подходя с низкой высоты под углом, но наш бортовой комплекс видит всё. Можем, например, развернуться под 90 градусов и затем снова довернуться на боевой курс. Такой манёвр позволяет выиграть секунд 20, и этого достаточно, чтобы ракета успела достичь цели. Предугадывать действия противника не менее важно, чем быстро реагировать и использовать все возможности самолёта, – объясняет ас.
Находясь в зоне СВО, он смог осуществить свою вторую мечту – выполнять полёты на Су-57. Впервые увидев этот истребитель, он сразу заметил, насколько он отличается от Су-35. Крышка фонаря Су-35 открывается вверх, в то время как у Су-57 она сдвигается вбок. Ракеты, спрятанные внутрь корпуса, значительно уменьшают аэродинамическое сопротивление и повышают манёвренность. Кроме того, Су-57 намного ниже, что делает передвижение под ним менее удобным по сравнению с Су-35, высота которого выше.
– Внутри кабины обеих машин схожая компоновка, но некоторые элементы управления находятся в разных местах. Что касается посадки, то Су-57 демонстрирует более выраженный эффект от земли благодаря увеличенной площади крыла, что обеспечивает лучшую стабильность и управляемость при приземлении, – говорит «Пересвет».
Для него быть истребителем – это не просто профессиональный выбор, а образ жизни. Он признаётся, что на земле он интроверт, а поднимаясь в небо, становится другим человеком.
– Садясь в кабину самолёта, ты не можешь оставаться собой: нужно быть активным, энергичным и сосредоточенным. Каждый полёт требует мгновенного принятия решений, максимального внимания. Ты должен уметь направить свою энергию наружу, справляясь с динамичными ситуациями и быстро реагируя на изменения. Это не только физическая, но и психологическая нагрузка, которая требует полной отдачи, – говорит лётчик.
В ноябре 2022 году Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении соединению, в котором служит «Пересвет», почётного наименования. В документе сказано: «За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооружённых конфликтов, постановляю: присвоить истребительному авиационному Таллинскому полку почётное наименование «гвардейский».
Мария Герман.
Шоркая ботинками по аэродромным плитам, пилоты, одетые в лётную форму, бодро двигаются друг за другом. Как мальчишки, играющие в самолётики, они держат в руках небольшие модельки «сушек». Вот один поднимает свою модель вверх, а другой в ту же секунду, наоборот, стремительно пикирует вниз, а через полминуты они уже «летят» параллельно.
– «Прикрой, атакую!» – говорит «ведущий».
– «Понял, выполняю!» – отвечает «ведомый».
На земле белой краской нарисована точная копия аэродрома со стояками, рулёжками и взлётно-посадочной полосой. Чуть в стороне начерчены полётные зоны.
– Здесь проводится тренажёр «пеший полётному», – решил прокомментировать происходящее лётчик с позывным «Пересвет».
В Таллинском полку он с первого дня своей офицерской карьеры. Приехал после окончания Краснодарского училища и решил, что именно в Комсомольске-на-Амуре сможет реализовать свою мечту: поднять в воздух самый современный истребитель Су-57, в то время его ещё называли Т-50.
– В юношестве я смотрел телевизор и увидел, как летают
Ту-160 «Белые лебеди». Красивые белые самолёты мне сильно понравились, и я решил, что хочу летать на них. Во время учёбы всегда указывал этот тип в анкетах. Однако во время практики, когда я осваивал различные пилотажи и воздушные бои, мой инструктор заметил мои способности и сказал: «Какая дальняя авиация? Ты прирождённый истребитель!» – говорит лётчик.
Ему всего 36, майор, но за плечами большой лётный опыт: свыше 2100 часов налёта. Как говорят лётчики, имеет допуск к полётам на любых высотах, включая предельно малую – это всего двадцать пять метров. Может управлять самолётами днём, ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а ещё – выполнять посадку при видимости в один километр и нижнем крае облаков в сто метров.
– Могу выполнять полёты одиночным, парой или в составе звена. Владею разными типами самолётов, всеми модификациями Су-27, Су-30СМ,
Су-35С, последний – Су-57.
В 2015 году на Су-35С «Пересвет» одним из первых в соединении выполнил боевые стрельбы.
– Готовились к заступлению на боевое дежурство на этом типе самолёта, и было необходимо проверить его боевые возможности. Мы выполнили стрельбы управляемыми ракетами по учебным целям, – вспоминает он.
Крылатые машины на тот момент только поступили на вооружение. Лётчики осваивали их боевые и пилотажные возможности. Десятки часов тренировок сначала на авиатренажёре, а затем на реальном самолёте, чтобы, например, резко, практически на месте, изменить направление полёта с помощью отклоняемых сопел. Или – выполнить фигуру пилотажа «Кобра Пугачёва», которая позволяет снизить скорость практически до нуля и пропустить противника вперёд.
– Су-35 – это действительно отличный и надёжный самолёт. Я хорошо помню время, когда мы начали его осваивать. Летали на Су-27, с его «будильниками» и простыми индикаторами, а потом сели в Су-35 – настоящую жемчужину научно-технического прогресса. Контраст был просто поразительным! – говорит «Пересвет».
В ПОИСКАХ КОМПРОМИССА
Его семья часто переезжала, после Уфы сменив несколько городов, они оказались в Москве, где для мальчика открывались большие перспективы.
Он с самого детства увлекался программированием, много читал. Стал участвовать в олимпиадах по математике, которые проходили в МГУ. Увы, пришлось снова сменить место: так «Пересвет» оказался в Краснодарском крае.
– Я продолжил заниматься системным администрированием, увлёкся радиотехникой и собрал свой первый супергетеродинный коротковолновый трансивер с электронной настройкой на частоту в 14 лет, – похвастался офицер.
Своё увлечение он развивал до 11 класса. Вспоминает, как, окончив школу с золотой медалью и с головой полной знаний, решил прогуляться по Краснодару и подумать, как жить дальше.
– Жарким летним днём я прогуливался по улице Дзержинского. Дойдя до дома номер 135, я увидел странное сооружение, приняв его за ларёк с газировкой, и зашёл внутрь. Обратно выйти я уже не смог. Это оказался контрольно-пропускной пункт Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков, где я в итоге проучился пять с половиной лет и получил красный диплом, – улыбается «Пересвет».
Надо отметить, что чувство юмора у парня не занимать, и можно даже подумать о некотором легкомыслии, однако серьёзный боевой опыт говорит о другом.
Он выполнял задачи в Сирии, а недавно вернулся из зоны СВО, где уничтожил пусковую установку С-300, работая в рамках контрбатарейной борьбы и пуская ракеты по вражеским РЛС.
– Если засекли врага – докладываем по радиосвязи, дальше действуем по ситуации. В основном выполняем патрулирование в определённой зоне, также прикрываем бомбардировщики, которые следуют на задачу. Мы смотрим, чтобы вблизи не было вражеских самолётов, не было пусков ракет ПВО с земли. На самолёте Су-35 установлен мощный современный комплекс обнаружения, который позволяет вовремя выявить угрозу, – рассказывает «Пересвет».
Он выполнял задачи на Донецком, Курском, Запорожском и Херсонском направлениях. Награждён Орденом Мужества, Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Медалями Суворова и Нестерова.
«ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ»
Офицер признаётся, что за 14 лет службы он испытывал разные чувства, переживал эмоциональные взлёты и падения, даже разочарование в выбранной профессии, однако со временем эти эмоции ушли, уступив место чувству долга.
– Сейчас я ощущаю трепет, понимая и осознавая свою причастность к этому великому делу, – делится лётчик.
Из-за погоды не всегда удавалось вернуться на аэродром взлёта, бывало, что приходилось в течение недели кочевать по «точкам», прежде чем получалось приземлиться на базе.
– Основные сложности заключались в том, что вылетов бывает очень много – иногда до трёх в день. Требуется подготовка: надеть броню, запустить систему и доехать до полосы. И дальше неизвестно, как сложится полёт, – говорит «Пересвет».
Противник располагает мощной радиолокационной системой, способной видеть наши самолёты. И, чтобы перехитрить его, пилоты часто сознательно не скрываются, а выжидают их действия, летая на большой высоте.
– Как только начинаем сближение, с их командного пункта поступают сигналы о нашем приближении, и они отступают. Аналогично мы также отворачиваем, так как линия фронта очень близко, и там нас ждут риски. Часто пытаются атаковать, подходя с низкой высоты под углом, но наш бортовой комплекс видит всё. Можем, например, развернуться под 90 градусов и затем снова довернуться на боевой курс. Такой манёвр позволяет выиграть секунд 20, и этого достаточно, чтобы ракета успела достичь цели. Предугадывать действия противника не менее важно, чем быстро реагировать и использовать все возможности самолёта, – объясняет ас.
Находясь в зоне СВО, он смог осуществить свою вторую мечту – выполнять полёты на Су-57. Впервые увидев этот истребитель, он сразу заметил, насколько он отличается от Су-35. Крышка фонаря Су-35 открывается вверх, в то время как у Су-57 она сдвигается вбок. Ракеты, спрятанные внутрь корпуса, значительно уменьшают аэродинамическое сопротивление и повышают манёвренность. Кроме того, Су-57 намного ниже, что делает передвижение под ним менее удобным по сравнению с Су-35, высота которого выше.
– Внутри кабины обеих машин схожая компоновка, но некоторые элементы управления находятся в разных местах. Что касается посадки, то Су-57 демонстрирует более выраженный эффект от земли благодаря увеличенной площади крыла, что обеспечивает лучшую стабильность и управляемость при приземлении, – говорит «Пересвет».
Для него быть истребителем – это не просто профессиональный выбор, а образ жизни. Он признаётся, что на земле он интроверт, а поднимаясь в небо, становится другим человеком.
– Садясь в кабину самолёта, ты не можешь оставаться собой: нужно быть активным, энергичным и сосредоточенным. Каждый полёт требует мгновенного принятия решений, максимального внимания. Ты должен уметь направить свою энергию наружу, справляясь с динамичными ситуациями и быстро реагируя на изменения. Это не только физическая, но и психологическая нагрузка, которая требует полной отдачи, – говорит лётчик.
В ноябре 2022 году Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении соединению, в котором служит «Пересвет», почётного наименования. В документе сказано: «За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооружённых конфликтов, постановляю: присвоить истребительному авиационному Таллинскому полку почётное наименование «гвардейский».
Мария Герман.