Сергей Гребенюк, старший вице-президент «НОМОС-БАНКа» (ОАО), управляющий филиалом «НОМОС-РЕГИОБАНК»: Если не повысить конкурентоспособность региона - план не сработает

24.12.2013 | Новости | 3м. 51 c. | 16
Сергей Гребенюк, старший вице-президент «НОМОС-БАНКа» (ОАО), управляющий филиалом «НОМОС-РЕГИОБАНК»:  Если не повысить конкурентоспособность региона - план не сработает
Стабильность экономических условий - залог инвестиций и успешного бизнеса

Мысль о том, чтобы развернуть экономику Дальнего Востока в сторону Восточной Азии, встроиться в рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, прямо скажем, не нова. Она звучит из года в год на всех серьёзных форумах, посвящённых судьбе региона, международных научных конференциях, всевозможных советах по инвестиционному климату и так далее.

При этом на всех дискуссионных площадках отмечается, что на рынке АТР нас никто не ждёт.

Вопросы, касающиеся дальневосточной тематики, которые недавно (осенью) поднимались, в том числе в Комсомольске-на-Амуре, на самом высоком уровне, для нас должны делиться ещё на одну шестую. Нашу часть Дальневосточного региона. Мы должны найти свои преимущества перед иными территориями.

В связи с этим можно только приветствовать усилия Министерства по развитию Дальнего Востока, которое скрупулёзно изучает рынок и старается определить, как и с чем мы можем вписаться в международную производственную кооперацию.

Здорово, что вполне конкретно прорабатывается вопрос о создании экономических зон с особыми условиями ведения бизнеса и ведется поиск площадок под эти зоны. Но свободная экономическая зона должна что-то давать инвестору, кроме налоговых и таможенных льгот. Эти льготы сыграют роль только в совокупности с инфраструктурой и многими иными вещами. Не вложив средства в подобную площадку, не получишь от неё искомой отдачи. Нужна инвестиционная промышленная политика. Как в Калуге, Ульяновске, где создаются крупнейшие кластеры, открываются десятки новых предприятий.

Хабаровский край - лидер по числу предложенных площадок - гринфилдов, браунфилдов для размещения технопарков, промышленных зон, которые смогут производить нечто конкурентоспособное или узкоспециальное для гигантов этого рынка. Осталось найти, что именно производить, что даст нам как территории возможность «снимать маржинальные пенки». Здесь важно вовремя перейти от слов к делу, чтобы не упустить возможности.

У нас крайне мало производится промышленной продукции. Самолёты, краны, в небольшом числе турбины, строительные конструкции, нефтепродукты, немного готовых изделий из древесины, в небольших объёмах продукты питания - вот и весь список. Судостроение в Комсомольске-на-Амуре на 30 процентов дороже, чем в иных регионах России. Тем более, дороже, чем в Республике Корея и КНР. Та же картина с иными машиностроительными предприятиями. С перерабатывающими заводами. Почему дороже - знают все: дальневосточная зарплата, высокие транспортные издержки, дорогая электроэнергия. Решить эти вопросы - и судостроение будет конкурентоспособным, и иные отрасли. А дальше пойдёт уже рост заказов, производства, снижение удельного веса затрат на единицу продукции, и т.д.

Несомненный приоритет Хабаровского края - транспортно-логистический. У нас крупнейший на Дальнем Востоке авиационный транспортный узел, с точки зрения транзита - самое удобное место на Дальнем Востоке. Но сегодня Китай на той стороне Амура строит современный аэропорт, который будет принимать все типы самолётов и который потенциально может отнять у нас не только грузопоток, но и пассажирский поток. У них те же самые 300 солнечных дней. А мы только в начале пути. Только объявлен конкурс на развитие аэродромного комплекса, только готовится проект реконструкции аэропорта «Новый». И пока неясно, будут ли вложены владельцем аэропорта инвестиции в его развитие и сколько уйдёт времени на реализацию этого проекта.

Одна из основных экспортных сфер экономики Хабаровского края - несомненно, лесная. Наш лес на мировом рынке ценится. Он растёт долго, но вырастает плотный. И, конечно, было бы хорошо экспортировать не только круглый лес, но и, главным образом, продукцию глубокой переработки древесины. И в принципе база у нас для этого хорошая - в Хабаровском крае реализуется ряд крупнейших проектов в сфере лесопереработки: «Аркаим», «Римбунан Хиджау МДФ», «Амур-Форест» (сушёный, клееный брус), RGP group с проектом центра глубокой переработки древесины.

Но на деле предприятия несут убытки. Или, в крайнем случае, имеют операционную рентабельность, которая не позволяет гасить кредиты, на которые проекты были осуществлены. Причём чем глубже переработка, тем больше убытки. Причина всё в той же неконкурентоспособности дальневосточного производства. Чем выше уровень переработки, тем уже рынок данной продукции. Чем уже рынок, тем выше конкуренция. А значит, вопросы, касающиеся стоимостных параметров и качества, встают в полный рост.
В лесной отрасли к общей дальневосточной неконкурентоспособности добавляются ещё два вызова - нестабильность государственного, в том числе таможенного, регулирования экспорта и отсутствие переработки низкосортной древесины и ее отходов, которая позволила бы использовать бревно на 115 процентов, как это происходит в Китае.

Для развития экспортных ресурсных производств, привлечения инвестиций в эту сферу необходима стабильность экономических условий ведения бизнеса в государстве. Мы в России, например, в лесной отрасли поменяли правила игры в течение пяти лет - три раза! Какие проекты можно делать при горизонте планирования в 1,5 - 2 года? Минимум можно планировать инвестиции, ориентируясь на 7-летние параметры работы: законодательные, налоговые, таможенные. Как можно планировать выращивание того же леса на 50 лет, если не знаешь, что будет завтра, что будет с компанией, с самим тобой. И так в любой отрасли. Иначе всё пойдёт, как в лесной промышленности.

Очевидно, экспортный потенциал имеет туристическая отрасль. Есть идея, чтобы в Советскую Гавань заходили круизные лайнеры, идущие из Санкт-Петербурга в Японию. На первый взгляд - авантюра. Что богатые туристы могут посмотреть в этом городе? Но там есть лесная зона. Может быть, к ним тигров будут подводить. Возможно, путешествие по Северному Ледовитому океану, как некая экзотика, которая пользуется спросом у богатых иностранцев, может быть дополнена посещением экзотического города на востоке России, такого как Советская Гавань. Только надо подумать, что показывать. Может быть, как грузят красивый русский лес на японские суда? Есть люди, которым хочется посмотреть на безбрежные снежные просторы, сфотографироваться с дикими животными, заснять восход солнца на берегу покрытого льдом моря. Чтобы потом показывать своим загорелым друзьям, вернувшимся с Багам: «А я вот побывал в таком экзотическом месте».

Можно сделать красивую смотровую площадку прямо в порту. Природа, рыба, туристический парк. Только надо современную дорогу построить к этому «заповеднику» и привести его в экскурсионный вид. В Бразилии туристам демонстрируют слияние двух великих рек, одна из которых Рио Негро, то есть слияние чёрной и жёлтой воды. Это интересно. У нас в Хабаровске можно посмотреть, как жёлтая Уссури впадает в почти чёрный Амур (в переводе с монгольского и китайского Амур и есть «черная вода»).

Другое дело, что даже сами по себе отдельные проекты не обеспечат тотального развития нашего огромного региона. Для достижения такой цели необходимо решить главный вопрос о конкурентоспособности дальневосточного бизнеса и производства, о создании стимулов для населения жить на данной территории.

Если на уровне государственных программ не будут решены эти вопросы, ни о каком конкурентном развитии Дальнего Востока речь не идёт. Собственно, программа развития Дальнего Востока и должна быть программой повышения его эффективности.

Роль государства на тех землях, которые необходимо охранять, по крайней мере, я уже не говорю обживать, должна быть существенной. А их (земли) надо обживать - создавать современную дорожную инфраструктуру, энергетическую. Мы сегодня до сих пор не имеем закольцованных энергосетей, чтобы снижать издержки на производство и направлять экономию на социальные сферы. Вот тогда вопрос о закреплении населения, качестве его жизни, росте населения будет решаться. Хотя, конечно, дополнительные госвложения в социальную сферу, в развитие транспортной и иной инфраструктуры нам не помешают.

Чтобы Дальний Восток развивался, необходим приток людей. А для этого - внятная инвестиционная политика, которая приводит к улучшению жизни всего населения. Тогда не будут уезжать специалисты, начиная с водителей и заканчивая топ-менеджерами.

Государство должно, наконец, понять, что дальневосточные 60 процентов к заработной плате не должны падать на себестоимость нашей продукции, что их выплата приводит к повышению нашей себестоимости, наших издержек. Что реально заработная плата дальневосточников не превышает на 60 процентов заработную плату работников в центре страны, потому люди сюда и не стремятся. Что эти 60 процентов должны быть бонусом от государства, чтобы люди сюда стремились, как в прежние времена.

Предприниматели совершенно справедливо поднимали недавно на заседании инвестиционного совета края вопрос о новом положении закона, которое предписывает им обеспечить своим работникам проезд из северных территорий на отдых. Это делает бизнес ещё более неконкурентоспособным. Если мы ведём речь о развитии Дальнего Востока, государство должно, наконец, определиться, нужно предпринимательство в северных территориях или нет. Если нужно (а подразумевается, что нужно), значит, нельзя ставить его в ещё более тяжёлые условия, чем сегодня. Иначе загубим всё, что имеем.

Инвестиционная стратегия, которая была разработана для Хабаровского края, открывает горизонт планирования до 2020 года - это 7 лет. Много это или мало для ее реализации, если под реализацией понимать фактический запуск перечисленных приоритетных проектов? Для любого эффективного бизнеса практическое вступление в новый капиталоемкий инвестиционный проект - это вопрос заблаговременного его включения в свою долгосрочную стратегию развития (3-5-летнюю). Это его детальная проработка и подготовка к реализации, поиск ресурсов (временных, интеллектуальных, человеческих, финансовых), возможные организационные изменения внутри бизнеса и другие подготовительные процедуры, в том числе юридические, налоговые и т.д. Вот почему необходимо более критично подойти к тем задачам, которые поставлены на следующий 2014 год, и именно в следующем году выбрать и непосредственно запустить в разработку наиболее важные проекты, чтобы сократить время от их анонсирования до поиска инвесторов и соинвесторов. Иначе бизнес просто не успеет в обозначенный горизонт планирования (до 2020 года) встроить инвестиционные проекты в свои бизнес-модели и планы.

В поиске инновационных форм развития стоит провести более детальную проработку вопроса о вовлечении в реализацию инвестиционной стратегии действующего эффективного бизнеса и создании на его основе точек будущего роста.

Однако первичным в этом вопросе все-таки является базовая КОНЦЕПЦИЯ, ИДЕЯ развития региона - ключевой фактор успеха, на котором необходимо выстраивать конкурентные преимущества и отличия Хабаровского края. И анализ опыта других регионов, приведенный в отчете, как раз показывает, что во многом успех реализации инвестиционных идей зависел от качества и конкретности проработки этого стартового предложения территории.

В этой связи до инвестора важно донести не только все преимущества, но внятно продемонстрировать волю к реализации намеченных инвестиционных проектов. Ведь, в отличие от затрат, инвестиции должны быть эффективными и принести реальную прибыль бизнесу и региону.

Автор: Раиса ПАЛЕЙ






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

03.12.2021 10:35
Сегодня - День неизвестного солдата
Сегодня, 3 декабря, в День неизвестного солдата, в городах и селах Хабаровского края пройдут мероприятия в память о павших героях.

03.12.2021 09:37
Вход в Свободный порт снижен в 10 раз
Малый и средний бизнес Хабаровского края сможет более активно развивать производство в качестве резидента преференциального режима «Свободный порт Владивосток» (СПВ).

03.12.2021 09:14
…И рады мы проказам матушки-зимы
Вам уже, наверное, поднадоели циклоны? Тогда радуйтесь: они наконец-то отступят.

03.12.2021 08:24
Лучших ждут в Суздале
Борцы Хабаровского края завоевали 21 медаль (из них семь золотых) на чемпионате Дальнего Востока по греко-римской борьбе, который проходил в спортивном комплексе «Орлан» Комсомольска-на-Амуре.

03.12.2021 08:13
Побит рекорд 15-летней давности
Спортсмены Хабаровского края вошли в число сильнейших на чемпионате страны по тхэквондо и всероссийских соревнованиях по плаванию.



23.06.2021 14:46
Спутниковый интернет поможет юноше из глубинки Хабаровского края исполнить мечту
Проект РТКОММ «Меняем жизнь людей» поможет 18-летнему Валерию Калугину с нарушением зрения из хабаровской глубинки реализовать заветную мечту — получить профессию копирайтера и программиста.

02.10.2020 10:36
Режим ЧС ещё для двух районов
Режим краевой ЧС в связи с паводками распространен на Ульч­ский и Николаевский районы распоряжением врио губернатора края Михаила Дегтярева.


На какой резине ездит ваш автомобиль сейчас?

  1. На летней - 50%
     
  2. На зимней - 50%
     
  3. На всесезонке - 50%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%