Героев Халхин-Гола мы помним имена. Специальный выпуск к 80-летию военного конфликта на Халхин-Голе.

31.08.2019 | Память | 11м. 11 c. | 722
Героев Халхин-Гола мы помним имена. Специальный выпуск к 80-летию военного конфликта на Халхин-Голе.
12 марта 1936 года между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи»

80 лет назад была война



Первого сентября 1939 года газета «Тихоокеанская звезда» опубликовала Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении званий Героя Советского Союза командирам Красной армии». До начала финской войны было еще два месяца. В Указе ясно говорится: «За геройство при выполнении боевых заданий». И больше ни строчки про бои и победы. Хотя именно в эти дни 80 лет назад наши войска их блестяще одерживали. Река Халхин-Гол гораздо позднее вошла в официальную историю нашей страны.
В некоторых учебниках те события названы советско-японским конфликтом на реке Халхин-Гол в мае-августе 1939 года. А вот японские историки, как правило, признают, что это была настоящая локальная война, даже называют ее «Второй русско-японской войной», сравнивая с Русско-японской войной 1904-1905 годов.
Судите сами, по официальным советским данным, потери японо-маньчжурских войск за время боёв с мая по сентябрь 1939 г. составили более 61 тыс. чел. убитыми, ранеными и попавшими в плен, в том числе около 25000 убитыми. Безвозвратные потери советских войск составили 9703 человек (в том числе 6472 погибших, 1152 умерших от ран в госпиталях, 8 умерших от болезней, 2028 пропавших без вести, 43 погибших от несчастных случаев). Потери монгольских войск составили, по официальным данным, 165 убитых и 401 раненый.
В боях на реке Халхин-Гол в качестве элитной пехоты участвовала 202-я авиадесантная бригада из Хабаровска.

От Маньчжурии до Байкала

Все войны, говорят, диктуют государственный эгоизм и экономические интересы. К 1930-м годам Япония, бедная природными ресурсами, импортировала сырьё и экспортировала готовую продукцию. Как рынок сбыта использовался многомиллионный Китай, а в качестве источников сырья японским руководством рассматривались СССР или Юго-Восточная Азия. После революции и Гражданской войны в России возможность создания сырьевой базы на основе СССР казалась даже предпочтительнее. 
В 1932 г. завершилась оккупация Маньчжурии японскими войсками. На оккупированной территории создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которое планировалось использовать как плацдарм для дальнейшей агрессии против Китая, Монголии и СССР. 
Летом 1938 года между советскими и японскими войсками у озера Хасан произошел двухнедельный конфликт, закончившийся победой СССР. К 1939 году Япония завершила оккупацию Центрального Китая и немедленно приступила к строительству железной дороги от Калгана на Халун-Аршан с перспективой выхода в Маньчжурии на Ганьчжур. Цель прежняя - организация плацдарма для нападения на СССР. 
По мнению советской стороны, начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-Го и Монголией, хотя граница проходила на 20-25 км восточнее. 
Еще в 1935 г. начались столкновения на монголо-маньчжурской границе. Летом того же года начались переговоры между представителями Монголии и Маньчжоу-Го о демаркации границы. К осени переговоры зашли в тупик. 
12 марта 1936 г. между СССР и МНР был подписан «Протокол о взаимопомощи». С 1937 года в соответствии с этим протоколом на территории Монголии развернуты части Красной армии в виде 57-го Особого корпуса. К маю 1939 г. численность корпуса составила 5544 чел., в том числе 523 командира и 996 младших командиров. 
В 1939 году после смены в январе японского правительства напряженность на границе усилилась. Стал выдвигаться лозунг расширения японской империи «вплоть до Байкала». Участились нападения японских войск на монгольских пограничников. В то же время Япония обвиняла Монголию в преднамеренном нарушении границ Маньчжурии. 
Так обычно и начинаются войны.
16 января 1939 г. в районе высоты Номон-Хан-Бурд-Обо группа из 5 японских солдат с расстояния около 500 метров обстреляла наряд из четырех пограничников МНР. 
В феврале и марте японцами и баргутами совершено около 30 нападений на пограничников МНР. 
Ночью 8 мая группа японцев численностью до взвода с ручным пулеметом попыталась скрытно занять принадлежавший МНР островок посредине реки Халхин-Гол, но после короткой перестрелки с пограничниками МНР отступила, потеряв трех солдат убитыми и одного пленным. 
11 мая отряд японской кавалерии до 300 человек с несколькими пулеметами продвинулся на 15 км вглубь территории МНР и атаковал монгольскую пограничную заставу на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо. С подходом к границе подкрепления японцы были оттеснены на исходный рубеж. Это событие условно считается началом полномасштабного вооруженного конфликта. 

Репетиция перед бурей

Весь май шли скорее приграничные бои, но в них уже помимо пограничников принимали участие регулярные войска Японии и СССР. 
Хотя на земле в июне не произошло ни одного серьезного боя, в небе с 22 мая развернулась воздушная война. Первые столкновения показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боёв советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона всего одну машину.
29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА  Я.В. Смушкевичем. Семнадцать из них были Героями Советского Союза, многие имели боевой опыт войны в Испании и Китае. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи.
Командованием Красной армии был принят новый план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей группировке Квантунской армии. К району боевых действий стали стягиваться необходимые силы: войска подвозились по Транссибирской железнодорожной магистрали.
Воздушные бои возобновились с новой силой с 20 июня. В сражениях 22, 24 и 26 июня японцы потеряли уже более 50 самолетов.
Весь июнь советская сторона занималась обустройством обороны на восточном берегу Халхин-Гола и планированием решающего контрнаступления. 
Для обеспечения господства в воздухе сюда переброшены новые советские модернизированные истребители И-16 и «Чайка». На них впервые в мире были применены боевые неуправляемые ракеты «воздух - воздух», позднее использованные для создания систем залпового огня. Так, в результате боя 22 июня, который получил широкую известность в Японии (в этом бою сбит и взят в плен известный японский лётчик-ас Такэо Фукуда, прославившийся во время войны в Китае), было обеспечено превосходство советской авиации над японской и удалось захватить господство в воздухе. Всего в воздушных боях с 22 по 28 июня японские авиационные силы потеряли 90 самолетов. Потери советской авиации оказались гораздо меньшими - 38 машин.
2 июля японская сковывающая группировка на восточном берегу перешла в наступление. В ночь со 2 на 3 июля ударная группа - войска генерал-майора Кобаяси - форсировали реку Халхин-Гол и после ожесточенного боя захватили на ее западном берегу гору Баян-Цаган, находящуюся 
 в 40 километрах от маньчжурской границы.

На восточном берегу Халхин-Гола к ночи 3 июля советские войска ввиду численного превосходства противника отошли к реке, сократив размер своего восточного плацдарма на ее берегу,
23 июля японцы после артиллерийской подготовки начали наступление на правобережный плацдарм советско-монгольских войск. Однако после двухдневных боёв, понеся значительные потери, японцы вынуждены были отойти на исходные позиции. 
В это же время происходили интенсивные воздушные бои. С 21 по 26 июля японская сторона потеряла 67 самолетов, советская только 20. К месту конфликта срочно перебрасывались новые войска. В их числе - и рожденная в Хабаровске 202-я авиадесантная бригада. Наступление японских войск было назначено на 24 августа. Наступление советско-монгольских войск началось неожиданно для противника 20 августа.

О чём не писала «Тихоокеанская звезда»

В августе, когда уже больше трех месяцев шли бои советских и японских регулярных армий, мы не нашли ни одного упоминания об этом на страницах «Тихоокеанской звезды». Этой войны и в других газетах как бы вообще не было.
«ТОЗ» коротко сообщал на последней своей странице о политическом кризисе и отставке японского правительства. О военных действиях в Китае, где китайские войска потихоньку побеждали японские. 
Гораздо больше было сообщений из Берлина, Бельгии, Англии и Голландии, чем с восточного политического направления.
Гораздо больше местных мирных событий. В кинотеатре «Гигант» давали звуковой художественный фильм «Гроза». В цирке «Шапито» шли матчевые состязания борцов. Театр Дома Красной армии искал жилье для «приезжающих на зимний период артистов». «Союзторгучет» приглашал хабаровчан на дневные курсы счетоводов… 
Ни одного выстрела не доносилось со стороны Халхин-Гола.

СССР наносит ответный удар

Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа, оказалось полной неожиданностью для японского командования. 
В 6 часов 15 минут начались мощная артиллерийская подготовка и авиационный налёт на позиции противника. В воздух были подняты 153 бомбардировщика и около 100 истребителей. В 9 часов началось наступление сухопутных войск. 
Наиболее упорное сопротивление противник оказывал на центральном участке фронта, где у японцев имелись хорошо оборудованные инженерные укрепления. Здесь наступавшим удалось за день продвинуться всего на 500-1000 метров. 
Уже 21-го и 22-го августа японские войска, придя в себя, повели упорные оборонительные бои, поэтому советскому командованию пришлось ввести в сражение резервную 9-ю мотоброневую бригаду. 
Наконец в полную мощь показала себя советская авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителями за эти два дня в воздушных боях сбито около 70 японских самолетов. 
На самом деле командование 6-й японской армии в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предприняло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонявшимся на флангах. Бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск к исходу 26 августа соединились и завершили полное окружение 6-й японской армии. После этого началось ее дробление отсекающими ударами и уничтожение по частям. 

Откуда в Хабаровске пленные японцы?

Старожилы рассказывают, что военнопленные японские солдаты появились в Хабаровске задолго до сентября 1945 года. В официальных источниках найти подтверждения этим воспоминаниям не удалось. Однако сам факт пленения большого числа японских военнослужащих вполне реален.
Хотя в целом японские солдаты, в основном пехотинцы, как отмечал позднее маршал Жуков в своих мемуарах, дрались крайне ожесточённо и исключительно упорно, до последнего человека. Часто японские блиндажи и дзоты захватывались только тогда, когда там уже не было ни одного живого японского солдата. 
Командир пулеметной роты 57-й Уральской стрелковой дивизии Василий Иванович Давиденко вспоминал: «Вообще, надо честно признать: фанатизм и самоотверженность японского солдата поражали. В моей роте был такой случай. Красноармеец Татарников, обнаружив в окопе раненого японца, решил взять его в плен. Приставил штык к груди и приказал сдаваться. Но самурай, ухватившись за штык обеими руками, вогнал его себе в живот. Татарников потом оправдывался: мол, «кто ж знал, что этот ненормальный так поступит». 
Сам Жуков так характеризовал японских солдат: «Японский солдат, который дрался с нами на Халхин-Голе, хорошо подготовлен, особенно для ближнего боя. Дисциплинирован, исполнителен и упорен в бою, особенно в оборонительном. Младший командный состав подготовлен очень хорошо и дерется с фанатическим упорством. Как правило, младшие командиры в плен не сдаются и не останавливаются перед харакири».
Уже после Великой Отечественной войны Жуков рассказывал Симонову об исступлённом упорстве японских солдат, приводя примеры: 
«Японцы дрались исключительно упорно, в основном пехота. Помню, как я допрашивал японцев, сидевших в районе речки Хайластын-Гол. Их взяли там в плен, в камышах. Так они все были до того изъедены комарами, что на них буквально живого места не было. Я спрашиваю их: «Как же вы допустили, чтобы вас комары так изъели?». Они отвечают: «Нам приказали сидеть в дозоре и не шевелиться. Мы не шевелились». Действительно, их посадили в засаду, а потом забыли о них. Положение изменилось, и их батальон оттеснили, а они все еще сидели уже вторые сутки и не шевелились, пока мы их не захватили. Их до полусмерти изъели комары, но они продолжали выполнять приказ».
В результате упорного сопротивления японцев 23 августа на центральном участке фронта советскому командованию пришлось даже ввести в бой свой последний резерв: 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников. 

Закат империи

Неоднократные попытки японского командования провести контратаки и деблокировать окруженную в районе Халхин-Гола группировку закончились неудачей. 24 августа полки 14-й пехотной бригады Квантунской армии, подошедшие из Хайлара к монгольской границе, вступили в бой с 80-м стрелковым полком, прикрывавшим границу. Однако ни в этот день, ни на следующий пробиться не смогли и отошли на территорию Маньчжоу-Го. 
После боёв 24-26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окруженные войска, смирившись с неизбежностью их гибели. 
Красная армия в качестве трофеев захватила 100 автомашин, 30 тяжелых и 145 полевых орудий, 42 тысячи снарядов, 115 станковых и 225 ручных пулеметов, 12 тысяч винтовок и около 2 млн патронов, много другого военного имущества. 
Последние бои еще продолжались 29 и 30 августа на участке севернее реки Хайластын-Гол. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Однако это еще не было полным окончанием боевых действий. 
Утром 4 сентября два батальона японской пехоты попытались занять высоту Эрис-Улын-Обо, но были отброшены за линию государственной границы, потеряв убитыми до 350 солдат и офицеров. Ночью 8 сентября в этом же районе японские войска предприняли новую попытку проникновения на территорию Монголии силами до четырех пехотных рот, однако вновь были отбиты с большими потерями. Всего в этих атаках противник потерял до 500 военнослужащих убитыми, были захвачены 18 пулеметов и более 150 винтовок. 
После 8 сентября японское командование не предпринимало действий наземными войсками, однако воздушные бои продолжались. В первой половине сентября в небе над территорией МНР состоялись 7 воздушных боев. Крупнейший - 120 японских самолетов против 207 советских - состоялся 15 сентября в день подписания перемирия. 16 сентября боевые действия на границе были прекращены. 
Через своего посла в Москве Сигэнори Того японское правительство обратилось к Правительству СССР с просьбой о прекращении военных действий на монгольско-маньчжурской границе. 15 сентября 1939 г. подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день. 
Но де-юре конфликт закончился лишь в мае 1942 года подписанием окончательного соглашения об урегулировании. Причем это было компромиссное, во многом в пользу японцев, урегулирование - на основе старой карты. Для Красной армии, которая терпела поражения на советско-германском фронте, тогда сложилась достаточно сложная ситуация. Поэтому урегулирование было прояпонским. Но оно просуществовало до капитуляции Японии во Второй мировой войне в 1945 году. 

О чём писали в газетах

2 сентября «Тихоокеанская звезда» коротко все-таки сообщила о «ликвидации остатков японо-маньчжурских войск в приграничной полосе МНР». И рассказала в ста строчках обо всех событиях этой войны с 5 по 28 августа. Подвела итог: «Японо-маньчжурские войска были ликвидированы».
Гораздо больше в это время места в газете занимает тема ратификации советско-германского договора о ненападении и реакции на него в Европе. 
Другая большая тема газеты - принятие в стране Закона «О всеобщей воинской обязанности». И внеочередная сессия Верховного Совета СССР, которая закон приняла.
Страна готовилась к большой войне на Западе, как бы не обращая внимания на свой восточный военный успех.
На самом же деле победа СССР в конфликте на Халхин-Голе имела кардинальные, далеко идущие геополитические последствия, в том числе и для Европы. В Японии поражение и одновременное (23 августа) подписание советско-германского договора о ненападении привело к правительственному кризису и отставке кабинета Хиранумы Киитиро. 
Новое японское правительство 4 сентября заявило, что ни в какой форме не намерено вмешиваться в конфликт в Европе, а 15 сентября подписало соглашение о перемирии, приведшее 13 апреля 1941 года к заключению советско-японского пакта о нейтралитете. 
А в традиционном противостоянии японских армии и флота в 1939 году победила «морская партия», отстаивавшая идею экспансии в Юго-Восточной Азии и на острова Тихого океана. Японская военная промышленность стала больше производить морских вооружений, чем сухопутных (корабельную артиллерию, а не полевую, не танки, а авианосцы и др.). Иными словами, Япония стала перестраивать структуру военной промышленности и вооруженных сил для войны на море и вскоре приступило к захвату источников сырья в Океании.
Японский удар в тыл советской армии на пороге Великой Отечественной войны был надежно блокирован на Халхин-Голе.

В. ИЛИН.



202-я Воздушно-десантная: Хабаровск - Халхин-Гол - Берлин



202-я Воздушно-десантная бригада, как и другие пять бригад, появились в Красной армии в 1938 году. Ее формировали в Хабаровске на базе 1-го авиадесантного полка (согласно директиве начальника штаба ДВФ № 15/1/00238 от 22.08.1938, и директиве Начальника Генерального Штаба Красной армии № 33332 от 1938 года).
После переформирования все воздушно-десантные бригады были переданы в подчинение сухопутных войск. Каждая по штату имела 1689 человек личного состава и включала в себя: один парашютный батальон; один мотомеханизированный батальон; артиллерийский дивизион.
По итогам 1938 учебного года по всем видами боевой и политической подготовки 202-я заняла первое место и была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета.
Страна о 202-й Воздушно-десантной бригаде узнала, кстати, задолго до ее первых боев. Когда советский женский экипаж самолета «Родина» (Валентина Гризодубова, Марина Раскова и Полина Осипенко), совершая беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток и преодолев за 26 часов 6450 км, оказался в беде (самолет упал в дальневосточную тайгу), именно десантники 202-й Воздушно-десантной бригады 4 октября 1938 года отыскали и собрали вместе членов героического экипажа, оказали им медицинскую помощь.
Отличилась бригада во время боевых действий на Халхин-Голе, в боях Великой Отечественной войны. И внесла свой особый вклад в присвоение Хабаровску звания «Город воинской славы».

Улица имени...

О 202-й Воздушно-десантной бригаде, ее истории и героях мы сегодня многое знаем благодаря Детско-юношескому центру «Импульс» и его добровольческому поисковому отряду «Удача». С 2011 года парни и девушки занимаются поисково-исследовательской работой.
Во многом именно благодаря им в 2013 году в Хабаровске - городе воинской славы - появилась новая улица. Решение о присвоении ей имени 202-й Воздушно-десантной было принято в департаменте муниципальной собственности администрации краевого центра.
С ветеранами же 202-й бригады дружат уже несколько поколений учеников многопрофильного лицея - с самого основания этого образовательного учреждения (тогда он был школой № 50).
Результатом поисковой работы ребят стал музей боевой славы, возле школы появилась аллея памяти 14 Героев Советского Союза, служивших в составе бригады. Позднее школьники выяснили, что в составе 202-й Воздушно-десантной бригады был ещё один Герой Советского Союза - командир отделения Федор Михайлович Тюнин. Его имя теперь тоже увековечено не только на родине в Рязанской области, где установлена мемориальная доска в честь земляка, но и на школьном памятнике.
Поисковикам удалось полностью воспроизвести историю этого боевого соединения. Например, согласно документам Центрального Государственного архива Советской армии, в марте 1933 г.
в городе Брянске создан 2-й батальон особого назначения. Именно он год спустя 19 июля 1934 г. убыл к месту дислокации в Хабаровск и был там включен в состав воздушных войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
В 1936 году на его основе создан 1-й авиадесантный полк, а 1 октября 1938 года на его базе сформирована 202-я Воздушно-десантная бригада.
Узнали поисковики и печальную историю бригады. Когда шли поиски экипажа самолета «Родина», произошло столкновение истребителя, искавшего экипаж, с транспортником, в котором летели парашютисты. В этой авиакатастрофе погибло более 30 человек - летчики обоих экипажей и десантники. Памятник им установлен в Комсомольске-на-Амуре. Но об этом факте официальные власти предпочитали не вспоминать. И «Тихоокеанская звезда» тех лет, увы, не писала.

Первые герои

Была у появления бригады и большая политическая подоплека. Как раз в 30-е годы агрессивные действия на Дальнем Востоке предпринимает Япония. На Западе нарушает Версальско-Вашингтонскую систему Германия. Остро встает вопрос о наращивании боевой мощи советского государства.
Тогда господствовала идея несокрушимости нашей армии. Поэтому в штабах разрабатывается доктрина «войны на чужой территории малой кровью». В нее вошло и формирование десантных ударных подразделений, которые должны были занимать плацдармы на вражеской территории, уничтожать там противника.
И к лету 1938 года было принято решение сформировать на базе имеющихся воздушно-десантных частей однотипные бригады с организационно-штатной структурой, схожей со структурой общевойсковых частей.
В связи с этим на базе авиадесантного полка 1 октября 1938 года и была сформирована 202-я Воздушно-десантная бригада с вхождением ее в непосредственное подчинение Второй Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии. Первым командиром бригады был назначен полковник Михаил Иванович Денисенко.
Как вспоминают однополчане, Денисенко сразу стал непререкаемым авторитетом в бригаде. Он был настоящим десантником - прекрасно стрелял, имел большой опыт прыжков, был прекрасно развит физически. Уверенный, спокойный в любой ситуации, он и десантников учил никогда не терять головы.
В бригаде сложилась крепкая спортивная команда - бокс, лыжи, легкая атлетика, велосипед. Бригада дала много чемпионов - гордились спортивными успехами Константина Короткова (это в его честь назван международный турнир по боксу, проходящий каждый год в Хабаровске), братьев Лемеха, Ивана Гущина, Петра Шилова.
Джаз-оркестр тоже стал гордостью бригады и Хабаровска - по выходным дням музыканты-десант­ники играли в городском парке.
Накануне войны бригада готовилась к параду, посвященному Первому мая, упорно занимались строевой подготовкой. С юмором вспоминает об этом времени ветеран 202-й ВДБ Павел Дмитриевич Чечельницкий:
«Все начиналось с одиночной строевой подготовки. К занятию надо было освежить подворотничок, проверить подковки на каблуках, начистить до блеска кирзовые сапоги, заглянуть в строевой устав.
После одиночной подготовки начиналась стройподготовка в составе отделения, взвода, батальона и всей части. Пролитого пота измерить просто невозможно…
Накануне парада был проведен тщательный высший осмотр. Каждый солдат привел себя до элегантного вида. Ночь проспали тревожно - как пройдем на параде?

И вот подъехали к центральной улице Хабаровска, имени Карла Маркса. Быстро построились в колонну. Приятно ласкала глаз форма парашютиста с очками.
Часть бригады ехала на параде велосипедной колонной. По обеим сторонам улицы стояло много народа в торжественном состоянии. И вот подана команда «шагом марш». Загремел оркестр. Громом грянули людские аплодисменты. И вдруг врываются в наш строй люди, суют нам в карманы подарки - кисеты, платочки, тетради, конфеты, фотографии. Любовь к нам прямо вырывалась из народных сердец. И как тут не дашь от души «ножку» перед трибуной комфронта. Я чуть не лопнул от натуги. В казарму пришли с потрясающим настроением. Сам в глаза увидел «любовь за любовь». Скоро стало все спокойно, и установилась такая предгрозовая тишина».

Первым делом самолёты

«В нашей эскадрилье было 12 самолетов ТБ-3, - вспоминает Александр Иванович Виноградов. - Четырехмоторные, гофрированные, с моторами М-37. Сам самолет весил 17 тонн, а двигатели по 750 лошадиных сил, конечно, были слабоваты для него. Экипаж - 11 человек.
Мы стояли на аэродроме под Хабаровском. Сейчас он гражданский. Рядом с нами дислоцировалась 202-я Воздушно-десантная бригада. Наша эскадрилья, по сути, была прикреплена к этой бригаде. А в 42-м году нас объединили в 251-й тяжелый бомбардировочный полк, добавили 15 самолетов. 
Тоже ТБ-3, только моторы у них были М-38, немножко посильнее. Но бомбовая нагрузка та же - три тонны. Бомбы, в основном, 100-килограммовые, но были и 250 кг. Такая у нас и была установка, что в случае войны мы работаем вместе с 202-й десантной бригадой».
Основным транспортным самолетом предвоенных советских воздушно-десантных войск по праву считается четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АHТ-6), созданный в 1930 году в рамках договора между ВВС и институтом ЦАГИ, подписанного в феврале 1929 года. 
Туполев и его сотрудники вели теоретическую разработку новой машины еще с 1926 года. Двигатели, применявшиеся на АHТ-6, были приобретены в США: четыре мотора «Conqueror» фирмы «Curtiss» мощностью 600 л. с. каждый обеспечивали фантастическую тягу 16040 кг, что позволяло достичь расчетной скорости 226 км/ч (для невооруженного самолета).
Ветераны вспоминают, как производилось десантирование с самолета ТБ-3. Это был изначально не приспособленный к выброске парашютистов дальний бомбардировщик. Однако положение обязало этот самолет заниматься тем, к чему его не планировали. Десантники размещались внутри бомбардировщика кто где: в бомбоотсеке, в полостях крыла за бензобаками, в кабинах экипажей - всего можно было втолкнуть в самолет 18 парашютистов. 
А с 1935 года, после проведенных усовершенствований, самолет мог принять 30-35 десантников. При этом парашютисты в некоторые места самолета забирались буквально ползком и сидели (или лежали) там в полной темноте всё время полета. Потом, по сигналу выпускающего, они выбирались из своих «нор», перебирались на крыло, откуда и совершался прыжок.
Это сейчас выброска происходит в два, а то и в четыре потока, а в то время для обеспечения кучности приземления десанта выход был только один: парашютисты под набегающим потоком воздуха, держась за специальные леера, переходили прямо по крылу самолета к точке отделения, там замирали и, получив сигнал, все вместе покидали самолет.
К примеру, чтобы добраться до крайней точки отделения на левом крыле ТБ-3, необходимо было выйти в люк на правое крыло самолета. Затем, держась за поручень, необходимо было подняться к двигателям (к передней кромке крыла), перебраться по фюзеляжу на левое крыло, а там, держась за специальную веревку, переползти до крайней точки отделения. Все это время в лицо десантника бьет набегающий поток воздуха (километров 180 в час). Происходит это на значительной высоте, и одно неосторожное движение запросто может привести к гибели.
Представьте разницу с прыжком из современного самолета! Все ветераны 202-й ВДБ вспоминают, с каким страхом были связаны первые прыжки, сколько надо было воли, чтобы не показать этот страх.
«До 1942 года мы, в основном, - вспоминает дальше Виноградов - занимались тренировками с десантниками. Учения проводились регулярно. В самолет входило 40 человек, полнокровный взвод. Десантники были вооружены винтовками СВТ, пулемётами «Максим» и Дегтярёва. Были в бригаде пушки, сорокапятки. Когда взлетали полком, выбрасывали до четырехсот человек одновременно. Подготовка у нас и у десантников была хорошей».
202-я Воздушно-десантная бригада по штату имела 1689 человек личного состава и включала в себя: один парашютный батальон, один мотомеханизированный батальон, артиллерийский дивизион, подразделения обеспечения.
Бригада сразу заявила о себе серьезной подготовкой, и по итогам 1938 учебного года по всем видам боевой и политической подготовки заняла первое место и была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета.
В августе 1939 г. во время боев с японскими самураями на реке Халхин-Гол в тыл противника была высажена именно группа бойцов 202-й Воздушно-десантной бригады. И они внесли свой большой вклад в разгром противника.

На фронтах Великой Победы

Личный состав бригады героически проявил себя и в боях на фронтах Великой Отечественной войны, составляя костяк 10-й Гвардейской Воздушно-десантной дивизии, а также 114 Гвардейской дивизии 39-го Гвардейского стрелкового корпуса.
В июле 1942 года из состава 202 ВДБ были отправлены на фронт три батальона. На их базе была сформирована 4-я маневренная воздушно-десантная бригада, ставшая костяком 10-й Воздушно-десантной дивизии.
Боевое крещение десантники 202-й ВДБ получили в составе 10-й Воздушно-десантной дивизии, участвуя в Старорусской операции. За отличные боевые действия в этом районе дивизия получила звание «гвардейской».
27 августа 1943 года 202-я ВДБ переброшена на окраину Харькова. Затем последовали бои за Харьков и самая яркая страница истории бригады - форсирование Днепра. За эту операцию 38 бойцов и офицеров дивизии получили звание Героев Советского Союза, из них 10 звёзд Героя - на счету десантников 202-й ВДБ.
В августе 1944 г. из состава частей и соединений действующей армии, а также из вновь сформированных создано в составе ВДВ три гв. воздушно-десантных корпуса: 37-й (командир генерал-лейтенант П. В. Миронов); 38-й (командир генерал-лейтенант А. И. Утвенко); 39-й (командир генерал-лейтенант М. Ф. Тихонов).
В октябре корпуса сведены в Отдельную гвардейскую воздушно-десантную армию (командующий генерал-майор И. И. Затевахин).
В декабре 1944 года Отдельная гвардейская воздушно-десантная армия переименована в 9-ю гвардейскую армию (командующий генерал-полковник В. В. Глаголев).
Отправив же на фронт три своих батальона, оставшаяся в Хабаровске 202-я ВДБ пополнила свои ряды за счет призыва 1942 года и в августе 1944 года в полном составе убыла в г. Тейково Ивановской области. Здесь на ее базе создан 350-й гвардейский стрелковый полк, командиром которого назначен бывший командир 202-й подполковник Фёдор Павлович Первеев, которого десантники уважительно звали «батя». 
Боевое знамя 202-й ВДБ до конца войны осталось в этом полку и вместе с полковым знаменем прошло по многим полям брани. Оно многократно было пробито вражескими пулями.
С 4 марта по 26 апреля 1945 года 350-й гвардейский стрелковый полк принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками на территории Венгрии и Австрии. За образцовое выполнение боевых задач 2837 военнослужащих полка были награждены орденами и медалями, а в мае 1945 г. 350-й гвардейский стрелковый полк награждён орденом Суворова III степени.
В феврале-марте 1945 года стрелковый корпус прошел с боями почти через всю Венгрию. Особенно кровопролитным был бой за город Папа, начавшийся вечером 25 марта и закончившийся к 3.00 ночи 26 марта взятием города. Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные при этом доблесть и мужество дивизия (114-я гвардейская стрелковая дивизия) награждена орденом Красного Знамени.
За отличие в боях при овладении Веной 114-й гвардейской стрелковой дивизии присвоено наименование Венской, она была награждена орденом Суворова 1-й степени, а магистратом города командиру дивизии были вручены ключи от Вены в знак бесспорной победы.
11 мая дивизия встретилась с американской армией южнее г. Праги. Бойцам и офицерам дивизии объявлено 8 благодарностей Верховного Главнокомандующего, а Москва дважды салютовала победителям.
После Великой Отечественной войны 114-я гвардейская Краснознаменная Венская стрелковая дивизия дислоцировалась в Белорусском военном округе. Два ее полка (357-й и 350-й гвардейские стрелковые полки) разместились в Боровухе-1.
С 15 июня по 1 июля 1946 года 114-я Краснознаменная гвардейская Венская стрелковая дивизия переформирована в воздушно-десантную дивизию с сохранением номера, наград и присвоенного наименования; 350-й гвардейский ордена Суворова III степени стрелковый полк преобразован в 350-й гвардейский ордена Суворова III степени парашютно-десантный полк.

И. ВИКТОРОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



22.02.2024 00:57
Имя Макарова - на стеле Героев
Подвиг Вячеслава Владимировича Макарова навсегда останутся в наших сердцах

30.01.2024 10:11
125-граммовый хлебный паёк получили хабаровчане из блокадного Ленинграда
Во всероссийской акции «Блокадный хлеб», посвящённой 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, приняли участие жители Хабаровского края во всех районах. И для краевой столицы акция давно стала традиционной. Начиная с 2017-го каждый год 27 января местным жителям дают попробовать 125-граммовый хлебный паёк, приготовленный по рецепту военного времени. В акции участвуют активисты и волонтёры патриотических организаций края.

Например, раздавать хлеб в ТРЦ «Большая медведица» помогала Анастасия Смирнова – воспитанница поисково-юнармейского отряда «Журавли» имени героя России А. А. Аксенова. В акции девушка участвует третий год подряд.