«Неочевидимости» опережающего развития начинаются с заводского гудка

21.09.2018 | Специальный репортаж | 4м. 56 c. | 266
«Неочевидимости» опережающего развития начинаются с заводского гудка
В цехах Амурского судостроительного завода кипит работа по сварке блок-секций паромов для Сахалина

Откуда уходят на испытания новые суда и корабли и взлетают суперсовременные боевые  мирные самолеты? В поисках ответа на этот вопрос наш корреспондент побывал на крупнейших авиа- и судостроительных предприятиях края в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас, когда «в сетях» модно глумиться над всем, что сделано или делается в регионе, - вести с места реальных действий настоящих людей - вдвойне ценней любых агиток о достигнутом.

С конгресса - в шум цехов

В начале сентября в Комсомольске-на-Амуре проходил Общероссийский конгресс инженеров «Наука - Инженер - Промышленность» (тексты о том, как он проходил, вы уже имели честь видеть на страницах газеты). Но для десятка корреспондентов и телеоператоров - федеральные телекомпании «НТВ», «Звезда», «Мир», региональные печатные и электронные СМИ - местом двухдневной работы стали не только три этажа драматического театра, но и производственные площадки флагманов высоких промышленных и инженерных технологий в Хабаровском крае.
Это авиазавод имени Гагарина и филиал компании «Гражданские самолеты Сухого» (модернизация Су‑27 и Су‑30, производство военных Су‑35, Су‑57 и лайнеров «Сухой Суперджет‑100») и Амурский судостроительный завод (корветы, паромы, суда ледового класса). Журналисты - не частые гости на этих площадках, а когда везде у тебя есть возможность поговорить не только с руководством машиностроительных гигантов, но и с занятыми в реальном производстве сотрудниками, - это крутая репортерская удача. Благодаря специально организованному во время конгресса пресс-туру эта удача улыбнется теперь и вам, мои дорогие читатели.
Видели без суеты работающих специалистов своего дела? На рабочих места: у высокоточных станков с программных управлением, на стапелях со сварочными аппаратами, внутри корпусов корветов или рядом с «сигарой» будущего самолета, среди груд металла, превращающегося в одну из секций парома или среди проводов, которые станут «внутренностями» лайнера, способными передавать команды пилотов? У меня получилось.

С высочайшей степенью ответственности

- Понятно, что если я своими руками что-то собирал, я смотрю, как это работает в полете. Интересно, конечно. И люди на тебя смотрят и не знают, что ты причастен к сборке конкретного самолета, на котором они путешествуют, - рассказывает слесарь-сборщик Виктор Иванов в одном из цехов авиазавода.
Работа над самолетами начинается с металлообработки - с алюминиевых заготовок, которые превращаются в готовые детали. Но не одномоментно - а за рабочую смену оператора новейших станков с ЧПУ (числовым программным управлением). Это почти девять часов работы в связке с «цифровой» машиной.
Дальше - сборка деталей фюзеляжа, крыльев будущего самолета и ее «сигары» - собственно корпуса. Это кропотливая работа, каждый этап которой проходит тройной и четверной контроль. Наверное, поэтому здесь работают люди с высочайшим чувством ответственности за сделанное.
Суперджеты из Комсомольска-на-Амуре летают в отечественных и европейских авиакомпаниях, их закупают перевозчики Латинской Америки. До 2031 года Комсомольский филиал «Гражданских самолетов Сухого» в связке с КнААЗом должен выпустить около 600 самолетов. Окончательная сборка машины - в отдельном цехе чуть поодаль от основной заводской территории - занимает неделю. Эти темпы сборки была достигнуты благодаря применению так называемых «умных» и «бережливых» технологий.
- Предприятие у нас - 1,1 тысячи человек. 400 работников внесли 1,2 тысячи предложений по улучшению своей деятельности. Они все были внедрены. Это небольшие предложения: здесь сделать табуретку, чтоб удобнее было работать, здесь покрасить в определенный цвет. Но это позволяет им экономить минуты, - рассказал вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Дмитрий Блощинский.
Покидающие завод «Суперджеты» имеют специфический - зеленый - цвет. В них нет внутреннего убранства, в Комсомольске «куется», или, вернее, клепается на автоматизированных комплексах самое главное для лайнера - его летные характеристики. Всё остальное - кресла, обшивка, окончательная покраска - будет сделано на заводе в Ульяновске (для отечественных авиакомпаний) или в случае зарубежных поставок - в специальном центре предэкспортной подготовки с первым маршрутом до подмосковного Жуковского.
В цехах самого авиазавода имени Гагарина идет другая работа - здесь работают над сегодняшней и завтрашней боевой авиацией, которой уже сейчас приходится подтверждать свои качества, к примеру, в сирийском небе. Конечно, журналистам не показали и не покажут, как идет сборка перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (он же - Т‑50, а с прошлого года с серийной маркой - Су‑57). Эта производственная площадка - особо секретная. Еще бы - самолет пятого поколения.
А вот сборка Су‑35, истребителя поколения 4 с двумя плюсами - уже не тайная операция. Именно эти самолеты успешно показали себя в Сирии. Их на авиазаводе делают с нуля. Параллельно идет работа и над глубокой модернизацией уже послуживших Су‑27. Это боевые машины 80-х годов выпуска, и авиастроители в буквальном смысле дают им вторую жизнь: разбирают и собирают машину заново, полностью меняя внутреннюю начинку. После этой процедуры истребители получают новую приставку - СМ, то есть серийный модернизированный.
Кто-то из московских гостей авиастроителей спросил у вице-президента ГСС Дмитрия Блощинского:
- А есть ли особые традиции по окончании работ над самолетов, например, как у корабелов - с разбиванием шампанского о борт?
- Если я увижу, что кто-нибудь будет стучать бутылкой шампанского по нашему самолету, реакция будет очень страшной. Таких особенных традиций нет. Вообще-то для нас сегодня это штатное событие, оно не вызывает ажиотажа. Ну, самолет выходит и выходит, - ответил тот. 
Дмитрий Блощинский рассказал и о том, как ведется работа над лайнером после его поставки покупателям. По его словам, выстраивание системы послепродажного обслуживания, повышение налета и уровня надежности и исправности самолета «Сухой Суперджет‑100» является одним из главных приоритетов работы компании.
- В настоящее время в компании разработана программа по повышению исправности и надежности самолета. Для того, чтобы увеличить налет и исправность, нам нужно исключить отказы оборудования, которое входит в наш самолет. В данный момент ведется много работы с поставщиками. Вплоть до того, что если поставщик отказывается с нами работать по улучшению надежности, то мы готовы принимать решение о смене поставщиков. Работа ведется серьезная, - сказал Дмитрий Блощинский журналистам.
Он добавил, что авиастроители идут навстречу авиакомпаниям и их пожеланиям. Так, в Москве создан круглосуточный центр поддержки заказчика, позвонив в который представители авиакомпаний могут получить интересующую их информацию по самолету.
Уже после конгресса инженеров, на Восточном экономическом форуме было подписано соглашение между Объединенной авиастроительной корпорацией и компанией «Аэрофлот» - о приобретении еще 100 «Суперджетов». Хороший задел на перспективу. В год в Комсомольске могут производить 30 и более самолетов.

Общее дело: от паромов до корветов

- Строить корабли - очень интересное занятие. Поначалу кажется железо да железо. А потом затягивает. Мы делаем общее дело, - делится своим отношением к работе старший мастер стапельного цеха Амурского судостроительного завода Сергей Стародубов.
«Готовые» суда и корабли на заводе не спускают на воду в привычном для нас смысле, аналогичную церемонию здесь называют вывод из цеха. Сейчас на предприятии строится два военных корвета и два парома для Сахалина. Для последних даже придумали и запустили в дело новую технологию - с окончательной сборкой на стапелях под открытым небом. Одна из секций уже стоит на открытом стапеле в заводской акватории, еще пять - сегодня собирают в цехах.
Корвет «Громкий» (второй, после уже зачисленного в Тихоокеанский флот «Совершенного») уже пришел на сдаточную базу во Владивосток с экипажем на борту. Там же уже находится судно снабжения «Иван Сидоренко» и к началу октября придет еще одно - «Остап Шеремета» (когда мы были на заводе, оно еще стояло на пирсе в ожидании завершающих заводских работ).
Проблемы, которые возникли у этих двух судов снабжения на заключительном этапе, связаны с санкциями, под которые попал и АСЗ. Назначение обоих (заказчик «Газфлот») - обслуживание буровых платформ, а также тушение пожаров и спасение людей. Оба могли уже быть сданы заказчику, проблема возникла с двигателем и его программным обеспечением - электронной пусковой системой, ключи-коды к которой находились у немецких инженеров-поставщиков.
«Ивана Сидоренко» планировалось показывать участникам четвертого Восточного экономического форума как еще одно достижение территории инноваций - Хабаровского края, но специалисты из Германии прибыли во Владивосток слишком поздно - только в первой декаде сентября. На заводе рассказывают, что проблему удалось решить лишь при участии министра иностранных дел Сергея Лаврова. Стоимость одного судна-снабженца около четырех с половиной миллиардов рублей.
- Длина судна 90 метров, ширина - 19. Штатный экипаж - 20 человек, допускается еще 40 человек спасенного личного состава. «Остап Шеремета» пойдет своим ходом до Владивостока в обеспечении речных буксиров до Татарского пролива, и далее вахту примут морские буксиры, - объяснил главный инженер завода Андрей Бекасов. Из Комсомольска второй снабженец вышел 15 сентября.
Но вернемся к заводскому гособоронзаказу - пока «Громкий» готовится к госиспытаниям во Владивостоке, в Комсомольске идет работа на двух корветах - «Герой Российской Федерации Алдар Циденжапов» и «Резкий». Это корабли ближней морской зоны с управляемым ракетным вооружением предназначены для борьбы с надводными и подводными судами, патрулирования и поддержки морского десанта.
Корветы оснастят ракетами и противоторпедным вооружением, а благодаря композитным материалам, из которых сделана надстройка с командирской рубкой, он станет почти невидимкой (как и самолеты Су‑35 и Су‑57). «Громкий» уйдет служить на ТОФ в этом году, строящиеся корабли в два следующих. На ТОФ до «Совершенного» функции корветов выполняли малые ракетные катера с 20-летним стажем работы.
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Циденжапов» более близок к окончательному варианту, чем его собрат «Резкий». Свое название корабль получил в честь 19-летнего матроса, который в 2010 году ценой собственной жизни предотвратил крупную аварию на эсминце «Быстрый» и спас 300 человек. Посмертно Алдару было присвоено звание Героя Российской Федерации.
На корвете сейчас идут внутренние работы. Его уже оснастили дизелями, внутренними коммуникациями и трубами, блоком надстройки (из тех самых композитов). В ближайшей перспективе корабль оборудуют артиллерийскими комплексами, ракетным комплексом «Уран» и зенитным комплексом «Редут». На борту корабля будет находиться вертолет Ка‑27ПЛ.
- Есть отличия каждого нового корвета от своего предшественника. Наши конструкторские бюро предлагают улучшенные характеристики вооружения, радиолокационной системы, поэтому третий корвет будет еще современней и лучше, чем первые два, - сказал и.о. генерального директора АСЗ Игорь Будылин.
Руководитель предприятия напомнил, что на международном форуме «Армия 2018» Амурский судостроительный завод получил заказ на строительство четырех малых ракетных кораблей «Каракурт». По его словам, строительство этих судов хотелось бы начать в 2019 году, но по не зависящим от заводчан причинам, скорее всего, это случится позже.
- Суда такого типа стреляли с Каспийского моря по боевикам в Сирии. Это совершенные, хорошо оснащенные и вооруженные малые ракетные корабли. Все возможное для их возведения у нас есть. По всей видимости, строительство полным ходом развернется в 2020 году. Сам заказ до 2026 года, - рассказал Игорь Будылин.
Самый шумный на судостроительном сегодня цех, где готовят секции для двух судов-паромов. Они рассчитаны на перевозку из нашего Ванино в сахалинский Холмск, с материка на остров автомобилей, железнодорожных составов и пассажиров. В цеху собирают секции парома, а сам паром - повторюсь, на открытом стапеле. Потому что его размеры таковы, что ни один крытый стапель в мире не вместит это грузопассажирское судно.
Сдача судов намечалась на 2019 и 2020 годы, однако сроки приходится менять из-за прямых санкций и нехватки кадров.
- Да, к сожалению, по паромам допущено небольшое отставание от графика. Причин несколько: после заключения контракта велось одновременно проектирование и строительство, а также мы столкнулись с трудностями такими, как санкции. В результате контрактная кампания слишком затянулась, поэтому будем, видимо, просить нашего заказчика несколько перенести сроки. Но сейчас темпы восстановлены, налажены связи, идет полным ходом закупка оборудования и строительство, - сказал Игорь Будылин.
Он добавил, что из-за санкций «многие поставщики отказались поставлять свое оборудование». А у паромов почти 50% оборудования - импортное. Кроме того, для работы над заказом в графике, необходимо более 300 рабочих, сейчас в цех сборки секций паромов трудятся только 122 человека, в том числе сварщики из Керчи и Санкт-Петербурга. Если первый паром уже построен на 40%, то второй пока еще «в стадии порезки».
Вместимость паромов - около 200 человек. Они смогут двигаться во льду, толщиной до одного метра и способны за сутки пройти путь от Ванино до Холмска и вернуться обратно. Новые суда придут на смену старым, которые обслуживают морскую паромную переправу сейчас. 
Перспективы модернизации судостроительных мощностей на заводе связывают с проектом «Компактная верфь». По словам и.о. гендиректора Игоря Будылина, его реализация позволит повысить скорость и качество выпуска и исправить экономические показатели предприятия.
- «Компактная верфь» - это, в сущности, сборочный конвейер. Все запчасти должны подвозиться со стороны. Дело в том, что мелкосерийную деталь мы можем сделать на нашем предприятии, но она будет стоить значительно дороже. Как следствие, идет удорожание всего проекта, - рассказал Игорь Будылин. По его словам, вынесенное за пределы завода производство сможет выполнять заказы как для завода, так и для стороннего потребителя, что позволит снизить стоимость поставляемой продукции.
Но шампанское о нос кораблей в ближайшие годы здесь разобьют как минимум четыре раза. И ничего страшного. Скорее - наоборот. 

Фото Сергея МИНГАЗОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



24.01.2024 09:36
Катание на собачьих упряжках и… пальмы на льду
Если жители Переяславки в минувшие выходные встречали на улицах поселка и в его окрестностях человека в яркой спортивной одежде, то они точно знали, что это участник соревнований по зимнему плаванию.

04.01.2024 01:29
Год семьи в Хабаровске встретили с размахом! И праздник продолжается
Год семьи в Хабаровске встретили весело, под звуки фейерверков и, как всегда, традиционно, по-семейному. Самый главный, долгожданный праздник каждый, как водится, провёл с близкими, дорогими людьми.

Поздравления, подарки, подведение итогов, планы на будущее – было всё. Каждая семья собралась за праздничным столом и, послушав послание президента, торжественно подняла бокалы.