Быть созвучным времени

Создание в Хабаровске «публичной галереи» было дальновидным шагом на пути превращения заурядного периферийного города на Амуре в новую «восточную» обитель изящных искусств, очаг эстетического просвещения, будущий культурный центр целого региона.
В этом Н. И. Гродеков явился истинным преемником идей выдаю­щихся просветителей XVIII-XIX столетий, прозорливо видевших в поддержке культуры и строительстве музеев не только несомненный рост авторитета городов, получивших культурную «прививку»,
но и гарантии сохранения своих имён в благодарной памяти потомков.
Самый убедительный пример этому - культурные нововведения Екатерины Великой. Стремясь поддержать престиж России как великой европейской державы и свою репутацию просвещенной монархини, Екатерина II активно формировала картинную галерею в Санкт-Петербурге, которая сегодня известна всему миру как Эрмитаж.
Весь этот бесценный исторический опыт российских просветителей и меценатов лежит в фундаменте и Дальневосточного художественного музея.
Коллекции отечественного и зарубежного искусства ДВХМ, имеющие, как известно, своё происхождение из запасников Третьяковской галереи, Русского музея, Музея нового западного искусства, Эрмитажа, несут в себе отсвет художественных вкусов, знаний, ощущений своего времени прекрасных коллекционеров прошлого - братьев Павла и Сергея Третьяковых, меценатов Рябушинских, учёного и государственного деятеля П. П. Семёнова-Тян-Шанского, русского прозаика и издателя графа Г. А. Кушелёва-Безбородко, члена Государственного совета, тонкого знатока изящных искусств, дипломата Д. П. Татищева, первого премьер-министра Великобритании лорда Роберта Уолпола, одна из жемчужин коллекции которого ныне украшает «итальянский» зал Дальневосточного художественного музея.
У современного ДВХМ и задачи соответствуют своему времени. Первая и самая важная - сохранить коллекции, доставшиеся музею в наследство от собирателей, которые вложили в каждый музейный предмет не только солидные финансовые средства, но и свои знания, душу и твердую уверенность, что именно искусство делает мир красивее и добрее. И вторая весьма ответственная и актуальная задача музея - постоянно и настойчиво формировать коллекцию современного искусства.
Как это ни парадоксально, но активное комплектование этой части музейного собрания стало возможным лишь с
наступлением пере­стройки. Открылись архивы, неофициальные художники обрели возможность выставляться в центральных выставочных залах, в литературно-худо­жественных журналах появились первые публикации о прекрасных мастерах, имена которых ранее находились под запретом. Именно перестройка позволила увидеть историю отечественного искусства не фрагментами, вырванными из контекста общей истории, а цельно, объективно, в новых красках, формах и идеях.
Именно в конце 1980-х музею предстояло создать новую концепцию комплектования коллекции изобразительного искусства ХХ столетия, в меру своих бюджетных возможностей, не утратив при этом объективного видения искусства во времени. Лакмусовой бумагой при приобретении работ в коллекцию являлось - да и сегодня является - то, что предмет современного искусства должен быть созвучен актуальным проблемам, переживаниям, интересам или устремлениям людей, то есть быть со-временным, принадлежащим своему времени.
Так в коллекцию музея попали произведения «шестидесятников» и «семидесятников», представителей неофициального отечественного искусства - Эрнста Неизвестного, Михаила Шемякина, Льва Кропивницкого, Владимира Немухина, Николая Вечтомова, Анатолия Зверева, Вадима Сидура - тех мятежных живописцев и скульпторов, которые отстаивали право мастера на творческую свободу, на уход от иллюстрирования идеологических доктрин и осуществляли вечное право художника «говорить своим языком». Музею удалось в эти сложные десятилетия сформировать интересную коллекцию современного искусства конца ХХ века.
Значительный вклад в развитие дальневосточной культуры и музейного дела, в частности, вносит сегодня бизнес. На мой взгляд, это необходимо для возрождения и развития тех замечательных традиций российского меценатства, которыми так богата история нашей страны.
Сегодняшняя задача музея - продолжить эту работу, не дать образоваться «белым пятнам», историческим
и смысловым лакунам в коллекции современного искусства ДВХМ, того искусства, которое проживается нами каждый миг, развивается синхронно со временем, в котором есть место успехам и разочарованиям, прогрессу и консерватизму, любви и ненависти, традициям и новаторству. Всему тому, что художники, наши современники, творчески воплощают в красках, в камне или металле.
Новое время многолико. Художники ищут новые материалы, пластические и технические средства, чтобы переложить Время на язык изобразительного искусства. Задача музейных специалистов - найти из создаваемого ими самое лучшее, самое интересное, верное и точное для развития коллекции музея, приобрести произведения, которые смогут в будущем рассказать новым поколениям зрителей, какими мы были, о чём думали, мечтали, что нам удалось сделать, а что так и не осуществилось…

Автор: Л. КОЗЛОВА, зам. директора ДВХМ по научной работе, член Союза художников России, член российской ассоциации искусствоведов, критиков.




30.09.2020 14:08
ВТБ передал детской больнице в Биробиджане аппарат ИВЛ

30.09.2020 10:06
Медицинский стаж в двойном размере
Медицинские работники имеют право на льготный порядок формирования пенсионного стажа.

30.09.2020 09:59
Федеральный бюджет поможет третьему ребёнку
В следующем году в Хабаровский край будут направлены федеральные средства на выплаты ежемесячных пособий многодетным семьям на третьего ребенка.

30.09.2020 09:37
«Автодозвон» против «заборной» рекламы
Интеллектуальную систему «Автодозвон» для борьбы с нелегальной рекламой планируют запустить в Хабаровске до конца года.

30.09.2020 09:12
Провала то и не было
Недостоверные сведения о якобы настоящей коммунальной катастрофе в Хабаровске распространили неизвестные в социальных сетях



28.10.2016 10:09
Приди на встречу с красотой!
О высоте статуса Дальневосточного художественного музея можно судить даже по, так сказать, «формальным» признакам: с 70-х годов прошлого века в соответствии с решением Министерства культуры СССР он является головным региональным художественным музеем, его коллекция считается федеральной.

28.10.2016 10:08
Сенсации юбилейной выставки
Свое 85-летие Дальневосточный художественный музей встречает необычной выставкой. Ее название - «Истории забытые страницы» - не случайное: мы вспоминаем давно забытое из прошлой жизни Хабаровска. И при этом - делаем настоящие открытия.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика