Безусловное принятие ребёнка: для чего оно нужно родителям и их чадам

15.02.23 10:05 | Детский мир | 4м. 47 c.
Безусловное принятие ребёнка: для чего оно нужно родителям и их чадам

Что значит безусловно принимать ребенка? Как понять, являетесь ли вы безусловным родителем? Что предпринять, чтобы установить принимающие отношения в семье? Ответы на эти и другие вопросы дает практикующий психолог Нина ЧУПРАКОВА.

Безусловное принятие - одно из главных ожиданий ребенка. Это глубинное, незыблемое, фундаментальное знание того, что ты хороший и правильный. Ребенок настолько зависим, что не может выжить без взрослого, без его надежного и обеспечивающего безопасность отношения к себе.

Одна из основных человеческих потребностей - потребность в принадлежности. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального психоэмоционального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда мы сообщаем ребенку, что он нам дорог, нужен, что он просто хороший.

Как продемонстрировать свои чувства? Важно обнимать ребенка несколько раз в день. Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания.

Для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму.

Пройдите мини-тест

Все родители скажут, что они любят своего ребенка. Но каждый ли из них может с уверенностью назвать себя безусловно принимающим? Если с большинством утверждений вы согласны, значит, вы - безусловный родитель.

 Безусловный родитель:

Любит ребенка не за то, как он себя ведет, а таким, какой он есть.

Уважает своего ребенка и его чувства (и гнев, и злость, и раздражение), его мнение (которому совсем необязательно совпадать с мнением родителей), его выбор, его личное пространство, его друзей, его потребности…

Старается понять причину поведения ребенка, не реагируя лишь на ее проявления.

Избегает любой оценки чувств ребенка (и тем более оценки самого ребенка!) - как отрицательной, так и положительной.

Соблюдает договоренности и выполняет обещания, независимо от того, как себя ведет ребенок: отношения - это не предмет торга.

Ценит свою любовь к детям и отношения привязанности: никогда не спекулирует на чувствах, не лишает ребенка любви в целях наказания.

Относится внимательно к нуждам ребенка - его желания так же значимы, как и остальных членов семьи.

Прежде чем настаивать на том, чтобы ребенок выполнил просьбу, оценивает, может ли он ее выполнить и должен ли.

Помнит о долгосрочных целях: помогут ли текущие воспитательные меры вырастить счастливого человека, стоит ли портить настроение и ссориться из-за мелочей, если они никак не отразятся на будущем ребенка.

Ценит отношения с ребенком превыше всего: стоит ли проблема подпорченных отношений. Иногда это необходимо, но чаще всего есть другой способ повлиять на ребенка.

Воспринимает нежелательное поведение ребенка как проблему, требующую решения (а не только наказания для ребенка), как возможность научить.

Честен и искренен со своими детьми: родитель - это не идеальный биоробот, а человек, у которого тоже могут быть эмоции, собственные нужды, интересы.

Признает свои ошибки и просит прощения, если был неправ, - это лучший урок для ребенка.

Задает ребенку вопросы (конечно, не риторические), чтобы понять причину поведения, которое его не устраивает. Иногда все гораздо проще, чем кажется.

Прежде чем пытаться изменить ребенка, пробует изменить обстановку и сделать все возможное, чтобы избежать проблемы.

Экспериментирует, позволяет иногда (в исключительных случаях) нарушать свои же правила, ищет индивидуальный подход к каждому из своих детей.

Получает искреннее удовольствие от общения со своими детьми и не стесняется им об этом лишний раз напомнить.

Помнит о возрасте ребенка, его возможностях и потребностях и выстраивает свои ожидания соответственно.

Подозревает за ребенком лучший мотив: если считать ребенка хулиганом, то есть шанс исподволь транслировать ему это убеждение, - и он им станет.

Говорит «да» как можно чаще, пересматривает свои «нет» по мере взросления ребенка: меньше контроля, больше времени для заботы.

Способ активного слушания

Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Очень важно в беседе держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку: не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка - может быть, он что-то добавит.

Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, внутрь или вдаль, то продолжайте молчать - в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом.

Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Способы такой беседы вначале трудны и порой необычны, но, когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Безусловно принимающие отношения

Для того, чтобы добиться совместного внимания и установить общие правила, наблюдайте за тем, как ваш малыш слушает, смотрит, трогает, обоняет и двигается.

Для того, чтобы пробуждать в ребенке интерес и желание вступать в отношения, наблюдайте за тем, какие виды взаимодействия (смешные звуки, поцелуи и т. д.) доставляют ребенку удовольствие. Игра в «улыбки», игра «Потанцуй со мной».

Для того, чтобы облегчить целенаправленное эмоциональное взаимодействие, старайтесь вести себя весело и заразительно и в разговорах, и в символических играх, и когда вы просто обмениваетесь с ребенком взглядами, звуками и жестами. К любым действиям ребенка, даже если они кажутся случайными, следует относиться так, словно они целенаправленные.

Для того, чтобы обеспечить совместное решение проблем, предлагайте новые шаги в символических играх. Создавайте интересные препятствия или загвоздки на пути ребенка к целям. Добейтесь постоянного потока общения.

Для того, чтобы облегчить рождение понятий, побуждайте ребенка выражать свои потребности, желания, интересы. Создавайте ситуации, где ему захочется выражать свои чувства или намерения. Способствуйте тому, чтобы он использовал понятия в символических играх и в реальном общении. Помните последовательность: «слова, действие, эмоциональная реакция».

Для того, чтобы стимулировать развитие логического мышления, надо и в символических играх, и в реальном общении подталкивать ребенка к тому, чтобы он завершал каждый коммуникативный цикл какими-то идеями.

Пусть он старается связывать между собой реальные идеи или побочные сюжетные линии игры. Так вы поможете ему создавать переходы от одной идеи к другой.

Побуждайте ребенка говорить о прошлом, настоящем и будущем в обычных разговорах и в ходе ролевых игр. И все в ваших взаимоотношениях будет хорошо.

И. ДМИТРИЕВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей

17.04.2024 10:14
ВТБ: недельный объем выдач IT-ипотеки превысил 2 млрд рублей

17.04.2024 10:00
ВТБ начнет выдавать электронные удостоверения-карты «СВОи» ветеранам боевых действий

17.04.2024 09:28
В Москву на выставку нужны экскурсоводы

17.04.2024 09:17
Строится детсад на «Ореховой сопке»

17.04.2024 09:10
Пять скверов лидируют в голосовании

17.04.2024 08:10
22 апреля - День Земли



17.04.2024 00:00
Как избежать конкуренции за любовь ребёнка
Семья – это основа нашего существования, и ничто не приносит такого счастья, как любовь, которую мы дарим и получаем от наших близких. Однако с появлением в семье ребёнка гармония может оказаться под угрозой, и вот почему.

12.04.2024 00:00
Шалость или преступление?
Вопреки распространенному мнению, с ситуациями детского воровства сталкиваются не только неблагополучные, но и самые обычные, благополучные семьи, те, в которых нет материальных проблем.