НАШ ЭКСКЛЮЗИВ
Эксклюзивные  материалы, отражающие ключевые события края и страны, впервые опубликованные в газете в разные годы. Формат pdf.
Наталья Киреева: ДВ гектар. Моя история
Корреспондент «Тихоокеанской звезды» решила получить бесплатный дальневосточный гектар.
Сегодня в Хабаровске
Возможен дождь, t +12 +18°C, Ветер З, 5-17 м/с. Восход в 6:35, заход в 19:04. Уровень Амура у г. Хабаровска 298см

В Хабаровске повеяло свежим ветром Свободного порта

В Хабаровске повеяло свежим ветром Свободного порта

Вопросы привлечения инвестиций в экономику города всегда были в рабочей повестке администрации Хабаровска, но сегодня они получили новый импульс, связанный с приоритетным вниманием государства к развитию Дальнего Востока. Их решение держат на особом контроле полпред президента Ю. П. Трутнев, губернатор В. И. Шпорт, мэр города А. Н. Соколов.
- Задачи в этой сфере сегодня стали более обширными, потребовались новые механизмы для их решения, - говорит первый заместитель мэра Хабаровска по инвестиционному развитию Валерий Лебеда. - Вот почему в структуре администрации города и создано Управление инвестиционного развития. Привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики города посредством формирования приоритетных инвестиционных проектов местного уровня, подготовка инвестиционных площадок, разработка эффективных мер по правовой, методической, организационной и финансовой поддержке инвестиционной и инновационной деятельности инвесторов на территории города - то, что составляет основу деятельности новой структуры. Она призвана координировать работу различных отраслей, найти ресурсы для решения задач, прописать правила.
Дальний Восток - регион особый. И инвестор у нас особый - массовым потоком он к нам не придет. Надо его не только со стороны привлекать, но и своих выращивать. Требуется четкая навигация, особенно если речь идет о зарубежном рынке, создание условий, обратная связь с властью. Новые механизмы уже начали апробироваться.
К примеру, впервые был эффективно применен механизм целевого управления: как под обозначенную цель мобилизовать все ресурсы. Когда все отраслевые структуры, краевой и городской проектные офисы (при участии московского!) решают задачи комплексно, тогда удается достичь результата. Мы видим это по рейтингу инвестиционной привлекательности края - он вырос очень ощутимо, на 33 пункта. Но, конечно, впереди - непочатый край работы.

«1000 мелочей» не в пользу инвестора

- Бизнес не обманешь: он голосует большим рублем за то, в чем увидит перспективу. Как ему в этом помочь?
- Над созданием благоприятного инвестиционного климата предстоит еще много работать - к сожалению, законодательство в этой сфере далеко от совершенства, в том числе и в вопросах правил и полномочий, за превышение которых чиновнику любого ранга грозят очень серьезные наказания. Нужны четкие формулировки в законах, четкие общие правила, выработке которых помогла бы обратная связь с общественностью, с бизнес-сообществом.
Например, во всем мире существует практика установления нормативов платы за присоединение строящихся коммерческих объектов к дорожной сети и ливневой канализации. И это понятно, потому что эти средства позволяют развивать дороги, отводить от них воду. В России, к сожалению, этот вопрос не урегулирован. Предполагается (по умолчанию), что этим должен заниматься муниципалитет. Но в реальности ни один город - и, тем более, село - этого сделать не сможет из-за большой дефицитности бюджета. В итоге это ведет к тому, что вроде новые объекты, с одной стороны, - благо для города, с другой - можно «доработаться» до того, что город встанет в сплошной автомобильной «пробке».
Или другая проблема. Нужно сносить ветхое жилье, развивать территории города, и это в значительной степени можно делать за счет инвестора. Есть процедура по отведению участков, определенная законом, дающая право застройщикам приступать к расселению, после проведения которого застройщик становится собственником земли и может возводить объекты. Но четкого законодательства по правилам сноса нет.
В итоге 90 процентов людей соглашается переехать в новое жилье, потому что оно совершенно другого качества - улучшенное, с совершенно другой стоимостью и свойствами. 7-8 процентов торгуются, перебирают варианты, но в конце концов тоже соглашаются. 1-2 процента держатся до последнего и выставляют неприемлемые условия. Например, был случай, когда за одну квартиру хотели 75 миллионов рублей, в другом случае - хотели… семь квартир, и это не предел! Начинаются затяжные суды, которые длятся годами и, что самое парадоксальное, решаются в каждом случае по-своему.
В Хабаровске сегодня 793 неблагоустроенных многоквартирных дома, в которых живут 5694 семьи. Процентов на 30-40 проблему можно было бы решить за счет застройщика. Это выливается ни много ни мало в 5 миллиардов рублей. Но из-за всевозможных «мелочей» у инвестора теряется интерес, возникают тупиковые ситуации.
Я много говорю об этом, потому что проблема «кричащая» и есть возможные пути решения. Но законодательство нельзя нарушать, его можно только изменить. И мы этим вопросом уже занимаемся. Сейчас в Государственной думе РФ, например, прошли экспертный совет пять наших поправок в закон. Будем и дальше этим системно заниматься, добиваясь результатов, создавая необходимые механизмы их реализации.
Во многом решению задач по улучшению инвестиционного климата будет способствовать обратная связь с предпринимателями. В сентябре мы завершим работу по созданию инвестиционного портала. Мы проанализировали весь соответствующий опыт в России, решили технические задачи. Сейчас ждем предложений и замечаний от бизнес-сообщества. Такая живая связь необходима.
Примерно за год мы отладили систему, которая позволяет инвестору, подавшему заявку на землю (а с землеотводом связан любой проект), иметь четкое представление о том, какой путь и в какие сроки она проходит, с информированием по каждому этапу. Этот механизм создан и работает во многом благодаря предложениям самих предпринимателей. Сократив сроки вдвое, мы избавились от того, что раньше было серьезным барьером. Предстоит по аналогии с этим отладить «обратную связь» и при выдаче разрешений на строительство, на ввод жилья и в других ситуациях.
Мы перестраиваем всю работу по приемке и выдаче документации - будет реально реализован принцип «одного окна». Это комплексный, прозрачный и эффективный способ решения вопросов в инвестиционном процессе. Сейчас мы отрабатываем нюансы со всеми участниками - и в том числе с держателями сетей, разрешения от которых часто становятся серьезным камнем преткновения, существующие сегодня сложности отпугивают инвесторов, особенно иностранных.
- На Хабаровск в недалеком будущем распространится режим Свободного порта. Какие перспективы он сулит?
- Мы совсем недавно вернулись из Владивостока, где эта система уже действует. В министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока направлен перечень из 16 потенциальных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории города Хабаровска в рамках Свободного порта с общим объемом инвестиций 56,1 млрд. рублей.
Если в ТОСЭРах всё ограничивается территорией, на которую распространяются колоссальные льготы, то при режиме Свободного порта эти льготы распространяются на любое новое производство, если Корпорацией по развитию Дальнего Востока оно признано резидентом. Есть реальная возможность рассчитывать на серьезные федеральные льготы - потенциальные инвесторы уже просчитывают открывающиеся перспективы.
При поддержке городской администрации в августе 2016 года создан полностью соответствующий национальному стандарту новый индустриальный парк на базе Хабаровского завода строительной керамики (ХЗСК). Хотим значительно увеличить его территорию. Мало того что в перспективе он превратится в крупный комплекс по производству стройматериалов. Уже появилось много заявок, которые мы готовимся реализовать на этапе вхождения в режим Свободного порта.
Одна из них - строительство мукомольного завода с ориентацией на экспорт в Китай (компания «Лунхай», г. Циндао). В последние годы в России очень неплохая ситуация с зерном, и с учетом удобной логистики и льгот Свободного порта у нас в Хабаровске появляется возможность заняться производством муки в больших объемах для соседней страны.
Вопрос этот прорабатывается и находится на стадии принятия решения и предполагает очень серьезные инвестиции. Свободные площади здесь могут предоставить и другим инвесторам Китая, Южной Кореи, Японии, желающим разместить собственные производства.
Площадка этого индустриального парка весьма привлекательная для инвесторов благодаря развитой инфраструктуре и свободным технологическим мощностям.

В приоритете - жильё, логистика и сети

- Как будем двигаться дальше? Определены ли приоритеты, каковы связанные с ними ожидания, возможности?
- Назову газоконденсатный завод. Перспектива для него открыта самим фактом наличия на территории индустриального парка магистральной газораспределительной сети и железнодорожных путей.
Присутствие иностранного капитала сегодня отмечается в гостиничном бизнесе (отель «Хилтон»), жилищном строительстве, ресторанном бизнесе, сфере ритейла («Леруа-Мерлен»), а также развитии логистики. К примеру, ООО «Самарга-Холдинг» планирует создать логистический центр «Ракитное», примыкающий к железнодорожной станции «Хабаровск-2», он станет первым на Дальнем Востоке полноценным «сухим портом»с объемом инвестиций 6 млрд. рублей, здесь будет создано 220 рабочих мест.
Логистический парк, связанный с импортом фруктов и овощей из Китая, может также появиться на территории индустриального парка «ХЗСК» - с распределением не только по Хабаровску, но и по России. Потенциальный инвестор уже демонстрирует готовность этим заниматься.
Ведутся подготовительные работы по строительству многофункционального комплекса по ул. Гоголя (компания ООО «Кореан инжиниринг»), инвестиции более 5 млрд. рублей. Есть предложения и от российских инвесторов.
Важная особенность инвестиционного процесса Хабаровска - ведение проектов на основе общественно-частного партнерства. Элементы его были и раньше, когда об этом еще практически не говорилось, - привокзальная площадь, все наши городские бани, парки, магазины «Ветеран», киновидеопоказ… Сейчас этот механизм (концессия) заложен в законодательстве, работать с ним удобнее и проще.
Совместно с краевым центром государственно-частного партнерства (ГЧП) взялись за проект тепломагистраль «ТМ-35» - с ним связана вся перспектива тепла в районе Ореховой сопки, в 7-м микрорайоне. Рассматриваем возможности ГЧП в инфраструктуре района Красной Речки - из-за кризиса федеральное финансирование объектов водоснабжения и водоотведения резко сократилось. Будем стараться привлечь инвестиции и туда.

Беседовала
Марина СЕМЧЕНКО.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО


Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

22.09.2017 15:19
День тигра отметят в Хабаровске
В последние выходные сентября отмечается

22.09.2017 14:56
ТТУ надеется через конкурс вернуть себе все трамвайные и троллейбусные маршруты

22.09.2017 14:55
В районах Хабаровского края решили возродить заготпункты

22.09.2017 14:54
Найдены тела трех рыбаков, пропавших больше недели назад в Комсомольском районе

22.09.2017 14:48
Дальневосточная магистраль представляет портфель логистических услуг на Экспо-ДВ



31.08.2017 00:00
Качественное образование от детского сада до вуза
Завтра для 53 тысяч школьников начнется новый учебный год.

31.08.2017 00:00
Когда спорт не только массовый, но и доступный
Модная тенденция быть спортивным у хабаровчан переросла в хорошую привычку. Спортивные площадки в центре и во всех районах города практически никогда не пустуют.


«Вы верите в приметы?»




 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика