Юрий Трутнев: «Сначала надо узнать, чего хотят люди»

17.01.19 23:22 | Подробности | 6м. 55 c.
Юрий Трутнев: «Сначала надо узнать, чего хотят люди»

Условия жизни на Дальнем Востоке должны стать лучше, чем в среднем по России. Президент дал это поручение, когда в состав ДФО еще не вошли Бурятия и Забайкалье. Как присоединение новых регионов изменило работу в округе, в интервью «Российской газете» рассказал заместитель председателя Правительства РФ - полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.
- Юрий Петрович, Владивосток стал столицей ДФО. Полпредство переедет туда из Хабаровска в течение года. Какие структуры могут остаться на старом месте? Например, Ространснадзор перевод не планирует. 
- По поводу ведомств, которые умно излагают, что они не планируют переезд, я бы вспомнил рекламу «Иногда лучше промолчать». Это указ президента России. Ему я и буду готовить предложения, с пониманием затрат на переезд и его целесообразности, а он примет решение. И ровно его мы будем выполнять, а точно не рассуждения руководителей ведомств.
- Что статус столицы ДФО даст Владивостоку?
- Прежде всего это близость контрольно-надзорных и административных структур к инвестпроектам. Сегодня большая часть инвестиций - около 60 процентов - приходит во Владивосток. И их надо обслуживать, создавать им условия, предоставлять земельные участки, разрешения, энергетику, строить дороги. И чем быстрее и эффективнее мы будем вести эту работу, тем конкурентнее будет наше инвестиционное пространство. Сведения о том, как на какой-то территории помогают бизнесу, очень быстро расходятся.
Люди оперативно информируют друг друга: говорят, да, здесь действительно помогают, а вот там просто болтают. И от этого зависит, придут или не придут к нам новые инвесторы. У нас, слава богу, пока инвестиционный поток не иссякает. Количество новых проектов увеличивается, их общее число уже приближается к полутора тысячам. Наверное, не проходит недели, чтобы я не встречался с двумя-тремя новыми инвесторами.
- А на обычных жителях как статус отразится?
- Надо сделать так, чтобы город в полной мере соответствовал статусу столицы ДФО. Там есть театр, университет, строятся музеи, балетное училище. Планируется строительство установки класса megascience. Мы перед Новым годом собирались по поводу создания центра компетенций целого ряда компаний на острове Русский. Работа идет, но может получиться как с переправой. Может статься так, что люди ждут совсем не этого. Поэтому избранному губернатору Олегу Кожемяко, когда приезжал его представлять, я задал задачу - надо определить, что мы должны сделать для того, чтобы люди сказали: «Спасибо, мы видим, что есть существенные изменения».
У меня есть одна идея. Не знаю, прав я или нет, проверим. Мне кажется, что во Владивостоке очень трудно передвигаться. У жителей много машин, рельеф города сложный, улицы узкие, а никаких объездных дорог нет. Трудно проехать в центре, машины припаркованы кое-как, вдоль обочины, стоянок нет. Это создает значительные неудобства жителям. Я уже дал поручение министру транспорта Евгению Дитриху разработать предложения о том, как решить эту проблему. Что-то надо сделать со стоянками, с регулированием движения на перекрестках.
Наверняка этого будет недостаточно, может быть, где-то надо выходить на второй уровень, как это во многих крупных городах сделано. Может быть, надо делать объездную через мыс Эгершельд, есть давний такой проект, через остров Русский. Надо все это изучить, но это должны сделать профессионалы. Минтранс должен представить конкретный проект и сказать: вот мы это делаем, это стоит столько-то, и во Владивостоке вопрос пробок будет решен.
- Там еще очень много машин, потому что общественный транспорт ходит до 21.00-22.00 максимум.
- Конечно, надо еще рассмотреть и вопрос работы общественного транспорта. В Москве этот сегмент отдельно развивают, и это уже очень сильно повлияло на дорожную ситуацию. Мы будем изучать опыт столицы и других городов, где ситуация изменилась к лучшему. Но все-таки для этого у нас существует специальное министерство, которое возглавляет Евгений Дитрих, вот от него жду предложения. Или вопрос будет решен, или мы привезем его во Владивосток, повезем по улицам и попросим жителей лично рассказать ему все, что они думают об организации работы транспорта.

Программа для людей

- Сейчас идет сбор предложений в Национальную программу развития Дальнего Востока. Все желающие могут оставить их на сайте ДВ2025.РФ. Что она даст простым людям?
- Надеюсь, счастье. Национальная программа - интегральный документ, собирающий в себя условия для экономического развития региона и обеспечивающий условия для жизни людей. Он должен объединить оба процесса. Ясно, что эти задачи надо решать практически всем составом правительства, потому что вопросы есть ко всем министерствам, но сначала надо узнать, чего хотят люди, что им нужно. Не всегда можно из кабинета губернатора и тем более из Москвы точно определить, в чем на самом деле нуждаются люди. Поэтому сейчас идет сбор их заявок.
Потом мы проанализируем предложения с муниципальными образованиями и регионами, выделим самое важное. Люди опять это обсудят. Конечная задача точно прописана в поручениях президента Владимира Путина по итогам Госсовета: условия жизни на Дальнем Востоке должны стать лучше, чем в среднем по России. Вот это и есть основная задача национальной программы.
- Чего же все-таки хотят люди? Сквер около дома разбить или мост через реку построить?
- Скажу честно, пока не готов ответить на этот вопрос. Давайте немножко еще соберем предложения. Не буду называть территорию - не хочу людей ставить в неудобное положение, но недавно у меня была встреча с одним губернатором, обсуждали проблемы отдаленного района. И он мне с гордостью говорит: мы там строим школу и детский сад. Я говорю: здорово, но маленький вопрос: а с людьми советовались? Они точно хотят школу и детский сад? Он задумывается. Я говорю: если уверенности нет, тогда скажите, а что они, на ваш взгляд, хотят? Он говорит: они хотят переправу. Я говорю: нормально, они хотят переправу, но вы строите школу и детсад.
Вот чтобы такого не было, мы и собираем мнения людей о том, что необходимо для территории. При разработке нацпрограммы они будут иметь определяющее значение. Население гораздо лучше нас видит, что надо сделать для того, чтобы жизнь была комфортна, и что этому мешает. И в этом отношении именно такой характер программы, когда мы ее растим снизу - с предложений людей, а не придумываем в Москве, мне кажется наиболее обоснованным.
- В конце января к сбору предложений должны подключиться эксперты. От них вы что ожидаете?
- Все делится на тактику и стратегию. Мы сейчас получим материалы, которые дадут нам скорее тактический уровень. Но должно же быть и стратегическое видение развития территории, основанное на ее преимуществах, на уже существующей инфраструктуре и сложившихся компетенциях. Например, есть отдельная важная задача, связанная с развитием на Дальнем Востоке науки, высоких технологий, финансового сектора. Буду рад, если такие предложения поступят с мест, но все-таки в большей части это площадка как раз для работы федерального центра. Здесь нам потребуются эксперты по соответствующим видам деятельности. Мы будем заниматься и стратегическими трендами развития Дальнего Востока.

В зоне особого внимания

- Дальний Восток по многим показателям из поручения президента отстает от средних по России. Как будете нагонять?
- Дальний Восток требует особого внимания. За десятилетия здесь накопились отставания в сфере инфраструктуры, медицины, образования. Все условия для жизни прежде всего создавались в Центральной России. После освоения нашими прадедами Дальнего Востока, скажем так, процесс выравнивания условий жизни и региональной экономики двигался со значительным замедлением на Дальнем Востоке по отношению к центру. Именно поэтому существует министерство по развитию Дальнего Востока и вице-премьер в правительстве, который отвечает за развитие этой территории.
Мы начали заниматься экономикой. Нас за это критиковали и продолжают критиковать, но мы к этому спокойно относимся, мы уверены, что правы. Если не будет предприятий, рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет, то ничего другого мы не построим. Не будет ни качественного здравоохранения, ни образования, ни дорог. А нагонять будем за счет опережения. Собственно, оно уже происходит, но пока только в сфере экономики. Темпы экономического роста в ДФО выше, чем в среднем по России. Сегодня на территорию Дальнего Востока поступает 32 процента всех прямых иностранных инвестиций в РФ. По сельскому хозяйству у нас рост по этому году уже превышает 15 процентов. По большинству показателей экономического роста, если не по всем, мы опережаем среднероссийские. Того же надо добиться и в социальной сфере.

- Каким образом?

- Мы начали реализацию программы развития центров экономического роста. Она предусматривает создание 199 больниц, школ и детских садов в течение трех лет. Но этого мало для огромной территории Дальнего Востока. Именно поэтому для нас сейчас очень важна совместная работа с министерствами и ведомствами, чтобы в каждом разделе показатели опережали среднероссийские.
- Ситуация в разных регионах ДФО кардинально различается. Очевидно, что по темпам роста Еврейской автономной области не угнаться за Приморьем.
- Вы абсолютно правы. Развитие - это совместная ответственность. Например, то, что мы так долго не могли найти проекты, изменяющие экономическую ситуацию на Камчатке и Чукотке, это и наша проблема, а не только местных губернаторов. Иначе зачем мы нужны? Но мы нашли их. На Чукотке - Баимская рудная зона, пять миллиардов долларов инвестиций - для региона огромные деньги. Это в разы увеличит его бюджет, после того как предприятие будет сдано.
На Камчатке появится хаб для перегрузки сжиженного природного газа «Новатэка». Он приведет к круглогодичной работе Северного морского пути. Пока проект проектируется, но мы его всячески поддерживаем, находимся в постоянном контакте с «Новатэком».
Недавно на Камчатке появился еще один очень интересный проект. «Роза Хутор» решила создать здесь круглогодичный курорт. Объем частных инвестиций оценивается в 15 миллиардов рублей. И дело даже не в сумме, а в том, что Камчатка - уникальная территория с огромным туристическим потенциалом. Других таких мест на земном шаре не найти, но здесь почти полностью отсутствует туристическая инфраструктура. Стоит она дорого, окупается медленно. К сожалению, туризм нельзя развивать как проекты в сфере недропользования, тут эта схема не работает. Нужна инфраструктура: дороги, гостиницы, причальные стенки, а они окупаются десятилетиями. Но весь мир прошел этим путем, и мы пройдем.
Пока в наши существующие правила туризм не помещается никак. По этому проекту объем государственных инвестиций потребуется даже больше, чем частных. Я уже говорил с председателем правительства Дмитрием Медведевым на эту тему. Реакция была положительная. Он понимает, что мы по общим правилам там ничего не сделаем. Так что засучиваем рукава и начинаем работать по этому проекту. Тем более что нельзя сказать, что вся эта инфраструктура будет создана под один проект. Сегодня выходит «Роза Хутор», но если мы уже завтра построим там порт, дороги, линии электропередачи, а они - подъемники, то, конечно, придут и другие компании.

(Продолжение в следующих выпусках газеты).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



19.04.2024 00:00
Единое пособие для семей добровольцев - в особом порядке
Правительство России уточнило правила назначения единого пособия на детей для семей военных, участвующих в специальной военной операции. Напомним, единое пособие – это мера господдержки для семей с детьми до 17 лет и беременных женщин.

19.04.2024 00:00
Кому в Хабаровском крае живётся хорошо
На этот раз речь пойдёт о строительстве жилья. В том, как развивается эта набирающая обороты в Хабаровском крае сфера, помогала разбираться Марина Ковалёва – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Президентской академии в Хабаровске.