Только тем, кто не боится сложностей, покоряются и горы, и леса

19.10.18 22:27 | Реальная экономика | 5м. 56 c.
Только тем, кто не боится сложностей, покоряются и горы, и леса
Александр Воронин: «Жизнь и здоровье людей на дорогах - безусловный приоритет отрасли»

Хабаровский край завтра празднует свой 80-летний юбилей. За эти годы в непроходимой прежде тайге выросли города и поселки, по берегам рек построены рыбозаводы, в лесной глуши - заготовительные предприятия, огромную территорию прочертили рельсы и автотрассы. Несмотря на тысячекилометровые расстояния, суровый климат, причудливый ландшафт, дикая природа постепенно покоряется человеку и его потребностям.
Пусть не так быстро, как хотелось бы, на картах появляются все новые черточки, обозначающие автомобильные дороги. Дорожное строительство - дело непростое, требующее огромных денег, упорного труда, а главное - целеустремленности. Чтобы, несмотря ни на какие сложности, прокладывать пути, ремонтировать то, что уже сделано, содержать в безопасности и комфорте все новые трассы.
С 2001 года единым заказчиком по строительству, реконструкции, ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения стало краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог». В последние годы повышенное внимание «Хабаровскуправтодора» принадлежало автомобильной дороге  Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре.
Едем к морю
В конце прошлого века горнодобывающие, лесоперерабатывающие и промысловые компании, работавшие на территории богатого ресурсами Хабаровского края, остро нуждались в автомобильном сообщении к морским портам Восточного побережья страны.
В 1994 году краевые власти решили соединить лесовозные направления между населенными пунктами в тайге. В 1997 году было проложено 156 километров автозимника со стороны села Лидога в Нанайском районе края и навстречу - 90 километров от порта Ванино. В ноябре 1998 года между этими населенными пунктами был открыт сквозной проезд автотранспорта. Протяженность грунтовой дороги шириной от 5 до 8 метров с минимальным радиусом в плане до 30 метров составляла 347 километров. Трасса в зимнем варианте оказалась достаточно эффективной, что и стало весомым аргументом для принятия решения о строительстве автомобильной дороги третьей категории с асфальтобетонным покрытием и шириной проезжей части до 7 метров. К работам приступили в 1999 году.
Строительство трассы продвигалось непросто. Более 100 километров дороги проходит по горным хребтам Сихотэ-Алиня вдоль или поперек рек Анюй и Гобилли, где высота истока от уровня моря составляет до 1100 метров. Приходилось буквально выгрызать дорогу у скал, отвоевывать у тайги, болот и горных рек.
Около 55 километров дороги пролегают вдоль реки Гобилли. На этом участке сосредоточено 14 пересечений, множество поворотов и таких крутых подъемов, что в ходе строительства приходилось оптимизировать проекты к объективным условиям - некоторые участки оказалось дешевле и реальнее спрямить, чем преодолеть. Для этого отдельные отрезки русла реки Гобилли были перенесены в другие места. На одних участках это позволило сократить количество мостов, на других - уйти от колоссального объема буровзрывных работ. В результате из-за спрямления отдельных участков общая протяженность дороги сократилась на 28 километров, что позволило сэкономить 2,5 миллиарда рублей.
За двадцать лет дорожниками проделана огромная работа - построена современная, красивая, комфортная двухполосная трасса протяженностью 328,3 километра в асфальтобетонном покрытии, соответствующая параметрам III технической категории. На дороге смонтировано 211 водопропускных труб и 59 мостов, протяженностью около 4 км. Сегодня автомобили могут безопасно двигаться по трассе со скоростью до 90 километров в час.
За все время на строительство дороги было потрачено 17,8 млрд рублей, из них 14 млрд рублей выделено из федерального бюджета, а 3,8 млрд рублей - из краевого. Весь процесс грандиозного строительства проходил под руководством специалистов КГКУ «Хабаровскуправтодор», большой вклад в строительство дороги в разное время внесли коллективы подрядных и субподрядных организаций АО «Дальстроймеханизация», ХКГУП «Крайдорпредприятие», ФГУП «Дальспецстрой», ООО «Амурвзрывпром», АО «Дальмостострой», ООО «Кедр», ООО «СтройДорСервис». При разработке проектной документации большой объем работы выполнен Хабаровским филиалом АО «ГИПРОДОРНИИ».
В процессе строительства автомобильной дороги были применены современные технологии, гарантирующие прочность и долговечность дорожного покрытия в климатических условиях Дальнего Востока. Использование сталефибробетона при строительстве мостовых сооружений позволяло сокращать время работ и увеличивало межремонтные сроки в 2 раза, применение модифицированных и полимерных битумов обеспечивало снижение стоимости строительства на 30 процентов.
Особое внимание при строительстве трассы уделялось вопросам экологии. Автомобильная дорога проходит через Национальный парк «Анюйский», охраняемые природные территории - государственный краевой заказник «Мопау» и экологический коридор «Хутинский». При строительстве дороги соблюдены все требования природоохранного законодательства.
В 2016 году автомобильная дорога вошла в единую транспортную агломерацию Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре общей протяженностью 678 км, играющую ключевую роль в реализации новой экономической политики России - формирования территорий опережающего развития Хабаровского края и распространения режима свободного порта. Главная краевая дорога выводит транспортный поток в направлении активно развивающихся морских портов востока страны, открывает новые возможности для расширения сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В прошлом году краевое правительство приняло решение передать ее в федеральную собственность. Сейчас процесс передачи вступил в финальную стадию.
Одно омрачает впечатления от более 300-километрового перегона Лидога - Ванино: АЗС, пунктов отдыха для водителей, автосервисов, гостиниц здесь пока просто нет, единственное кафе находится примерно посередине трассы. Она не привлекательна для бизнеса, несмотря на вполне бодрый трафик, в том числе потому что только около 50 километров охвачено сотовой связью и есть проблемы с электричеством. Но «Хабаровскуправтодор» и здесь не сдается - обустраивают площадки под будущие объекты придорожного сервиса.
- Дорога имеет огромное стратегическое и экономическое значение не только для Хабаровского края: окончание ее строительства «сомкнуло» все части автомобильного сообщения евроазиатского международного коридора «Транссиб» и ускорило доставку грузов из крупнейших промышленных центров Сибири и Дальнего Востока в развивающиеся порты Восточного побережья, - говорит начальник КГКУ «Хабаровскуправтодор» Александр Воронин.
Инновациям
быть
- Пока не вполне решена проблема воплощения инновационных технологий в жизнь, - говорит Александр Воронин. -  Из-за отсутствия нормативной документации на ту или иную технологию часть инноваций, предусмотренных проектными организациями, исключается из проектной документации еще на стадии прохождения государственных экспертиз из-за отсутствия подтверждающих материалов по применению трудозатрат, стоимости и так далее.
Другая часть инноваций, которая остается, в процессе производства работ пересогласовывается из-за отсутствия материально-технической возможности использования инноваций строительными организациями.
Тем не менее, управление уделяет большое внимание внедрению новых материалов и технологий, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам. На сегодняшний день можно отметить технологии, уже широко применяемые на объектах дорожного хозяйства Хабаровского края.
Это использование при строительстве мостов сталефибробетона. Это применение на горизонтальной разметке проезжей части светоотражающих элементов (в том числе на пешеходных переходах), дорожных знаков с повышенной светоотражающей способностью, светодиодов в светофорных объектах (применяется на автомобильной дороге Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре).
А еще - применение модифицированных битумов, например, полимерно-битумных вяжущих, которые позволяют повысить срок службы дорожного покрытия, поскольку в сравнении с нефтяными дорожными битумами обладают новым комплексом свойств, существенно отличающихся от свойств исходных битумов - эластичностью, трещиностойкостью, широким интервалом пластичности, повышением прочности при растяжении. При строительстве моста через реку Кенжа использовалась новая технология строительства монолитного пролетного строения.
Долгожданный мост
В 2018 году «Хабаровскуправтодор» продолжил реконструкцию автомобильной дороги Селихино - Николаевск-на-Амуре на участках с 446 по 460 км общей протяженностью 14 км и построил уникальный для края мостовой переход через реку Кенжа.
В связи со значительным износом существующего деревянно-металлического мостового перехода, в 2014 году было принято решение о необходимости полной реконструкции моста вместе с участком автомобильной дороги. Проектирование велось более года, были рассмотрены различные варианты схемы моста, в том числе разрезные балочные и коробчатые системы.
Предпочтение в итоге было отдано неразрезной системе протяженностью 81 метр, с высокопрочными канатами, ввиду более низкой стоимости, большей долговечности и надежности сооружения в целом. Общая протяженность участка реконструкции вместе с автодорожными подходами составила 2,8 км.
Применение инновационных технологий, а именно предварительное напряжение бетонной конструкции вне условий стационарных полигонов, бетонирование пролетного строения в одну стадию без устройства холодных швов, применение суперпластифицирующих добавок позволило бы дать толчок развитию и продвижению данных технологий на Дальнем Востоке и, в частности, Хабаровском крае.
Также в связи со сложной геологической обстановкой на участке строительства в основании опор были применены буровые сваи длиной более 30 метров. Кроме того, учитывая катастрофическое наводнение 2013 года в Хабаровском крае, уровень дороги и мостового перехода были скорректированы, во избежание возможного подтопления и применено укрепление откосной части монолитным бетоном.
В процессе строительства столкнулись с рядом сложностей как технических, так и технологических, в частности высокий уровень воды в летне-осенний период приводил к необходимости устройства рабочих островков и шпунтового ограждения для сооружения опор моста.
Строительство продолжалось более двух лет, с августа 2016 года до октября 2018. Общий объем бюджетных инвестиций составил более 418 млн рублей. На объекте было задействовано более 400 специалистов и 60 единиц техники.
В соответствии с долгосрочным планом комплексного социаль­но-экономического развития Комсо­мольска-на-Амуре в этом году проводится реконструкция участка 113-118 км и на днях будет сдан 148-158 км автомобильной дороги Хабаровск - Лидога - Ванино. Также в планах - разработка проектно-сметной документации на реконструкцию автодорожного подъезда к рабочему поселку Лазарев.
Деньги
решают всё
Печально, но факт - установленные законодательно источники формирования дорожного фонда не позволяют обеспечить нормативное финансирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В период с 2010 по 2017 годы фактические расходы на ремонт и содержание региональных автомобильных дорог составили в среднем 21 процент от требуемого нормативного финансирования.
В 2018 году на содержание и ремонт действующей сети предусмотрено средств в размере 0,9 млрд рублей и 0,47 млрд рублей соответственно, что составляет около 19 процентов от норматива денежных затрат на содержание и ремонт дорог. Средства, выделяемые на ремонт и содержание дорог, в первоочередном порядке направляются на аварийные объекты, требующие безотлагательного проведения ремонтно-восстановительных работ. Постоянно проводятся мероприятия по недопущению ухудшения состояния дорог края.
С 2017 года мероприятия по финансированию строительства и реконструкции опорной сети «перенесены» в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Объем финансирования из федерального бюджета мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог сократился к уровню 2013 года более чем в 10 раз! И если в этом году он составляет всего 291 млн рублей, то на 2019 год финансирование из федерального бюджета на опорную сеть не предусмотрено.
Уменьшение объемов финансирования прямо пропорционально влияет на темпы и объемы строительства опорной сети дорог. Строительство двух стратегически важных и социально значимых дорог края «Селихино - Николаевск-на-Амуре» и «Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын» находится «под вопросом».
Существующая сеть региональных или межмуниципальных автомобильных дорог Хабаровского края - это почти 4000 км, из которых половина с гравийно-щебеночным и грунтовым покрытием.
Ненормативное состояние подразумевает под собой высокую степень износа покрытий, потерю несущей способности земляного полотна и необеспеченный водоотвод. Учитывая увеличившиеся нагрузки от большегрузного транспорта, данные факторы приводят к интенсивному разрушению покрытия и элементов автомобильных дорог с образованием ямочности.
В настоящее время работы по проектированию ведутся по двум транспортным артериям края - автомобильным дорогам «Селихино - Николаевск-на-Амуре» и «Комсомольск - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын». Так, по дороге «Селихино - Николаевск-на-Амуре» в наличии документация на реконструкцию участка в 21 км с общей стоимостью работ в 1,37 млрд рублей, в планах этого года значится разработка документации еще на 9 километров.
А по дороге «Комсомольск - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын» в настоящее время разработана проектная документация на участки мостовых переходов через реки Герби (км 162 - км 165 автодороги) и Аякит (км 200 - км 205 автодороги), а также 28,1 км дорог с общей стоимостью работ в 2,5 млрд руб. В перспективных планах дополнительных объектов пока не значится, но это не означает прекращения работ в этом направлении.
- Особенность дорожной сети Дальневосточного региона в том, что она пролегает в том числе по территории вечной мерзлоты, - рассказывает Александр Воронин. - Это предусматривает особую специфику содержания сети, а также проведение ремонтных и строительных работ. На территории Хабаровского края вечномерзлые грунты преимущественно представлены в Охотском и Аяно-Майском муниципальных районах. Автомобильные дороги этой местности являются сезонными и предназначены для использования в зимний период года. При выполнении работ по ремонту и строительству автомобильных дорог на вечномерзлых грунтах обязательными условиями являются сохранение растительного слоя и соблюдение водно-теплового режима для недопущения оттаивания грунтов.
Охраняя безопасность
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. На долю автотранспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок, а в Хабаровском крае - более 80 процентов и около 75 процентов соответственно.
Вместе с тем автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. При высокой интенсивности движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны и региона.
По данным статистики, социаль­но-экономический ущерб от ДТП составляет 2-3 процента валового внутреннего продукта страны, а по оценкам западных стран может доходить до 10 процентов. Оценочный ущерб экономике Хабаровского края от ДТП, например, за прошлый год, только от ранений и гибели людей (без учета повреждений транспортных средств, дороги и других видов ущерба) превысил 6,5 млрд рублей, что составляет около одного процента регионального внутреннего продукта.
- Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе, - рассказывает Александр Воронин. - Поэтому в 2017 году стартовал Федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». Уже приведено в нормативное состояние 57 км автомобильных дорог. В ходе выполнения программы приведены в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние участки улично-дорожной сети, установлены барьерные ограждения, 28 комплексов фото-видеофиксации нарушений, 38 перекрестков оснащены системами контроля за дорожным движением.
Правительством края запланировано внедрение интеллектуальной транспортной системы в 2019-2020 годах. Сейчас уже имеется проработанный проект, проводятся переговоры с инвестором по условиям заключения концессионного соглашения.
Все эти меры уже показывают результаты. Например, в местах установки комплексов системы ФВФ не зарегистрированы ДТП, в результате которых погибли или пострадали участники дорожного движения. Первые 9 месяцев 2018 года показали снижение количества ДТП, погибших и раненых по сравнению с аналогичным периодом 2016-2017 годов.
Если в 2016 году было зафиксировано 236 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими людьми, то за две трети 2018 - всего 135. Два года назад за этот период на дорогах края погибли 46 и получили ранения 311 человек, в этом году - 27 и 211 соответственно. Все идет к тому, что и эти цифры будут постепенно снижаться.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



01.12.2023 01:15
Зачем Павел Писанов уехал из Хабаровска в Нижнюю Маному
Сегодня всё большую популярность среди хабаровчан набирает отдых вдали от города - так называемый сельский туризм, или агротуризм.

29.11.2023 10:22
Мебель в Хабаровске делают по полному циклу
Всё чаще в Гарантийный фонд региона обращаются предприятия Хабаровского края, занятые обрабатывающим производством.