13.06.2012
«В 1959 году я ходил рулевым на грузопассажирском пароходе «Коминтерн». На кожухе колес сохранились слабозаметные буквы, по которым можно было прочитать, видимо, первоначальное название этого парохода: «Барон Корф».
В Хабаровске есть улица Мухина, которая раньше носила имя Корфа.
Недалеко от Хабаровска есть поселок Корфовский, в Приморье - село Корфовка, где живут староверы. Можно ли в газете рассказать о том, кем был Корф?»
Начнем с парохода. В числе наиболее крупных и мощных буксирно-пассажирских пароходов, построенных в Бельгии фирмой «Джон Коккериль», были «Цесаревич», «Сергей Духовской», «Барон Корф». Последний появился на свет в 1894-1895 годах.
После революции, гражданской войны суда, носившие неугодные новой власти имена, исчезали с их бортов, заменялись другими.
Когда «Корф» стал «Коминтерном», точно неизвестно, но случилось это вскоре после окончания гражданской междоусобицы. В литературе упоминается такой факт: в 1932 году пароходы «Колумб» и «Коминтерн» доставили в амурское село Пермское первых строителей города юности.
Капитанами на «Коминтерне» были Косырев, Кулаков и другие.
Знакомясь с историей судоходства на Амуре, замечаешь, что в царское время, заказывая их на зарубежных верфях, строя в России, названия многим выбирали заранее.
Не случайно на Амуре было их немало с фамилиями приамурских губернаторов, первопроходцев, мореплавателей, членов царской семьи и т. п.
Андрей Николаевич Корф не случайно оказался в этой компании - он был первым Приамурским генерал-губернатором, членом Государственного совета России, почетным гражданином Хабаровска (с 1885 года).
В 1884 году царское правительство образовало Приамурское генерал-губернаторство, в его состав вошли территории, начиная от Забайкалья до Камчатки.
Генерал-губернаторов в России было восемь, а губерний насчитывалось более пятидесяти. Генерал-губернатор лично царем назначался, подчинялся только царю, перед ним он отчитывался. Должность эта котировалась высоко, и зарплата была очень весомой.
У приамурского генерал-губернатора оклад был больше министерского - 24 тысячи рублей в год (учитель гимназии в Хабаровске получал 1200 руб., а конторский служащий - 700).
Корф был назначен на эту высокую должность не случайно - он происходил из знатного рода обрусевших немцев, учился в Пажесском корпусе.
В возрасте 18 лет начал военную службу в лейб-гвардии, в чине поручика. В 40 лет стал полковником, а в 50 - генералом.
В город Хабаровку Андрей Николаевич прибыл 18 октября 1884 года.
К заслугам Корфа следует отнести организацию массового переселения крестьян из европейских губерний России на Дальний Восток; он ввел в практику съезды сведущих людей, на которых изучались проблемы развития генерал-губернаторства.
Таких съездов было три. Последний состоялся в январе 1893 года.
Закончился он трагически - во время банкета барон А.Н. Корф скончался от сердечного приступа.
Похоронили его в Успенском соборе, который стоял в Хабаровске на Соборной площади.
В советское время Успенский собор был разрушен. Но захоронения Корфа там уже не было.
В начале девятисотых годов его прах был вывезен женой Корфа в г. Либаву, откуда родом это семейство, и был здесь перезахоронен.
В годы войны немецкая бомба угодила в могилу барона. Об этом мне рассказал краевед Анатолий Михайлович Жуков.
Перейдем ко второму фигуранту письма нашего читателя - Мухину.
Федор Никанорович - первый председатель Благовещенского совета, революционную деятельность начал еще до первой русской революции.
В 1905 году принимал участие в вооруженном восстании в Чите. Через год появляется в Благовещенске, руководит местной организацией РСДРП в подполье.
В феврале 1915 года большевистская организация была разгромлена, Мухина ссылают в Забайкалье. Накануне февральской революции он снова в Благовещенске в составе ополченческой дружины.
В 1918 году Мухина избирают председателем Благовещенского горсовета, затем Амурского совнаркома. Во время белой интервенции в Приамурье Мухин был предательски захвачен и убит (март 1919 года).
По словам А. Жукова, за ним был грех - за фальшивомонетничество Мухин отбывал наказание на Сахалине (видимо, еще на здешней каторге). А вот прямых его связей с Хабаровском нам установить не удалось. Но здесь проживали его жена и теща в доме на ул. Саперной (Дикопольцева), неподалеку от переулка Корфа, который тянулся параллельно ул. К. Маркса от Шеронова до Дикопольцева.
Возможно, этот факт и послужил поводом для переименования переулка Корфа в улицу Мухина. Такое решение было принято городской правовой комиссией от 27 мая 1926 года. Так была увековечена память большевика-революционера - за счет барона Корфа.
Сегодня очевидно, что та комиссия руководствовалась не благой целью и воплощала идеологическую смену вывесок.
Но… Сравнимы ли две эти фигуры в контексте нашей истории?
Барон Корф был созидателем окраиной России, на его счету начало изысканий по прокладке Уссурийской железной дороги Владивосток - Хабаровск, развитие торговых связей с Китаем, Кореей, Японией. Он был инициатором церковно-миссионерского дела, способствовал открытию многих школ…
Рабочий Федор Никанорович Мухин разрушал то, что было создано Корфом, его предшественниками, единомышленниками. В чем весьма преуспел, слыл «хорошим организатором, талантливым вожаком».
Сопоставлять две эти фигуры - абсурдное занятие. Но восстановить справедливость по отношению к одному из первых почетных граждан Хабаровска вполне по силам сегодняшним властям.
Количество показов: 850
Автор письма: Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
Барон Корф и рабочий Мухин
Вот какое письмо пришло в редакцию из поселка Николаевка (ЕАО) от Н. Булгакова:«В 1959 году я ходил рулевым на грузопассажирском пароходе «Коминтерн». На кожухе колес сохранились слабозаметные буквы, по которым можно было прочитать, видимо, первоначальное название этого парохода: «Барон Корф».
В Хабаровске есть улица Мухина, которая раньше носила имя Корфа.
Недалеко от Хабаровска есть поселок Корфовский, в Приморье - село Корфовка, где живут староверы. Можно ли в газете рассказать о том, кем был Корф?»
Начнем с парохода. В числе наиболее крупных и мощных буксирно-пассажирских пароходов, построенных в Бельгии фирмой «Джон Коккериль», были «Цесаревич», «Сергей Духовской», «Барон Корф». Последний появился на свет в 1894-1895 годах.
После революции, гражданской войны суда, носившие неугодные новой власти имена, исчезали с их бортов, заменялись другими.
Когда «Корф» стал «Коминтерном», точно неизвестно, но случилось это вскоре после окончания гражданской междоусобицы. В литературе упоминается такой факт: в 1932 году пароходы «Колумб» и «Коминтерн» доставили в амурское село Пермское первых строителей города юности.
Капитанами на «Коминтерне» были Косырев, Кулаков и другие.
Знакомясь с историей судоходства на Амуре, замечаешь, что в царское время, заказывая их на зарубежных верфях, строя в России, названия многим выбирали заранее.
Не случайно на Амуре было их немало с фамилиями приамурских губернаторов, первопроходцев, мореплавателей, членов царской семьи и т. п.
Андрей Николаевич Корф не случайно оказался в этой компании - он был первым Приамурским генерал-губернатором, членом Государственного совета России, почетным гражданином Хабаровска (с 1885 года).
В 1884 году царское правительство образовало Приамурское генерал-губернаторство, в его состав вошли территории, начиная от Забайкалья до Камчатки.
Генерал-губернаторов в России было восемь, а губерний насчитывалось более пятидесяти. Генерал-губернатор лично царем назначался, подчинялся только царю, перед ним он отчитывался. Должность эта котировалась высоко, и зарплата была очень весомой.
У приамурского генерал-губернатора оклад был больше министерского - 24 тысячи рублей в год (учитель гимназии в Хабаровске получал 1200 руб., а конторский служащий - 700).
Корф был назначен на эту высокую должность не случайно - он происходил из знатного рода обрусевших немцев, учился в Пажесском корпусе.
В возрасте 18 лет начал военную службу в лейб-гвардии, в чине поручика. В 40 лет стал полковником, а в 50 - генералом.
В город Хабаровку Андрей Николаевич прибыл 18 октября 1884 года.
К заслугам Корфа следует отнести организацию массового переселения крестьян из европейских губерний России на Дальний Восток; он ввел в практику съезды сведущих людей, на которых изучались проблемы развития генерал-губернаторства.
Таких съездов было три. Последний состоялся в январе 1893 года.
Закончился он трагически - во время банкета барон А.Н. Корф скончался от сердечного приступа.
Похоронили его в Успенском соборе, который стоял в Хабаровске на Соборной площади.
В советское время Успенский собор был разрушен. Но захоронения Корфа там уже не было.
В начале девятисотых годов его прах был вывезен женой Корфа в г. Либаву, откуда родом это семейство, и был здесь перезахоронен.
В годы войны немецкая бомба угодила в могилу барона. Об этом мне рассказал краевед Анатолий Михайлович Жуков.
Перейдем ко второму фигуранту письма нашего читателя - Мухину.
Федор Никанорович - первый председатель Благовещенского совета, революционную деятельность начал еще до первой русской революции.
В 1905 году принимал участие в вооруженном восстании в Чите. Через год появляется в Благовещенске, руководит местной организацией РСДРП в подполье.
В феврале 1915 года большевистская организация была разгромлена, Мухина ссылают в Забайкалье. Накануне февральской революции он снова в Благовещенске в составе ополченческой дружины.
В 1918 году Мухина избирают председателем Благовещенского горсовета, затем Амурского совнаркома. Во время белой интервенции в Приамурье Мухин был предательски захвачен и убит (март 1919 года).
По словам А. Жукова, за ним был грех - за фальшивомонетничество Мухин отбывал наказание на Сахалине (видимо, еще на здешней каторге). А вот прямых его связей с Хабаровском нам установить не удалось. Но здесь проживали его жена и теща в доме на ул. Саперной (Дикопольцева), неподалеку от переулка Корфа, который тянулся параллельно ул. К. Маркса от Шеронова до Дикопольцева.
Возможно, этот факт и послужил поводом для переименования переулка Корфа в улицу Мухина. Такое решение было принято городской правовой комиссией от 27 мая 1926 года. Так была увековечена память большевика-революционера - за счет барона Корфа.
Сегодня очевидно, что та комиссия руководствовалась не благой целью и воплощала идеологическую смену вывесок.
Но… Сравнимы ли две эти фигуры в контексте нашей истории?
Барон Корф был созидателем окраиной России, на его счету начало изысканий по прокладке Уссурийской железной дороги Владивосток - Хабаровск, развитие торговых связей с Китаем, Кореей, Японией. Он был инициатором церковно-миссионерского дела, способствовал открытию многих школ…
Рабочий Федор Никанорович Мухин разрушал то, что было создано Корфом, его предшественниками, единомышленниками. В чем весьма преуспел, слыл «хорошим организатором, талантливым вожаком».
Сопоставлять две эти фигуры - абсурдное занятие. Но восстановить справедливость по отношению к одному из первых почетных граждан Хабаровска вполне по силам сегодняшним властям.
Количество показов: 850
Автор письма: Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.