25.11.2015
«Хочется рассказать о встречах с тремя пилотами, которые летали по трассам Дальнего Востока в 30-е годы ХХ века и первые получили звание Героя Советского Союза в мирное время. Это - Водопьянов Михаил Васильевич, Мазурук Илья Павлович и Ляпидевский Анатолий Васильевич.
Первая встреча состоялась поздней осенью 17 ноября 1933 г. в Москве в санатории «Аэрофлота». Здесь присутствовали выпускники первого набора Балашовской авиашколы. После ужина всех отдыхающих пригласили в читальный зал санатория, где нас ожидал Водопьянов. Он встал за трибуну, поздоровался с нами и спокойным голосом начал рассказывать о своих полетах на Дальнем Востоке. Одет он был в черный костюм, высокого роста, широкоплечий брюнет. Он первый на самолете «Юнкерс» выполнил полет по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Оха (Сахалин). Эта дата 9.01.1930 год является днем рождения гражданской авиации Дальнего Востока. Потом он остановился на том, что произошло над озером Байкал. Во время полета внезапно отказал мотор. В результате аварии самолет разрушился, а он сам остался жив, только повредил правую ногу. В иркутской клинике опытные хирурги восстановили его здоровье, и через год он полетел на спасение челюскинцев. За мужество и героизм при спасении челюскинцев Водопьянову 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Вторая встреча состоялась в 1937 году в аэропорту Архангельска, когда Водопьянов возглавил летный отряд и флагманский самолет в воздушной экспедиции на Северный полюс. Как раз в это время мы со своим другом А. В. Жилиным приехали в Архангельск для встречи со Скворцовым И. Ф. - командиром беломорского авиаотряда, нашим земляком, первым летчиком из Чувашии. По служебным делам к нему заходили тогда Водопьянов и Мазурук. Скворцов информировал их, что мы с Жилиным в этом году собираемся переехать на Дальний Восток. Водопьянов сказал, что нашу идею одобряет. Но жениться надо здесь, так как там мало женщин.
Мы знали, что Водопьянов и Мазурук старые друзья, они оба закончили военно-летное училище в Липецке. Потом сразу перешли в Гражданскую авиацию, тогда назывался «Добролет», и начали летать на Дальнем Востоке. Мазурук тогда стал первым командиром 13-го транспортного гидроавиаотряда в Хабаровске. Теперь Водопьянов пригласил Мазурука в свою летную команду в качестве командира воздушного корабля. После выполнения правительственного задания на Северный полюс в 1937 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Началась Великая Отечественная война, и с первых дней и до победного конца Водопьянов летал в авиации Дальнего действия (АДД) на самолете ТБ‑7 в чине генерал-майора авиации. В период войны он вводил в строй летчиков на самолете ТБ‑7, в том числе и наших дальневосточников: И. Симонова, А. Вихорева, В. Кочнева, которые стали потом Героями Советского Союза. Последняя встреча случилась в 1965 году, когда Водопьянов прилетел в Хабаровск, чтобы встретиться с ветеранами авиации Дальнего Востока. Встреча состоялась в авиационно-технической базе хабаровского аэропорта.
Генерал Водопьянов коротко рассказал о своем жизненном пути и пожелал всем крепкого здоровья и успехов в работе. Распрощались по-дружески, навсегда.
Мазурук после встречи в аэропорту Архангельска остался в полярной авиации в период Великой Отечественной войны в чине генерал-майора авиации, командовал авиадивизией по перегонке американских самолетов из Аляски (США) в Красноярск. Потом снова оказался в полярной авиации.
Мне посчастливилось встретиться в Москве с генералом А. В. Ляпидевским. Однажды мы со Скворцовым и своим земляком поехали к генералу Ляпидевскому по его приглашению. Он нас тепло встретил в своем кабинете в Министерстве авиационной промышленности. Скворцов подробно доложил о том, как проходили испытательные полеты самолета Ил‑18. Тогда он работал начальником летно-испытательной станции. В конце своего доклада Скворцов особо подчеркнул, что авиаприборы работали отлично, и после этих слов Ляпидевский радостно засмеялся. Так закончилась встреча с первым Героем Советского Союза. Я знал, что Ляпидевский начал свою летную деятельность в Хабаровске, а потом перешел в полярную авиацию. В 1934 году в апреле, он первым прилетел в лагерь Шмидта, спасал челюскинцев и здесь он первым получил звание Героя Советского Союза. После челюскинской эпопеи учился в Москве в академии им. Жуковского и после окончания учебы начал работать в Министерстве авиационной промышленности до конца. В годы войны был начальником полевого ремонта самолетов 7-й воздушной армии. После войны работал зам. министра авиационной промышленности».
Количество показов: 435
Автор письма: П. ЕГОРОВ.
Их судьбой стало небо
Это письмо в газету прислал наш постоянный подписчик и автор Петр Егорович Егоров. Ему сегодня 102 года:«Хочется рассказать о встречах с тремя пилотами, которые летали по трассам Дальнего Востока в 30-е годы ХХ века и первые получили звание Героя Советского Союза в мирное время. Это - Водопьянов Михаил Васильевич, Мазурук Илья Павлович и Ляпидевский Анатолий Васильевич.
Первая встреча состоялась поздней осенью 17 ноября 1933 г. в Москве в санатории «Аэрофлота». Здесь присутствовали выпускники первого набора Балашовской авиашколы. После ужина всех отдыхающих пригласили в читальный зал санатория, где нас ожидал Водопьянов. Он встал за трибуну, поздоровался с нами и спокойным голосом начал рассказывать о своих полетах на Дальнем Востоке. Одет он был в черный костюм, высокого роста, широкоплечий брюнет. Он первый на самолете «Юнкерс» выполнил полет по маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Оха (Сахалин). Эта дата 9.01.1930 год является днем рождения гражданской авиации Дальнего Востока. Потом он остановился на том, что произошло над озером Байкал. Во время полета внезапно отказал мотор. В результате аварии самолет разрушился, а он сам остался жив, только повредил правую ногу. В иркутской клинике опытные хирурги восстановили его здоровье, и через год он полетел на спасение челюскинцев. За мужество и героизм при спасении челюскинцев Водопьянову 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Вторая встреча состоялась в 1937 году в аэропорту Архангельска, когда Водопьянов возглавил летный отряд и флагманский самолет в воздушной экспедиции на Северный полюс. Как раз в это время мы со своим другом А. В. Жилиным приехали в Архангельск для встречи со Скворцовым И. Ф. - командиром беломорского авиаотряда, нашим земляком, первым летчиком из Чувашии. По служебным делам к нему заходили тогда Водопьянов и Мазурук. Скворцов информировал их, что мы с Жилиным в этом году собираемся переехать на Дальний Восток. Водопьянов сказал, что нашу идею одобряет. Но жениться надо здесь, так как там мало женщин.
Мы знали, что Водопьянов и Мазурук старые друзья, они оба закончили военно-летное училище в Липецке. Потом сразу перешли в Гражданскую авиацию, тогда назывался «Добролет», и начали летать на Дальнем Востоке. Мазурук тогда стал первым командиром 13-го транспортного гидроавиаотряда в Хабаровске. Теперь Водопьянов пригласил Мазурука в свою летную команду в качестве командира воздушного корабля. После выполнения правительственного задания на Северный полюс в 1937 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Началась Великая Отечественная война, и с первых дней и до победного конца Водопьянов летал в авиации Дальнего действия (АДД) на самолете ТБ‑7 в чине генерал-майора авиации. В период войны он вводил в строй летчиков на самолете ТБ‑7, в том числе и наших дальневосточников: И. Симонова, А. Вихорева, В. Кочнева, которые стали потом Героями Советского Союза. Последняя встреча случилась в 1965 году, когда Водопьянов прилетел в Хабаровск, чтобы встретиться с ветеранами авиации Дальнего Востока. Встреча состоялась в авиационно-технической базе хабаровского аэропорта.
Генерал Водопьянов коротко рассказал о своем жизненном пути и пожелал всем крепкого здоровья и успехов в работе. Распрощались по-дружески, навсегда.
Мазурук после встречи в аэропорту Архангельска остался в полярной авиации в период Великой Отечественной войны в чине генерал-майора авиации, командовал авиадивизией по перегонке американских самолетов из Аляски (США) в Красноярск. Потом снова оказался в полярной авиации.
Мне посчастливилось встретиться в Москве с генералом А. В. Ляпидевским. Однажды мы со Скворцовым и своим земляком поехали к генералу Ляпидевскому по его приглашению. Он нас тепло встретил в своем кабинете в Министерстве авиационной промышленности. Скворцов подробно доложил о том, как проходили испытательные полеты самолета Ил‑18. Тогда он работал начальником летно-испытательной станции. В конце своего доклада Скворцов особо подчеркнул, что авиаприборы работали отлично, и после этих слов Ляпидевский радостно засмеялся. Так закончилась встреча с первым Героем Советского Союза. Я знал, что Ляпидевский начал свою летную деятельность в Хабаровске, а потом перешел в полярную авиацию. В 1934 году в апреле, он первым прилетел в лагерь Шмидта, спасал челюскинцев и здесь он первым получил звание Героя Советского Союза. После челюскинской эпопеи учился в Москве в академии им. Жуковского и после окончания учебы начал работать в Министерстве авиационной промышленности до конца. В годы войны был начальником полевого ремонта самолетов 7-й воздушной армии. После войны работал зам. министра авиационной промышленности».
Количество показов: 435
Автор письма: П. ЕГОРОВ.