Истории было угодно…

18.01.2012 | 1м. 51 c. | 403

В редакционной почте оказалось необычное письмо от хабаровчанки Н.Н. Сухаревой. В нем есть такие строки: «Моя прабабушка Рахманина А.И. всех «донимала» своими воспоминаниями о переселении на Амур, о первых годах станичной жизни - считала себя потомственной казачкой. Прибыла она на Амур из Подольской губернии в 8-летнем возрасте. Умерла в 1946 году в возрасте 93 лет».

Рассказы прабабушки засели в душе правнучки надолго. Она решила узнать о том времени побольше. Взялась за книги. В ее руки попались дорожные заметки и воспоминаниях о поездке на Амур в 1860-61 годах русского писателя и этнографа С.В. Максимова. В его воспоминаниях Сухареву удивили такие строчки Сергея Васильевича: «Место станичное казаки хвалят, но строиться шибко дорого, особенно жаловался гарнизонный солдатик из евреев.

- Дорого платишь за бревна: 15 копеек за вывоз из реки (Амура) одного бревна. Строить некому: все руки заняты».
Далее автор письма пишет: «В ряде других публикаций о казаках Среднеамурья евреи упоминаются не единожды. Откуда?»
Здесь надо обратиться к биографии первого приамурского генерал-губернатора Андрея Николаевича Корфа. Назначение на этот пост в Хабаровку он получил в 1884 году. Он происходил из знатного рода обрусевших немцев, учился в Пажеском корпусе, после выпуска начал военную службу, в 40 лет стал полковником, а в 50 - генералом. В его военной биографии был такой факт. В начале 1861 года Корф был командирован в Подольскую губернию «для приведения в повиновение, без принятия крупных мер, сорока тысяч крестьян, возмутившихся против властей»… (Из статьи хабаровского краеведа А. Жукова о Корфе).

Корф усмирил взбунтовавшихся крестьян безо всякого насилия, обнаружив выдающиеся административные способности. «Поскольку моя прабабушка родом из тех мест, она рассказывала, что подольская земля была «богата евреями (черта оседлости)».

Как же они все-таки оказались среди приамурских казаков-переселенцев? Автор письма высказывает достоверную догадку: казакам нужны были сапожники, портные, прочие мастеровые люди из числа евреев. Это была реальность тех лет. Хотя история появления евреев в Сибири и на Дальнем Востоке обширна и драматична. Тема эта историками неплохо исследована (написаны книги, проводятся научные конференции), но широкой известностью она не пользуется. Считается, что первые евреи попали в Сибирь в начале XVII века. В начале XVIII века правительство стало высылать сюда (на рудники) осужденных на смерть или приговоренных к вечной каторге. Были среди них и евреи, их потомки оставались в тех местах, занимались ремеслами, торговлей, земледелием. В 1791 году была введена черта оседлости, Сибирь и Дальний Восток в нее не попали. Евреи здесь могли оказаться в качестве ссыльных, каторжан, незаконно проживавших или поселившихся по особому разрешению. Изредка в эти края попадали и вольные, «полезные для края» евреи, они оставались здесь со своим потомством.

При Николае I в Сибирь стали посылать еврейских солдат и кантонистов. Со временем они расселялись на пустующей окраине. Это были колонисты - «не ссыльные, не «ноздреванные», а вольные - говорили они о себе.

При Александре II некоторые категории евреев получили большие послабления - торговали хлебом, ввозили скот из Монголии, снабжали припасами прииски и т. д. Но в 1898 году право повсеместного жительства для привилегированных групп евреев перестало распространяться на Сибирь. В указе было записано: «Евреям приезд и водворении в Сибири воспрещается». С этой поры попасть сюда они могли только с разрешения местных властей.

Этнограф Максимов встречался с казаками-переселенцами в 60-е годы позапрошлого века, его упоминание о «солдатике еврее» не случайное. Николай I незадолго до этого подписал указ о рекрутской повинности для евреев. Их специально отправляли в дальние окраины империи, в том числе и в Сибирь, на Дальний Восток. Самые драматичные страницы еврейского рекрутства связаны с судьбой их детей - кантонистов. Они направлялись в специальные батальоны, откуда большинство их попадало в кантонистские школы. Некоторых определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет).

По данным доктора исторических наук, автора книги «Власть и евреи на Дальнем Востоке России» В. Романовой, первые архивные сведения о дальневосточных евреях датируются 1867 годом. Тогда их было незначительное число: в Николаевске проживало 22 еврея, на посту Новгородском проживала семья отставного рядового Соломона Кофмана - жена и шестеро детей. В документах есть упоминание о 17 евреях Владивостока. Статистика эта неполная, отмечает автор книги.

По переписи 1897 года в Сибири и на Дальнем Востоке оказалось три тысячи евреев - мужчин (вместе с женами и детьми их число не превышало 100 тысяч человек). Из них по три тысячи проживали в Иркутске и Томске, по 300 человек - во Владивостоке и Благовещенске. 127 человек обитали на Сахалине - те, кого сослали на здешнюю каторгу.

Не права автор письма в том, что допускает возможную связь еврейского заселения региона с образованием в советское время на Дальнем Востоке Еврейской автономной области. Это была сталинская затея - определить для евреев конкретное место проживания. Вначале были выбраны сухие крымские солончаки вокруг озера Сиваш, затем «отец народов» передумал и выбрал болотистую местность вдоль Биры и Биджана.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.

Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

27.05.2022 10:16
Скидка на отдых: пароль - «Минтур»
Летние каникулы начинаются в Хабаровском крае. Как сообщили «Тихоокеанской звезде» в министерстве туризма края, туристические компании уже приготовили для детей и их родителей развлекательные мероприятия и шоу-программы.

27.05.2022 09:59
Матросы-спасатели уже вышли на Амур
Спасательные посты, расположенные вдоль Амура, заработали в Хабаровске. Они традиционно располагаются на центральном пляже, береговых линиях в районе «Дальдизеля» и «Амуркабеля», а также на территории вблизи базы отдыха «Дельфин».

27.05.2022 09:56
Огурцы уже есть, ждём на ярмарке клубнику
В ближайшее время на краевой сельскохозяйственной ярмарке выходного дня в Хабаровске должна появиться клубника.

27.05.2022 09:19
«Авторетро‑100» может стать уникальным музеем
Хабаровский клуб «Авторетро‑100», обладающий уникальной коллекцией старых автомобилей, может стать музеем.

27.05.2022 09:07
Трубы в Хабаровском крае сделаем свои


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%
     


11.05.2022 11:25
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
4.jpg 1.jpg