поиск
11 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Из рода эвенков

05.06.2013

Из рода эвенков

Эвенки, малые народы Севера, испокон веку жили в верховьях и средней части реки Амгунь в районе имени Полины Осипенко.

Жили семьями, имели много оленей - в 1936 году, например, в стойбище Сонаки жили двенадцать семей, и в каждой семье было не менее восьми человек. Это стойбище - моя малая родина. В семье Соловьевых было три брата: Христофор - старший, Николай - средний и младший - Семен, все из рода Адян.

Дети старшего брата, Сергей и Константин, погибли во время Великой Отечественной войны. У Семена было пятеро детей: сын Василий, участник войны с Японией, потом работал председателем колхоза «Новая жизнь» в селе Владимировка. Деда мы называли «Багдаский» (седой, значит). Дед был очень добрым, отзывчивым, помню, как ходили мы с ним за ягодой и грибами... Третий, средний брат большой семьи Соловьевых, мой отец - Николай Васильевич. А нас, детей, в семье было четверо, три сестры и брат Михаил, который погиб на Черниговщине в годы войны.

В стойбище Сонаки отец мой был старшиной. Его очень уважали, слушались и по всем вопросам советовались. Жили мы в бревенчатых домиках, потому как кочевать с детьми было невозможно. Оленей на пастбища выгоняли пастухи. А в годы репрессий оленей, если их оказывалось больше сотни, конфисковывали, оставляя семьям всего по десять голов. Так, оленей конфисковали и у моих родителей, и у многих других.

В стойбище жили братья Яковлевы Федор и Константин с семьями рода Лалигер, семья Спиридоновых (четыре брата с семьями) из рода Буспа, семья Ивановых из рода Батунг и другие. Летом оленей перегоняли в тундру. Помню, однажды в тундру, чтобы пасти оленей, поехали и мы: мать, брат, сестра, невестка и еще несколько семей. От верховьев Амгуни, минуя границы Верхнебуреинского района, добрались до пастбища через большой перевал.

Труд оленевода нелегок: за оленями смотреть надо круглые сутки, оленье стадо пастухи ограждали изгородью, делали дымокур от слепней, женщины доили маток-оленей, брали молоко, готовили еду. А мы, дети, бегали, гонялись за бабочками...

С 1920 года отец работал проводником в научно-исследовательской экспедиции: ученые из Ленинграда изучали быт и культуру эвенков. С 1930 года отец работал в экспедиции в районе имени Полины Осипенко уже вместе с Аксеновских и Уткиным. Уткин (я забыла его имя) был русским, но хорошо говорил по-эвенкийски. Именно в то время в нашем районе появилось много сел: прииски Веселый, Попутный, Утесный, Гонгрен, Медвежий, Афанасьевский, Горелое и другие.

В селе Веселая Горка находились два интерната и двухэтажная большая школа-десятилетка, где вместе с другими детьми учились эвенкийские школьники. И я помню, как в военные годы ученики 10-го класса после окончания школы отправлялись на фронт...

С тех пор прошли годы, и мне уже немало лет. Мой народ живет и здравствует, трудится в тайге и на реке, участвует в культурной жизни района.

В прошлом году прошел фестиваль эвенкийской культуры «Бакалдын», в котором приняли участие эвенки из Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Я от души благодарна нашей молодежи, показавшей всем культуру нашего народа. Так легко, пластично и красиво могут танцевать и петь наши эвенки!

А. Казарова, член Союза художников России.

Количество показов: 819

Возврат к списку