Как мы водрузили знамена над вершиной Сихотэ-Алиня

03.07.2020 | 1м. 34 c. | 174

Памятный год 75-летия Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне амурские казаки отметили водружением знамен над господствующей горой северной части Сихотэ-Алиньского хребта - горой Пик, абсолютной высоты 1508 метров.
В действующей армии служило немало казаков, призванных из амурских селений. Отличилась в войне и казачья конница под командованием генерала Доватора. Многие потомки амурских казаков геройски погибли в этой кровопролитной войне.
В экспедиции по водружению знамен приняли участие казаки, краеведы, географы и охотники Хабаровского и Ульчского районов. Среди них Дмитрий Данильчук, Василий Перевозников, Владимир Петтай, Дарья Петтай, Павел Сысоев, Игорь Щербаков, а также автор этих строк.
Кто не видел дальневосточной горной тайги, тот едва ли может представить трудности переходов по ней. Ведь это практически непроходимые многокилометровые стланиковые заросли, ветровал и бурелом, погруженные в мощные, как проволока, заросли багульника и рододендрона золотистого - пара километров пути обернется несколькими днями невероятных усилий.
Краеведам Циммермановки только в двенадцатый раз удалось найти более-менее проходимый маршрут к горе Пик в сложной топографической обстановке. Наш маршрут был тринадцатым, но это не означает, что путь был легким, несмотря на то, что проводниками были краеведы.
Участники экспедиции отправились в путь на двух легковых автомобилях высокой проходимости. Игорь Щербаков ехал на своем мотоцикле, который все же сломался по пути. Таежные зимники и волоки проходили на «ГАЗ‑66». Эта зверь-машина! Она добралась по каменным развалам до абсолютной высоты 1200 метров, несмотря на мелкие поломки, которые быстро устранялись опытными водителями.
Гора Пик возвышается над водораздельной частью хребта между бассейнами рек Тумнинского водного бассейна (Эльга, Чичимар) и Саласу (Халанда), впадающей в Амур справа. Эта горно-таежная часть Ульчского района Хабаровского края представляет собой сложную топографию местности с глубокими каньонами, неприступным северным тектоническим сбросом и отсутствием разведанных маршрутов.
В этом месте к магистральному хребту примыкают водораздельные хребты Хоми и Ян-Индя, в чем и состоит сложность топографии данного участка. В северной части гора обрывается к истокам ключа Каменистого полукилометровой пропастью с отвесными гребенчатыми скалами, по кромке которой отряд казаков пробирался к вершине.
Но прежде отряду надо было преодолеть плато крупноглыбовых развалов, упирающееся в соседнюю гору Ларгасу, и километровый участок мертвых зарослей векового кедрового стланика, опаленного таежным пожаром. А выше - все такие же заросли, каменистые осыпи и скелеты переплетенных стелющихся стволов.
Интересно, что, помимо медвежьих следов, на этих высотах были замечены следы тигра. С потеплением климата тигры стали заходить дальше к северу. На этих высотах можно было видеть и следы огромного сохатого. Павел Сысоев, увлекающийся орнитологией, отмечал, что в окрестностях появилась голубая сорока, обычно обитающая южнее.
На высоте 1300 метров казаки устроили промежуточный лагерь для ночлега и, несмотря на крайнюю усталость, в этот же день двинулись к вершине. Погода быстро менялась, моросящий дождь сменялся туманом, закрывающим заветную высоту. Ветер усиливался, а в пропасти громыхали камнепады.
Последние метры - и вот вершина с каменным туром, установленным краеведами Циммермановки. Теперь рядом полощатся два знамени - АКВ и РГО.
Боевая задача по установке стягов казаками была выполнена, но предстояло еще возвратиться без травм, от которых не застрахован ни новичок, ни опытный таежник.
Возвращались в сумерках. Опытные таежники быстро подняли пламя костра, приготовили ужин. Всю ночь над вершинами гор свирепствовал шквал. Лагерь то погружался в проносящиеся тучи, то поливался проливным дождем. Двое из группы вызвались остаться на всю ночь у костра поддерживать пламя. Стланиковые стволы горят на ветру и не гаснут в костре даже под дождём. С дровами не было проблем, а воду вытапливали из снега.
Обратный путь на следующий день был еще сложнее! Проходить стланики пришлось в плотном тумане. Водителям на высоте 1200 метров пришлось непросто. Шквальный ветер трепал кунг «ГАЗ‑66», как картонную коробку, угрожая перевернуть с узкой площадки отрога на глыбы, громоздящиеся внизу. К счастью, автомобиль и люди выдержали все.
Так завершился очередной казачий поход с важной общественной миссией по увековечению памяти казаков, вставших на защиту Отечества в тяжелые дни иноземного нашествия во имя свободного и счастливого будущего своих детей и внуков.
Александр МУРАШЕВ.
Хабаровск - Циммермановка.

Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.12.2022 10:38
Яровир подружится с Аглаей
Хабаровские родители в этом году были особенно креативны в вопросе подбора имен для своих новорожденных детей.

06.12.2022 10:33
Установка авиадвигателей планируется в 2023 году
Установка двигателей на Sukhoi Superjet New в Комсомольске-на-Амуре начнется с марта 2023 года.

06.12.2022 10:01
Хабаровчане отличились на «Абилимпиксе»
В краевой столице состоялась церемония награждения победителей национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

06.12.2022 09:56
Бездомным зимой помогут с теплом и документами
С наступлением холодов в Хабаровском крае стали активно оказывать помощь бездомным людям.

06.12.2022 09:22
Пенсии по инвалидности оформляют без заявлений
Более 1800 пенсий по инвалидности оформило беззаявительно ОПФР по Хабаровскому краю и ЕАО с начала года.


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 50%
     
  2. У меня нет автомобиля - 50%
     
  3. На всесезонке - 0%
     
  4. На зимней - 0%