08.06.2011
Дело в том, что политическая система любой демократической страны должна выполнять следующие функции:
- артикуляция интересов различных социальных групп населения, позволяющая трансформировать скрытые желания и потребности в явно выраженные требования или предложения;
- агрегация интересов - обобщение многосторонних потребностей и желаний граждан и их групп в несколько альтернативных программ деятельности политических партий;
- принятие законов и правил уполномоченными на то органами;
- реализация принятых законов;
- разрешение спорных ситуаций;
- осуществление коммуникации между различными элементами политической системы.
Каждую из этих функций выполняют определённые структуры гражданского общества и государства. В частности, артикуляцию (высказывание, выражение) интересов различных социальных групп выполняет разветвленная сеть различных общественных организаций (объединения предпринимателей, профсоюзы, спортивные общества, национальные и культурные ассоциации, благотворительные организации...). Немалую роль в выполнении этой функции играют и неформальные группы интересов - различные родственные, этнические кланы, землячества, статусные и иные группы (выпускники университетов, члены элитных клубов и т.д.).
Агрегируют (обобщают) интересы социальных групп в набор политических предложений партии, которые затем пытаются победить на выборах, чтобы внедрить депутатов или иных уполномоченных на то лиц (например, президента) в органы власти для реализации своих политических предложений. Это означает, что гражданские общественные объединения должны выполнять роль фундамента для политических партий, являться главным источником информации о проблемах населения, чьи интересы они собираются защищать. Следовательно, между общественными организациями и партиями должна существовать тесная связь, и остаётся только удивляться, как наши парламентские партии обходились всё это время без общественных организаций. Чьи же тогда интересы они выражали и защищали?
Кстати, опора партий на общественные организации - это не инновация. Вспомните нашу доперестроечную жизнь. Помимо КПСС существовала разветвлённая сеть формальных и неформальных общественных организаций и органов общественной самодеятельности (профсоюзы, комсомол, пионерия, творческие союзы, ВОИР, ДОСААФ, советы школ, родительские комитеты, женсоветы, ДНД, домкомы, общества ветеранов, инвалидов и т.д.), и они тоже артикулировали проблемы и интересы этих социальных групп. Плохо то, что в следующем уровне политической системы была монополия одной партии. А отсутствие конкуренции как в экономике, так и в политике - это сначала застой, а потом крах. Свежие примеры в подтверждение этой истины у всех на слуху и на виду - страны Северной Африки.
Словом, инициатива премьера совершенно правильная, давно пора было это делать. И то, что Справедливая Россия решила создать свой народный фронт, это тоже нормально, если они собираются выражать интересы других социальных групп. Правильно сделают, если их примеру последуют КПРФ, ЛДПР, Правое дело и т.д. Одна проблема - где они столько общественных организаций возьмут? Ведь развитием гражданского общества в России по-серьёзному никто не занимается, кроме зарубежных благотворительных фондов и наших президентов В.Путина и Д.Медведева. А этого, согласитесь, на всю Россию маловато.
Количество показов: 971
Автор письма: Н. Поличка, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления.
Про народный фронт
Что касается названия, то оно мне кажется неудачным. Действительно, сразу возникают ассоциация с какой-то войной, где будут убитые и раненые. А ведь суть идеи совсем иная, и она крайне важна для политического развития страны.Дело в том, что политическая система любой демократической страны должна выполнять следующие функции:
- артикуляция интересов различных социальных групп населения, позволяющая трансформировать скрытые желания и потребности в явно выраженные требования или предложения;
- агрегация интересов - обобщение многосторонних потребностей и желаний граждан и их групп в несколько альтернативных программ деятельности политических партий;
- принятие законов и правил уполномоченными на то органами;
- реализация принятых законов;
- разрешение спорных ситуаций;
- осуществление коммуникации между различными элементами политической системы.
Каждую из этих функций выполняют определённые структуры гражданского общества и государства. В частности, артикуляцию (высказывание, выражение) интересов различных социальных групп выполняет разветвленная сеть различных общественных организаций (объединения предпринимателей, профсоюзы, спортивные общества, национальные и культурные ассоциации, благотворительные организации...). Немалую роль в выполнении этой функции играют и неформальные группы интересов - различные родственные, этнические кланы, землячества, статусные и иные группы (выпускники университетов, члены элитных клубов и т.д.).
Агрегируют (обобщают) интересы социальных групп в набор политических предложений партии, которые затем пытаются победить на выборах, чтобы внедрить депутатов или иных уполномоченных на то лиц (например, президента) в органы власти для реализации своих политических предложений. Это означает, что гражданские общественные объединения должны выполнять роль фундамента для политических партий, являться главным источником информации о проблемах населения, чьи интересы они собираются защищать. Следовательно, между общественными организациями и партиями должна существовать тесная связь, и остаётся только удивляться, как наши парламентские партии обходились всё это время без общественных организаций. Чьи же тогда интересы они выражали и защищали?
Кстати, опора партий на общественные организации - это не инновация. Вспомните нашу доперестроечную жизнь. Помимо КПСС существовала разветвлённая сеть формальных и неформальных общественных организаций и органов общественной самодеятельности (профсоюзы, комсомол, пионерия, творческие союзы, ВОИР, ДОСААФ, советы школ, родительские комитеты, женсоветы, ДНД, домкомы, общества ветеранов, инвалидов и т.д.), и они тоже артикулировали проблемы и интересы этих социальных групп. Плохо то, что в следующем уровне политической системы была монополия одной партии. А отсутствие конкуренции как в экономике, так и в политике - это сначала застой, а потом крах. Свежие примеры в подтверждение этой истины у всех на слуху и на виду - страны Северной Африки.
Словом, инициатива премьера совершенно правильная, давно пора было это делать. И то, что Справедливая Россия решила создать свой народный фронт, это тоже нормально, если они собираются выражать интересы других социальных групп. Правильно сделают, если их примеру последуют КПРФ, ЛДПР, Правое дело и т.д. Одна проблема - где они столько общественных организаций возьмут? Ведь развитием гражданского общества в России по-серьёзному никто не занимается, кроме зарубежных благотворительных фондов и наших президентов В.Путина и Д.Медведева. А этого, согласитесь, на всю Россию маловато.
Количество показов: 971
Автор письма: Н. Поличка, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления.