14.12.2011
Главное то, что такие нововведения таят в себе очень серьезную опасность морального характера.
В частности, выдача электронных пропусков, по которым родители смогут отслеживать, во сколько их ребенок пришел, во сколько ушел из школы. Конечно, такой контроль был бы полезен в ситуациях, когда ребенок не возвращается из школы вовремя, не отвечает на телефонные звонки или вовсе потерялся.
Информация о его последнем пребывании в школе помогла бы в его розыске. Однако эта ситуация из разряда чрезвычайных и введение таких пропусков вряд ли преследует эти цели, по меньшей мере, не ставит их на первое место.
Главной задачей для них является контроль и отслеживание посещаемости. И здесь же таится главная угроза основным нормам морали: чувству ответственности, ценности правды и свободе.
Во-первых, с введением таких средств контроля станет очень трудно разъяснить ребенку смысл посещения школы. Если раньше родители искали его в аргументах важности знаний, необходимости учиться или просто умения делать через «не хочу» (есть такое слово «надо»), что тренировало волю ребенка, его характер.
В данном случае продолжение прогуливания полностью было на совести родителей (не берем в расчет ситуации, когда ребенку в школе плохо - здесь решением является смена школы на ту, где ему будет более комфортно), оно означало бы неумение объяснять либо вообще отсутствие воспитания со стороны родителей.
С введением же пропусков изменится мотивация посещения школы. Истинный стимул уйдет в небытие, и даже хорошим родителям придется нелегко в попытках объяснить ребенку, что в школу нужно ходить не из-за того, что его проверяют и могут наказать. Иначе все будет выглядеть примерно так: культивирование чувства ответственности за свое будущее извратится в слепое посещение из-под палки, из страха.
Далее, подвергнется искажению отношение к правде. Так же, как и со скрытием плохих оценок, скрытие прогуливания играет своего рода роль тренажера совести, раздражителя чувства правды. За страхом получить наказание за прогул или плохую оценку, тем не менее, скрывается внутренний переворот в душе.
Что же изменится с введением карточек или уже изменилось после введения электронных дневников?
Отпадет сама ситуация выбора ребенком между правдой и ложью, следовательно, исчезнет необходимость включать собственную голову и размышлять над этими вопросами (естественно, ребенок не выстраивает такую цепочку мыслей, но дилемма однозначно присутствует). Сначала пропадет необходимость, а затем и способность к риторике и анализу вопросов морали, ребенок перестанет задумываться над вечным вопросом «что такое хорошо, а что такое плохо?».
Наконец, эти пропуска могут являться первой ласточкой создания тотального контроля, культивирования послушного и подотчетного населения: приучая ребенка с детства к слежке и контролю «сверху», этот контроль будет проецироваться на будущие сферы жизни человека.
Хочется сказать, что за такими инновациями школа теряет свою очень важную особенность и, можно сказать, задачу - воспитание моральных качеств. Ведь с таким контролем она превращается во всего лишь источник знаний, ничем не отличающийся от безликого интернет-сайта. Конечно, смотря к какой жизни она призвана готовить своих учеников.
Количество показов: 651
Автор письма: Д. МЕЛЬНИКОВ.
Слежка к добру не приведет
Инновации в школах плавно перетекли из непосредственно учебного русла в организационное, создав впечатление, будто в учебный процесс вносить больше нечего. Хотя все зависит от того, какую цель преследуешь.Главное то, что такие нововведения таят в себе очень серьезную опасность морального характера.
В частности, выдача электронных пропусков, по которым родители смогут отслеживать, во сколько их ребенок пришел, во сколько ушел из школы. Конечно, такой контроль был бы полезен в ситуациях, когда ребенок не возвращается из школы вовремя, не отвечает на телефонные звонки или вовсе потерялся.
Информация о его последнем пребывании в школе помогла бы в его розыске. Однако эта ситуация из разряда чрезвычайных и введение таких пропусков вряд ли преследует эти цели, по меньшей мере, не ставит их на первое место.
Главной задачей для них является контроль и отслеживание посещаемости. И здесь же таится главная угроза основным нормам морали: чувству ответственности, ценности правды и свободе.
Во-первых, с введением таких средств контроля станет очень трудно разъяснить ребенку смысл посещения школы. Если раньше родители искали его в аргументах важности знаний, необходимости учиться или просто умения делать через «не хочу» (есть такое слово «надо»), что тренировало волю ребенка, его характер.
В данном случае продолжение прогуливания полностью было на совести родителей (не берем в расчет ситуации, когда ребенку в школе плохо - здесь решением является смена школы на ту, где ему будет более комфортно), оно означало бы неумение объяснять либо вообще отсутствие воспитания со стороны родителей.
С введением же пропусков изменится мотивация посещения школы. Истинный стимул уйдет в небытие, и даже хорошим родителям придется нелегко в попытках объяснить ребенку, что в школу нужно ходить не из-за того, что его проверяют и могут наказать. Иначе все будет выглядеть примерно так: культивирование чувства ответственности за свое будущее извратится в слепое посещение из-под палки, из страха.
Далее, подвергнется искажению отношение к правде. Так же, как и со скрытием плохих оценок, скрытие прогуливания играет своего рода роль тренажера совести, раздражителя чувства правды. За страхом получить наказание за прогул или плохую оценку, тем не менее, скрывается внутренний переворот в душе.
Что же изменится с введением карточек или уже изменилось после введения электронных дневников?
Отпадет сама ситуация выбора ребенком между правдой и ложью, следовательно, исчезнет необходимость включать собственную голову и размышлять над этими вопросами (естественно, ребенок не выстраивает такую цепочку мыслей, но дилемма однозначно присутствует). Сначала пропадет необходимость, а затем и способность к риторике и анализу вопросов морали, ребенок перестанет задумываться над вечным вопросом «что такое хорошо, а что такое плохо?».
Наконец, эти пропуска могут являться первой ласточкой создания тотального контроля, культивирования послушного и подотчетного населения: приучая ребенка с детства к слежке и контролю «сверху», этот контроль будет проецироваться на будущие сферы жизни человека.
Хочется сказать, что за такими инновациями школа теряет свою очень важную особенность и, можно сказать, задачу - воспитание моральных качеств. Ведь с таким контролем она превращается во всего лишь источник знаний, ничем не отличающийся от безликого интернет-сайта. Конечно, смотря к какой жизни она призвана готовить своих учеников.
Количество показов: 651
Автор письма: Д. МЕЛЬНИКОВ.