поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Спустим всю лишнюю воду в тоннель?

11.12.2013

Спустим всю лишнюю воду в тоннель?

Как предлагали и предлагают охранять Приамурье и Хабаровский край от наводнений, подобных нынешнему?

Надеялись на Зейскую ГЭС с большим водохранилищем, но надежды не оправдались. Теперь предлагают строить еще каскад ГЭС на Среднем Амуре. Но при огромной площади бассейна реки, необычайно большой многоводности Амура никакой каскад ГЭС не спасет от наводнения. И самое важное, строительство каскада крупных ГЭС - гибель уникальной природы Среднего Амура. Даже строительство одной только Зейской ГЭС, как посчитали экологи, нанесло непоправимый ущерб природе Приамурья.

Решать проблему защиты Дальнего Востока от паводка следует с использованием других, «чистых» технологий, применяя все достижения науки и техники XXI века. Я предлагаю решать проблему посредством строительства своего рода паводковой «канализации».

Паводковую воду, не давая ей накопиться выше определенного уровня, следует сразу сливать в подземные тоннели, подземные естественные потоки воды, искусственные реки, паводковые водоемы, создаваемые в низинах, - то есть принять за основу принцип ливневой канализации в городе. Есть большая вероятность, что при отсутствии в районе артезианских вод есть возможность сливать паводковые воды через скважины в подземные естественные потоки воды (под пласты водоупорных глинистых пород).

Конечно, надо сначала моделировать эту систему, экспериментировать, создавать теорию защиты Хабаровского края и Приамурья от наводнений.

А для Хабаровска, например, может быть принят кардинальный метод защиты его от любых наводнений - строить большой тоннель скоростного транспорта диаметром 5-8 метров до берега Японского моря со строительством торгового порта на берегу. От Хабаровска до берега моря по прямой около 300 километров. Тоннелей такой большой длины в мире не строили. Однако ведь мы живем в XXI веке! Сейчас фирмы Северной Америки и Европы выпускают тоннелепроходческие машины (ТМВ), пригодные для применения в любых породах. В породах средней крепости тоннель сечением 5 метров в диаметре такие ТМВ проходят со скоростью более 10 метров в час.

Дорого?! Возможно, но дешевле, чем многомиллиардные затраты на восстановление, компенсации ущерба и страдания тысяч людей. К тому же торговый порт и скоростной транспорт окупят затраты на строительство.

Предлагаемая мной система - новая, нигде в мире ранее не применявшаяся. Одной из причин тому были большая трудоемкость и дороговизна проведения подземных выработок. Но уже в конце ХХ века стоимость и трудоемкость строительства тоннелей резко упали.

П. Лыхин, профессор, доктор технических наук, г. Пермь.

Количество показов: 323

Возврат к списку