поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Владивосток или Цусима?

Владивосток или Цусима? 29.08.2012

Владивосток или Цусима?

Сравнительно недавно писатель Виталий Гузанов в материале «Цусимское дело», опубликованном в «Морской газете», вспомнил о деятельности И.Ф. Лихачева по занятию острова Цусимы. Факт малоизвестен для широкого читателя, но для нас, дальневосточников, представляет особый интерес.

Кто такой этот И.Ф. Лихачев? Иван Федорович родился в 1826 году. В 1843 году окончил Петербургский Морской корпус, затем продолжил учение в офицерских классах. С 1850 года плавал на корвете «Оливуца». Совершил дальний поход из Кронштадта на Тихий океан, будучи командиром «Оливуцы». В 1853-1856 года служил на Черноморском флоте, был флаг-офицером у командующего адмирала В.А. Корнилова. За храбрость при обороне Севастополя награжден орденами «Св. Анны» II степени, «Св. Станислава» II степени с мечами. Затем был начальником штаба у контр-адмирала Бутакова в Николаеве. С 1858 года - член комиссии по преобразованию флота и адъютант Великого князя Константина Николаевича, возглавлявшего морское министерство.

В 1859-1860 годах капитан I ранга И.Ф. Лихачев командовал эскадрой кораблей на Тихом океане, созданной специально для оказания помощи генералу Н.П. Игнатьеву, который готовил новый российско-китайский пограничный договор в Пекине. После успешного завершения переговоров и подписания в ноябре 1860 года Пекинского трактата, Лихачеву было присвоено звание контр-адмирала, и он продолжал службу в качестве военного дипломата в Англии и Франции. Знал несколько иностранных языков.

В 1874 году получил звание вице-адмирала. В настоящее время признан одним из выдающихся деятелей русского военно-морского флота.

К его заслугам на Дальнем Востоке следует отнести не только активную роль в оказании помощи генералу Н.П. Игнатьеву, но и изучение побережья и островов Японского моря с целью выбора лучшего места для главной военно-морской базы России.

Лихачев действовал быстро и решительно. В мае 1860 года на транспорте «Японец» он зашел в залив Посьет, в бухту, названную Новгородской. Здесь был поднят российский флаг и выбрано место для выставления поста, не дожидаясь ничьих указаний. Для этого он сформировал команду во главе с лейтенантом П.Н. Назимовым. В составе команды было 20 рядовых с унтер-офицером из команды транспорта «Японец» и клипера «Джигит», а также артиллерийский кондуктор и фельдшер. Назимову Лихачев вручил инструкцию, в которой говорилось следующее: «В случае прихода иностранных судов, вы поднимаете флаг ваш и на вопросы их будете отвечать, что занимаемое вами место и порт находятся на земле, утвержденной за Россией Айгунским трактатом в 1858 году и заключающей все пространство до корейских владений».

Снабдив пост всем необходимым на 2 месяца, согласовав с Назимовым все вопросы, 13 апреля 1860 года Лихачев ушел на транспорте «Японец» в Печилинский залив для оказания практической помощи Н.П. Игнатьеву.

В Николаевске и Иркутске не знали, что распоряжением И.Ф. Лихачева пост в Посьете уже выставлен...

Интересно отменить,  что в это время мнение о главном порте были разные. Муравьев-Амурский ратовал за Владивосток, военный губернатор Приморской области Казакевич настаивал на заливе Св. Ольги. Лихачев же считал, и в этом его поддерживал Великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, что России более нужен порт на острове Цусима.

Как истинный моряк и стратег он был убежден в необходимости организации на острове Цусима хотя бы русской станции. В дневнике Лихачева есть запись от 4 апреля 1860 года: «По слухам, дошедшим до Гошкевича, англичане имеют виды на этот остров. Японцы сами говорили ему об этом, и он писал в Министерство иностранных дел. Мы должны там их предупредить».

На свой страх и риск Лихачев отправил к острову корвет «Посадник» под командой Н.А. Бирилева. 1 марта 1861 года корвет вошел в одну из бухт  Цусимского залива и бросил якорь у деревни Осака. Затем он перешел в более удобный залив Нусто-Сима, где ошвартовался, разоружился и занялся капитальным ремонтом, а также исследованием самого залива.

Постепенно удалось достичь договоренности с владетельным князем, на каких основаниях и за какую сумму должна состояться передача залива.

Об этой сделке вскоре пронюхали английские дипломаты, и адмиралу Хопу было поручено зайти в Цусимскую бухту и добиться ликвидации всего того, что было создано русскими моряками.

В это дело решительно вмешалась дипломатия в лице «железного канцлера» князя Горчакова. Со стороны генерального консула Гошкевича, единственного представителя русских интересов в Японии, поддержки тоже не было. Когда из Петербурга пришло распоряжение об отчистке Цусимы, Лихачев послал туда корвет «Калевалу», чтобы передать Бирилеву приказание освободить остров.

На острове застали полную идиллию. «Посадник» стоял почти разоруженный, со спущенными стеньгами и с водой в трюме. Команда жила на берегу в японских домиках и в храме. На берегу паслись бычки, коровы, домашняя птица, а в стороне стояли капитанский дом, баня, мастерские, все строения были обнесены кругом красивым садовым полисадом, выкрашенным в желтый цвет.

Через две недели русская станция на Цусиме перестала существовать. Сдав имущество на острове местным властям под расписку «до востребования» и, сообщив английскому адмиралу Хопу, что судам русского флота велено покинуть Цусиму, «Посадник» перешел в Хакодате. Россия, опасаясь войны с Англией, отказалась от Цусимы.

А. МЕРЕЖКО.

Количество показов: 570

Возврат к списку