19.03.2014
В конце февраля Хабаровский театр драмы и комедии открыл новую сцену. Одна из постановок, подготовленная специально для игры на ней, предназначена как бы для созерцания зрителями вблизи, так скажем, «в камерном пространстве». Выбор пьесы «Возчик» связан с историей здания театра, бывшего клуба НКВД. Повествует она о временах сталинских репрессий.
На генеральную репетицию в числе гостей были приглашены члены правления краевого движения «Мемориал». Небольшой по размерам зрительный зал вмещает всего около 50 человек, но места хватило всем. Среди первых зрителей те, кто не понаслышке знаком с методами работы бывших органов «пролетарского правосудия». Многое этими людьми здесь узнаваемо. В канун 25-летия «Мемориала» обращение одного из ведущих хабаровских театров к теме сталинских политических репрессий - событие совершенно для нас неординарное.
Первая сцена спектакля похожа на допрос, где каждый актер то ли свидетель, то ли обвиняемый. Зал театра перевоплощен в кабинет следователя НКВД. Действие уже началось. Зима, 1938 год, в райотделе народного комиссариата внутренних дел новая начальница.
- Семенов, сколько мы разоблачили врагов в прошлом году?
- 107 явных и скрытых врагов.
- 107 за год? Надо 100 за месяц!
Пьеса «Возчик» современного драматурга Виктора Калитвянского о трагическом периоде репрессий и расстрелов впервые подготовлена к показу не только в хабаровском театре, но и вообще в России. Выбор здесь не случаен. Отчасти потому, что ныне московский автор в прошлом сам дальневосточник. А еще стены, которые, как известно, помогают при определенных обстоятельствах, свою решающую роль сыграли и в этот раз.
- Когда-то здесь был главный вход и вестибюль Дворца культуры НКВД. Следователи после напряженного трудового дня - допросов, пыток, расстрелов - вечерами шли сюда развлекаться. Слушать музыку в исполнении заключенных Эдди Рознера, Вадима Козина и других талантливых исполнителей. Смотреть спектакли Варпаховского с репрессированными, как и сам режиссер, актерами. Проходили внутрь они именно здесь, через это пространство! - рассказывает Владимир Оренов, главный режиссер Хабаровского краевого театра драмы и комедии.
Пока вход-выход из зала только один, и тот стал элементом декораций к спектаклю. Некоей страшной деталью репрессивной машины, колесо которой вращается здесь же рядом под бодрые мелодии тридцатых годов, то и дело вырывающиеся из черной тарелки радио. За выходом льется густой кроваво-красный свет, и периодически слышны звуки расстрелов. И мы все, зрители - тоже заложники подвалов НКВД, мы принуждены быть в полном погружении - все равно выйти во время спектакля не получится. Некоторыми из здесь сидящих займется Возчик - тот, кто отвозит на кладбище трупы невинно убиенных…
Поместить зрителя в подобное камерное пространство в театре мечтали уже несколько лет. На площадке жизни - так называет новый зал главный режиссер Владимир Оренов - труппа театра будет делать многое впервые.
- Открытие малой сцены - это огромная необходимость для любого театра! Любому театру нужно малое пространство, чтобы что-то пробовать, чтобы ставить не очень коммерческие произведения, для того, чтобы привлекать нового зрителя и начинать с ним серьезный диалог о вечном. О добре и зле, жизни и смерти, любви и ненависти - зрителю всегда будет о чем задуматься в нашей сегодняшней жизни, - отмечает режиссер.
- Нам бы очень хотелось, чтобы у этой новой постановки, «Возчик», была более массовая аудитория, - высказывают свое пожелание режиссеру члены «Мемориала» - и это должна быть молодежь. И не удивительно, ведь именно передача памяти и исторического опыта подрастающему поколению была, есть и всегда останется нашей главной задачей как историко-просветительского общественного движения. Хабаровский театр драмы и комедии - наш в этом добрый союзник.
Количество показов: 391
Возчик в клубе НКВД
Новую сцену в Хабаровском театре драмы и комедии открыли спектаклем о политических репрессиях.В конце февраля Хабаровский театр драмы и комедии открыл новую сцену. Одна из постановок, подготовленная специально для игры на ней, предназначена как бы для созерцания зрителями вблизи, так скажем, «в камерном пространстве». Выбор пьесы «Возчик» связан с историей здания театра, бывшего клуба НКВД. Повествует она о временах сталинских репрессий.
На генеральную репетицию в числе гостей были приглашены члены правления краевого движения «Мемориал». Небольшой по размерам зрительный зал вмещает всего около 50 человек, но места хватило всем. Среди первых зрителей те, кто не понаслышке знаком с методами работы бывших органов «пролетарского правосудия». Многое этими людьми здесь узнаваемо. В канун 25-летия «Мемориала» обращение одного из ведущих хабаровских театров к теме сталинских политических репрессий - событие совершенно для нас неординарное.
Первая сцена спектакля похожа на допрос, где каждый актер то ли свидетель, то ли обвиняемый. Зал театра перевоплощен в кабинет следователя НКВД. Действие уже началось. Зима, 1938 год, в райотделе народного комиссариата внутренних дел новая начальница.
- Семенов, сколько мы разоблачили врагов в прошлом году?
- 107 явных и скрытых врагов.
- 107 за год? Надо 100 за месяц!
Пьеса «Возчик» современного драматурга Виктора Калитвянского о трагическом периоде репрессий и расстрелов впервые подготовлена к показу не только в хабаровском театре, но и вообще в России. Выбор здесь не случаен. Отчасти потому, что ныне московский автор в прошлом сам дальневосточник. А еще стены, которые, как известно, помогают при определенных обстоятельствах, свою решающую роль сыграли и в этот раз.
- Когда-то здесь был главный вход и вестибюль Дворца культуры НКВД. Следователи после напряженного трудового дня - допросов, пыток, расстрелов - вечерами шли сюда развлекаться. Слушать музыку в исполнении заключенных Эдди Рознера, Вадима Козина и других талантливых исполнителей. Смотреть спектакли Варпаховского с репрессированными, как и сам режиссер, актерами. Проходили внутрь они именно здесь, через это пространство! - рассказывает Владимир Оренов, главный режиссер Хабаровского краевого театра драмы и комедии.
Пока вход-выход из зала только один, и тот стал элементом декораций к спектаклю. Некоей страшной деталью репрессивной машины, колесо которой вращается здесь же рядом под бодрые мелодии тридцатых годов, то и дело вырывающиеся из черной тарелки радио. За выходом льется густой кроваво-красный свет, и периодически слышны звуки расстрелов. И мы все, зрители - тоже заложники подвалов НКВД, мы принуждены быть в полном погружении - все равно выйти во время спектакля не получится. Некоторыми из здесь сидящих займется Возчик - тот, кто отвозит на кладбище трупы невинно убиенных…
Поместить зрителя в подобное камерное пространство в театре мечтали уже несколько лет. На площадке жизни - так называет новый зал главный режиссер Владимир Оренов - труппа театра будет делать многое впервые.
- Открытие малой сцены - это огромная необходимость для любого театра! Любому театру нужно малое пространство, чтобы что-то пробовать, чтобы ставить не очень коммерческие произведения, для того, чтобы привлекать нового зрителя и начинать с ним серьезный диалог о вечном. О добре и зле, жизни и смерти, любви и ненависти - зрителю всегда будет о чем задуматься в нашей сегодняшней жизни, - отмечает режиссер.
- Нам бы очень хотелось, чтобы у этой новой постановки, «Возчик», была более массовая аудитория, - высказывают свое пожелание режиссеру члены «Мемориала» - и это должна быть молодежь. И не удивительно, ведь именно передача памяти и исторического опыта подрастающему поколению была, есть и всегда останется нашей главной задачей как историко-просветительского общественного движения. Хабаровский театр драмы и комедии - наш в этом добрый союзник.
Количество показов: 391