Если товар нельзя обменять, можно вернуть деньги

27.01.2023 11:00 | Новости | 4м. 30 c. | 583

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. 

Однако не всегда это удаётся сделать. Сопротивляются продавцы, а покупатели не хотят тратить своё время и силы, если товар недорогой. Многие просто не знают свои права в данном вопросе. 

Поэтому специалисты регионального Роспотребнадзора рассказали читателям «Тихоокеанской звезды», что, где и как можно вернуть-обменять из купленных товаров.

Сразу заметим, в праве на обмен есть исключения - некоторые непродовольственные товары (например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье). 

Они не подлежат обмену и возврату (Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержден Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

Также по общему правилу нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества (ст. 502 ГК РФ, п. 1 ст. 25 Закона № 2300-1).

Что можно и нужно

А вот качественный непродовольственный товар вы можете вернуть, если соблюдены все условия (п. 1 ст. 502 ГК Р, п. п. 1, 2 ст. 25 Закона № 2300-1).

Первое: с момента приобретения товара прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара. Продавец может установить более длительный срок, поэтому информацию о сроках возврата товара необходимо уточнить у продавца или в документах на товар.

Приобретенный вами товар не должен быть в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

Также нужны доказательства приобретения товара у данного продавца - товарный или кассовый чек, иные документы, подтверждающие оплату товара. В то же время отсутствие указанных документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания.

Ещё аргумент для возврата: на день обращения к продавцу аналогичный товар в продаже у него отсутствует, в связи с чем обмен приобретенного вами товара невозможен.

- И это очень важно, - говорят специалисты Роспотребнадзора. - Возврат товара возможен, если вам не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре.

В этом случае потребитель вправе, в частности, в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-1).

Обратитесь к продавцу для возврата ему товара и получения денежных средств, если товар не подошел вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Куда и как обращаться

Обратиться с заявлением о возврате товара вы можете по месту приобретения товара или в иное место, объявленное продавцом (п. 1 ст. 502 ГК РФ).

Форма заявления обычно имеется у продавца, и вам необходимо будет только заполнить ее. 

Как правило, в ней указываются данные продавца; фамилия, имя, отчество покупателя, его паспортные данные, адрес, телефон; наименование приобретенного товара; причина его возврата (товар не подошел, а заменить его невозможно из-за отсутствия аналогичного товара у продавца в день обращения за возвратом); требование возвратить уплаченные за товар денежные средства.

Целесообразно составить два экземпляра заявления. Желательно, чтобы на одном из них лицо, принявшее заявление, проставило свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также дату принятия заявления и печать продавца (при наличии). Этот экземпляр заявления оставьте себе в подтверждение вашего обращения к продавцу (это может понадобиться, например, в случае судебного спора).

Приложите к заявлению документ (его копию), подтверждающий оплату товара (при наличии). Верните товар надлежащего качества продавцу и обратите внимание на то, чтобы возврат товара был задокументирован.

Как правило, оформляется акт приема-передачи товара, один экземпляр которого остается у потребителя (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 25 Закона № 2300-1).

В случае отказа

Если продавец отказывается принять товар и вернуть деньги, не оформляет ваше обращение документально, вы можете составить заявление самостоятельно.

В этом случае рекомендуем направить его и копию документа об оплате товара (при наличии) почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения, что также позволит подтвердить обращение к продавцу.
При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке обратитесь в суд.

По общему правилу исковое заявление о возврате уплаченных за товар денежных средств подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 100000 рублей. Если цена иска выше, обращаться следует в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Вы вправе также потребовать от продавца компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 17 Закона № 2300-1).

При этом истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 миллиона рублей. 

Если же превышает, то государственная пошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 миллион рублей (п. 3 ст. 17 Закона № 2300-1; п/п. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае удовлетворения судом ваших требований, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы. 

При наличии оснований размер штрафа может быть уменьшен (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1; п. п. 1, 2 ст. 333 ГК РФ; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.01.2021 № 88-1066/2021).

При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика в вашу пользу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1; п. 1 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.10.2020).

На дистанции продажа почти та же

Договор розничной купли-продажи товара дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара (например, кассового чека). 

Или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя заключить договор розничной купли-продажи (п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»; п. 13 Правил, утв. Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

При дистанционной продаже товара с использованием сети Интернет или программы для электронных вычислительных машин после получения продавцом сообщения покупателя о намерении заключить договор купли-продажи продавец предоставляет покупателю подтверждение заключения договора, которое должно содержать номер заказа или иной способ его идентификации, позволяющий покупателю получить информацию о заключенном договоре и его условиях (п. 14 Правил, утв. Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его получения независимо от того, была ли произведена оплата товара (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1). Кроме того, отказаться от товара надлежащего качества можно (п. 4 ст. 26.1 Закона № 2300-1) в течение семи дней после передачи товара.

А также в течение трех месяцев с момента передачи товара, если в момент его доставки потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара.

По общему правилу, возврат товара надлежащего качества возможен в эти сроки при соблюдении ряда условий. Если сохранены товарный вид, потребительские свойства товара. Если имеется документ, подтверждающий факт и условия его покупки.

При отсутствии такого документа можно ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца, например, на выписку с банковского счета, содержащую сведения, позволяющие идентифицировать покупку. 

При этом оплата товара путем перевода покупателем средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной за товар суммы при его возврате.

Возврат товара надлежащего качества также возможен, если он не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых они могут быть использованы исключительно вами.

 Вся информация - в Интернете

Права покупателя при обнаружении недостатков в товаре, приобретенном дистанционным способом, аналогичны правам потребителя при приобретении товаров обычным способом (п. 5 ст. 26.1 Закона № 2300-1). Но есть нюансы.

По закону, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. А вот к дистанционному способу продажи товаров данный перечень применению не подлежит. 

Исключение из этого правила касается только тех товаров надлежащего качества, которые имеют индивидуально-определенные свойства, что подразумевает использование подобного рода товара исключительно приобретающим его потребителем. 

При наличии между продавцом и потребителем спора по поводу наличия у товара индивидуально-определенных свойств вопрос будет разрешаться в судебном порядке.

При дистанционном способе продажи товаров договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, размещенным в сети Интернет, в программе для электронных вычислительных машин, в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Дистанционным способом продажи товаров является в том числе продажа товаров в онлайн-магазинах и с помощью владельцев агрегаторов информации о товарах (абз. 13 преамбулы Закона № 2300-1).

При этом не допускается продажа дистанционным способом отдельных видов товаров. К таким относятся, например, алкогольная, табачная или никотинсодержащая продукция, кальяны.

Кроме того, в отношении некоторых категорий товаров установлены особенности их продажи дистанционным способом, например, лекарственных препаратов для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, дистанционная торговля которыми запрещена).

Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на предложенных условиях (п. 1 ст. 435 ГК РФ; п. 12 Правил, утв. Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

До заключения договора продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о месте изготовления, цене, порядке оплаты товара, условиях его приобретения, доставке, сроках службы, годности и гарантийном сроке, а также о сроке действия предложения о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона № 2300-1).

Зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица обязаны указывать полное фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты или номер телефона. 

А индивидуальные предприниматели - фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты или номер телефона.

Указанная информация может размещаться на сайте (странице сайта) в сети Интернет, а также в программе для электронных вычислительных машин (при наличии) (п. 19 Правил, утв. Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

При дистанционной продаже товара продавец предоставляет покупателю полную и достоверную информацию о товаре посредством ее размещения на сайте или странице сайта в сети Интернет и т. д.
При дистанционной продаже товара через Интернет продавец обязан обеспечить возможность ознакомления покупателя с офертой.

Также продавец должен довести до покупателя информацию о форме и способах направления претензий. 

Если такая информация не представлена на соответствующем сайте или в программе для электронных вычислительных машин, покупатель вправе направить претензию в любой форме и любым способом (п. 21 Правил, утв. Постановлением правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

Подготовил Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев


29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске