Как ДВГМУ решает вопрос дефицита медицинских кадров
20.06.2025
1679

В дальнейшем выпускники станут блестящими хирургами, будут спасать жизни.
Сегодня, 20 июня стартует приёмная кампания в высшие учебные заведения. Среди хабаровских вузов одним из важнейших является Дальневосточный государственный медицинский университет (ДВГМУ): именно здесь готовят врачей самых нужных в крае специальностей – терапевтов, педиатров, хирургов, стоматологов, провизоров, узких специалистов. Как известно, врачей и медиков в целом не хватает не только в глубинке, но и в столице края.
Как вуз готовится восполнить этот дефицит кадров, что внедряет для повышения уровня выпускаемых врачей? Об этом мы говорим с ректором ДВГМУ, доктором медицинских наук, членом-корреспондентом Российской академии наук Константином Жмеренецким.
– Много ли желающих стать врачом. Раньше конкурс был огромный. А теперь?
– Ежегодно у нас в университете отмечается большой конкурс на одно место, плюс устанавливается достаточно высокий проходной балл. Мы видим, что профессия медицинского работника востребована у молодёжи. К тому же это возможность трудоустройства и получения подъёмных выплат, жилья, поскольку Хабаровский край
приравнен к северным территориям. Размер таких выплат выше, чем в Приморском крае, в Амурской области, в Забайкалье.
Со своей стороны, чтобы исключить попадание в ДВГМУ случайных людей, неверно выбравших профессию, мы стараемся раскрыть будущим абитуриентам суть врачебной деятельности – в университете проводятся дни открытых дверей, действуют центр довузовской подготовки, школы «Юный медик», «Юный фармацевт» и другие.
Но, конечно, полностью исключить ситуации, когда студент осознаёт, что пошёл не туда, не «тянет» профессию нельзя. Бывает, и уходят, но это очень небольшой процент.
Сама же процедура подачи документов в приёмную комиссию стандартная. Этой и другой полезной информацией о вступительных экзаменах можно ознакомиться на нашем официальном сайте в разделе «Абитуриенту».
– Насколько от ДВГМУ зависит решение проблемы кадрового дефицита врачей? Много ли вуз ежегодно готовит студентов?
– Ежегодно университет выпускает более 470 врачей и провизоров. Готовит специалистов по самым разным направлениям, востребованным в крае. Практически все они идут работать в медицинские учреждения края. 5500 специалистов с высшим и 600 со средним профессиональным образованием повышают здесь свою квалификацию.
Отдельно хочу отметить, что в последние годы у нас значительно выросло число поступающих по целевым направлениям от медучреждений. И в этом году большинство бюджетных мест – целевые. Это обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами. Например, по специальности «Педиатрия» их доля составит 75%, по «Лечебному делу» – 70%.
«Целевики» – от разных субъектов Дальнего Востока. Порядка 70 процентов из них – от медучреждений Хабаровского края. Это очень важно в плане решения кадровой проблемы в районах и медицине в целом.
– Наверное, есть немало молодых людей, которые мечтают о профессии врача, и, несомненно придут в больницы и поликлиники без целевого направления. Какое количество выпускников школ и колледжей сможет поступить в ДВГМУ на свободные места?
– На бюджетной основе свободный приём – 30 процентов (порядка 50 человек) – лечебный факультет, несколько больше на педиатрическом (там процент целевых мест обычно не выбирается) и далее по 50 процентов стоматологи и провизоры, преобладающее количество мест на медпсихологии и медбиохимии. Свободный приём означает, что студент не обязан после выпуска пойти работать в конкретное медицинское учреждение, но мы, вуз, предоставляем им трудоустройство уже по их выбору и по потребности субъектов.
Это специалитет. Вся ординатура – это 100 процентов целевого приёма. Свободного конкурса нет. Поступающие – для конкретного медучреждения, в котором будут работать.
– Это бюджетные места, а внебюджетные есть?
– Внебюджетные есть. Порядка 55 мест на лечфаке, 15 – на педиатрии, более 101 на стоматологическом (там всего 19 бюджетных мест). Они могут перейти на бюджет, если будут учиться без троек, и если освободятся по тем или иным причинам бюджетные места.
– Константин Вячеславович, каков сегодня потенциал вуза?
– В университете шесть факультетов, 45 кафедр, институт непрерывного профессионального образования и аккредитации, медико-фармацевтический колледж, центральная научно-исследовательская и учебные лаборатории, собственные поликлиники, федеральный аккредитационный центр. Наша научная медицинская библиотека содержит более 600 тысяч книг и журналов.
Высокий профессионализм профессорско-преподавательского коллектива и уровень организации учебного и научного процессов, слаженная работа наших административно-хозяйственных служб обеспечивают получение качественного образования, освоение программ обучения и внедрение инноваций в практику регионального здравоохранения.
У нас 12 научных школ. Некоторые уникальные. Например, неповторимая акушерско-гинекологическая школа, школа фундаментальной медицины, основанная Сергеем Серафимовичем Тимошиным. Сегодня её последователи Борис Яковлевич Рыжавский и Елена Николаевна Сазонова. Школа судебной медицины – одна из лучших в России.
Терапевтические школы очень сильные у нас, стоматология. Наш стоматологический факультет основан в 1979 году, первый факультет на Дальнем Востоке.
Мы не стоим на месте – активно развиваем новые направления подготовки специалистов, высокотехнологичных методов диагностики, эндоваскулярной диагностики и лечения, минимально инвазивной техники, высокоточной и технологичной генетики, реабилитационных технологий, трансплантологии, радиологии и ядерной медицины, биоинженерии.
Но и спрашиваем мы со своих студентов строго, выстроив жесткую систему контроля. По-иному и быть не может – от качества обучения зависят жизни людей.
У нас развито активное сотрудничество как с российскими, так и с зарубежными коллегами. Перенимаем опыт у них, делимся своими передовыми медицинскими и образовательными технологиями, знаниями в клинической и экспериментальной медицине, профилактике заболеваний. Университет состоит в консорциуме и коллаборациях с ведущими вузами ДФО – участниками проекта стратегического академического лидерства «Приоритет-2030 Дальний Восток».
Большое внимание уделяется здоровому образу жизни. ДВГМУ – Здоровый университет – территория, свободная от курения, алкоголя и других вредных привычек.
– Насколько хорошо поставлен учебный процесс, можно ли сказать, что выпускники специалитета выходят из вуза готовыми докторами, которые могут вести приём в поликлиниках края, работать в больницах.
– Мы сохранили традиционную, авторитетную систему подготовки, которой уже 95 лет. Традиционный контакт преподавателя со студентом в большем проценте, чем в других вузах. Традиционно в медицинских вузах на 50 процентов студент контактирует с преподавателем, и на 50 – занимается самостоятельно. У нас это соотношение по фундаментальным и клиническим дисциплинам 70 на 30. Мы это бережём.
Подготовка идёт на клинических базах. Нельзя из студента вырастить хорошего врача, если во время обучения он не имел практики общения с пациентами, с конкретными клиническими случаями. Поэтому основная часть образовательного процесса ведется на базе собственных поликлиник и на клинических базах ведущих медицинских и фармацевтических учреждений ДФО.
В самом университете у нас практикоориентированность с применением симуляционных технологий. Обучение идёт не только на муляжах, но, главным образом, на биологическом материале. Есть оборудование, которое воссоздаёт картину виртуально. Это касается эндоскопии, реанимации, хирургии. И будем приобретать оборудование, расширять технологии. Будем заниматься медицинской генетикой.
Активно студенты занимаются наукой, участвуют в краевом конкурсе и побеждают в нём.
В ДВГМУ широко развита кружковая деятельность. Например, кружок по хирургии. Это одна из наших изюминок. Не во всех вузах есть олимпийское движение, где студенты могут погонять на ножах в реальном смысле слова – пошить сосуды, кишечник, пооперировать, провести трансплантацию почки на биологическом материале. В дальнейшем они станут блестящими хирургами, будут спасать жизни.
Уровень наших выпускников очень высок. Они работают в ведущих институтах трансплантологии страны, защищают кандидатские и докторские диссертации. Наши ребята – в
Первой краевой. Выпускница Мария Петренко – первая женщина-трансплантолог на Дальнем Востоке.
90 процентов врачей Хабаровского края начинали свой путь здесь, в медуниверситете. Наших выпускников желают заполучить лучшие медучреждения страны. С каждым годом нам стабильно выделяется всё больше бюджетных мест.
Врач – специальность особая. Нельзя ограничивать вузовское обучение только предметной программой. Врач обязан быть интеллигентным, образованным, всесторонне развитым человеком. И сострадательным к больному. Без сострадания в нашей профессии невозможно. Поэтому активно развиваем волонтерское движение.
– А как в ДВГМУ с подготовкой врачей для работы в особых военных условиях? Время ставит эти задачи.
– Со следующего года мы набираем студентов в межвузовский военно-учебный центр. Восстановим подготовку офицеров медицинской службы запаса. Вместе с Университетом путей сообщения, на их базе. А потом студенты пройдут наши специальные предметы – военно-полевую хирургию, военно-полевую терапию, военную эпидемиологию, тактическую медицину. Не только парни, но и девушки. Два взвода мы будем набирать с февраля 2026 года.
– Врач должен быть вынослив. Как обстоят дела в вузе со спортивной подготовкой.
– Физкультура и спорт у нас хорошо развиты. Есть свои площадки, часть арендуем. Наши студенты участвуют в спортивных состязаниях. Чемпионы мира есть среди наших студентов, чемпионы России по дзюдо, по самбо. По волейболу мы лучшие на Дальнем Востоке. Второе место в России среди студенческих команд. Баскетбол – 3 место, футбол – второе, теннис – третье.
– Возвращаясь к вопросу о дефиците медицинских кадров. Пойти работать в медучреждения студенты могут только после выпуска?
– Трудоустраиваться студенты при желании могут уже после третьего курса. Для этого надо сдать экзамены и получить допуск, который даёт право работать в поликлиниках и больницах. Так уже во время учёбы ребята могут получить практику, больше узнать об узких специализациях и помочь сфере здравоохранения.
– Какие планы на будущее?
– Мы постоянно ведём работу над повышением качества обучения. Модернизируем материально-техническую базу, совершенствуем методики. Хотим прирастать научными проектами. В среднем мы должны достичь привлечённых средств на науку не меньше 25 миллионов в год. Пока идём в пределах 15–18 миллионов. Продолжим заявлять гранты и привлекать новые источники финансирования.
К этому учебному году обновили аудитории, закупили новое оборудование. Будем продолжать эту работу, создавать новые лаборатории. Хотелось бы создать лабораторию фитофармации для изучения свойств лекарственных растений и создания из них препаратов. Психофизиологическую лабораторию для изучения особенностей психологии человека.
Продолжим патриотическую работу. Несколько аудиторий и залов университета уже получили имена выдающихся профессоров. Для нас важно формировать не только профессионала, но и человека, гражданина, в хорошем смысле слова патриота своей Родины.
Спортивный стадион, современные коворкинговые зоны, новые общежития для студентов-иностранцев – всё это в планах.
Беседовала Раиса ПАЛЕЙ.
Как вуз готовится восполнить этот дефицит кадров, что внедряет для повышения уровня выпускаемых врачей? Об этом мы говорим с ректором ДВГМУ, доктором медицинских наук, членом-корреспондентом Российской академии наук Константином Жмеренецким.
– Много ли желающих стать врачом. Раньше конкурс был огромный. А теперь?
– Ежегодно у нас в университете отмечается большой конкурс на одно место, плюс устанавливается достаточно высокий проходной балл. Мы видим, что профессия медицинского работника востребована у молодёжи. К тому же это возможность трудоустройства и получения подъёмных выплат, жилья, поскольку Хабаровский край
приравнен к северным территориям. Размер таких выплат выше, чем в Приморском крае, в Амурской области, в Забайкалье.
Со своей стороны, чтобы исключить попадание в ДВГМУ случайных людей, неверно выбравших профессию, мы стараемся раскрыть будущим абитуриентам суть врачебной деятельности – в университете проводятся дни открытых дверей, действуют центр довузовской подготовки, школы «Юный медик», «Юный фармацевт» и другие.
Но, конечно, полностью исключить ситуации, когда студент осознаёт, что пошёл не туда, не «тянет» профессию нельзя. Бывает, и уходят, но это очень небольшой процент.
Сама же процедура подачи документов в приёмную комиссию стандартная. Этой и другой полезной информацией о вступительных экзаменах можно ознакомиться на нашем официальном сайте в разделе «Абитуриенту».
– Насколько от ДВГМУ зависит решение проблемы кадрового дефицита врачей? Много ли вуз ежегодно готовит студентов?
– Ежегодно университет выпускает более 470 врачей и провизоров. Готовит специалистов по самым разным направлениям, востребованным в крае. Практически все они идут работать в медицинские учреждения края. 5500 специалистов с высшим и 600 со средним профессиональным образованием повышают здесь свою квалификацию.
Отдельно хочу отметить, что в последние годы у нас значительно выросло число поступающих по целевым направлениям от медучреждений. И в этом году большинство бюджетных мест – целевые. Это обеспечит больницы и поликлиники новыми кадрами. Например, по специальности «Педиатрия» их доля составит 75%, по «Лечебному делу» – 70%.
«Целевики» – от разных субъектов Дальнего Востока. Порядка 70 процентов из них – от медучреждений Хабаровского края. Это очень важно в плане решения кадровой проблемы в районах и медицине в целом.
– Наверное, есть немало молодых людей, которые мечтают о профессии врача, и, несомненно придут в больницы и поликлиники без целевого направления. Какое количество выпускников школ и колледжей сможет поступить в ДВГМУ на свободные места?
– На бюджетной основе свободный приём – 30 процентов (порядка 50 человек) – лечебный факультет, несколько больше на педиатрическом (там процент целевых мест обычно не выбирается) и далее по 50 процентов стоматологи и провизоры, преобладающее количество мест на медпсихологии и медбиохимии. Свободный приём означает, что студент не обязан после выпуска пойти работать в конкретное медицинское учреждение, но мы, вуз, предоставляем им трудоустройство уже по их выбору и по потребности субъектов.
Это специалитет. Вся ординатура – это 100 процентов целевого приёма. Свободного конкурса нет. Поступающие – для конкретного медучреждения, в котором будут работать.
– Это бюджетные места, а внебюджетные есть?
– Внебюджетные есть. Порядка 55 мест на лечфаке, 15 – на педиатрии, более 101 на стоматологическом (там всего 19 бюджетных мест). Они могут перейти на бюджет, если будут учиться без троек, и если освободятся по тем или иным причинам бюджетные места.
– Константин Вячеславович, каков сегодня потенциал вуза?
– В университете шесть факультетов, 45 кафедр, институт непрерывного профессионального образования и аккредитации, медико-фармацевтический колледж, центральная научно-исследовательская и учебные лаборатории, собственные поликлиники, федеральный аккредитационный центр. Наша научная медицинская библиотека содержит более 600 тысяч книг и журналов.
Высокий профессионализм профессорско-преподавательского коллектива и уровень организации учебного и научного процессов, слаженная работа наших административно-хозяйственных служб обеспечивают получение качественного образования, освоение программ обучения и внедрение инноваций в практику регионального здравоохранения.
У нас 12 научных школ. Некоторые уникальные. Например, неповторимая акушерско-гинекологическая школа, школа фундаментальной медицины, основанная Сергеем Серафимовичем Тимошиным. Сегодня её последователи Борис Яковлевич Рыжавский и Елена Николаевна Сазонова. Школа судебной медицины – одна из лучших в России.
Терапевтические школы очень сильные у нас, стоматология. Наш стоматологический факультет основан в 1979 году, первый факультет на Дальнем Востоке.
Мы не стоим на месте – активно развиваем новые направления подготовки специалистов, высокотехнологичных методов диагностики, эндоваскулярной диагностики и лечения, минимально инвазивной техники, высокоточной и технологичной генетики, реабилитационных технологий, трансплантологии, радиологии и ядерной медицины, биоинженерии.
Но и спрашиваем мы со своих студентов строго, выстроив жесткую систему контроля. По-иному и быть не может – от качества обучения зависят жизни людей.
У нас развито активное сотрудничество как с российскими, так и с зарубежными коллегами. Перенимаем опыт у них, делимся своими передовыми медицинскими и образовательными технологиями, знаниями в клинической и экспериментальной медицине, профилактике заболеваний. Университет состоит в консорциуме и коллаборациях с ведущими вузами ДФО – участниками проекта стратегического академического лидерства «Приоритет-2030 Дальний Восток».
Большое внимание уделяется здоровому образу жизни. ДВГМУ – Здоровый университет – территория, свободная от курения, алкоголя и других вредных привычек.
– Насколько хорошо поставлен учебный процесс, можно ли сказать, что выпускники специалитета выходят из вуза готовыми докторами, которые могут вести приём в поликлиниках края, работать в больницах.
– Мы сохранили традиционную, авторитетную систему подготовки, которой уже 95 лет. Традиционный контакт преподавателя со студентом в большем проценте, чем в других вузах. Традиционно в медицинских вузах на 50 процентов студент контактирует с преподавателем, и на 50 – занимается самостоятельно. У нас это соотношение по фундаментальным и клиническим дисциплинам 70 на 30. Мы это бережём.
Подготовка идёт на клинических базах. Нельзя из студента вырастить хорошего врача, если во время обучения он не имел практики общения с пациентами, с конкретными клиническими случаями. Поэтому основная часть образовательного процесса ведется на базе собственных поликлиник и на клинических базах ведущих медицинских и фармацевтических учреждений ДФО.
В самом университете у нас практикоориентированность с применением симуляционных технологий. Обучение идёт не только на муляжах, но, главным образом, на биологическом материале. Есть оборудование, которое воссоздаёт картину виртуально. Это касается эндоскопии, реанимации, хирургии. И будем приобретать оборудование, расширять технологии. Будем заниматься медицинской генетикой.
Активно студенты занимаются наукой, участвуют в краевом конкурсе и побеждают в нём.
В ДВГМУ широко развита кружковая деятельность. Например, кружок по хирургии. Это одна из наших изюминок. Не во всех вузах есть олимпийское движение, где студенты могут погонять на ножах в реальном смысле слова – пошить сосуды, кишечник, пооперировать, провести трансплантацию почки на биологическом материале. В дальнейшем они станут блестящими хирургами, будут спасать жизни.
Уровень наших выпускников очень высок. Они работают в ведущих институтах трансплантологии страны, защищают кандидатские и докторские диссертации. Наши ребята – в
Первой краевой. Выпускница Мария Петренко – первая женщина-трансплантолог на Дальнем Востоке.
90 процентов врачей Хабаровского края начинали свой путь здесь, в медуниверситете. Наших выпускников желают заполучить лучшие медучреждения страны. С каждым годом нам стабильно выделяется всё больше бюджетных мест.
Врач – специальность особая. Нельзя ограничивать вузовское обучение только предметной программой. Врач обязан быть интеллигентным, образованным, всесторонне развитым человеком. И сострадательным к больному. Без сострадания в нашей профессии невозможно. Поэтому активно развиваем волонтерское движение.
– А как в ДВГМУ с подготовкой врачей для работы в особых военных условиях? Время ставит эти задачи.
– Со следующего года мы набираем студентов в межвузовский военно-учебный центр. Восстановим подготовку офицеров медицинской службы запаса. Вместе с Университетом путей сообщения, на их базе. А потом студенты пройдут наши специальные предметы – военно-полевую хирургию, военно-полевую терапию, военную эпидемиологию, тактическую медицину. Не только парни, но и девушки. Два взвода мы будем набирать с февраля 2026 года.
– Врач должен быть вынослив. Как обстоят дела в вузе со спортивной подготовкой.
– Физкультура и спорт у нас хорошо развиты. Есть свои площадки, часть арендуем. Наши студенты участвуют в спортивных состязаниях. Чемпионы мира есть среди наших студентов, чемпионы России по дзюдо, по самбо. По волейболу мы лучшие на Дальнем Востоке. Второе место в России среди студенческих команд. Баскетбол – 3 место, футбол – второе, теннис – третье.
– Возвращаясь к вопросу о дефиците медицинских кадров. Пойти работать в медучреждения студенты могут только после выпуска?
– Трудоустраиваться студенты при желании могут уже после третьего курса. Для этого надо сдать экзамены и получить допуск, который даёт право работать в поликлиниках и больницах. Так уже во время учёбы ребята могут получить практику, больше узнать об узких специализациях и помочь сфере здравоохранения.
– Какие планы на будущее?
– Мы постоянно ведём работу над повышением качества обучения. Модернизируем материально-техническую базу, совершенствуем методики. Хотим прирастать научными проектами. В среднем мы должны достичь привлечённых средств на науку не меньше 25 миллионов в год. Пока идём в пределах 15–18 миллионов. Продолжим заявлять гранты и привлекать новые источники финансирования.
К этому учебному году обновили аудитории, закупили новое оборудование. Будем продолжать эту работу, создавать новые лаборатории. Хотелось бы создать лабораторию фитофармации для изучения свойств лекарственных растений и создания из них препаратов. Психофизиологическую лабораторию для изучения особенностей психологии человека.
Продолжим патриотическую работу. Несколько аудиторий и залов университета уже получили имена выдающихся профессоров. Для нас важно формировать не только профессионала, но и человека, гражданина, в хорошем смысле слова патриота своей Родины.
Спортивный стадион, современные коворкинговые зоны, новые общежития для студентов-иностранцев – всё это в планах.
Беседовала Раиса ПАЛЕЙ.