Российские банки и МФО призывают не навязывать клиентам дополнительные услуги
![Российские банки и МФО призывают не навязывать клиентам дополнительные услуги](/upload/iblock/a17/2k7v0cvac4qh5k7ydd3sdq7opjnxib3i/453.jpg)
В сообщении Центрального банка России сотрудники ссылаются на жалобы жителей страны по навязыванию им дополнительного сервиса в МФО, оформляющих онлайн заемы на карту. Регулятор обратился к микрофинансовым организациям с призывом избегать принуждения граждан к оформлению не требующихся им услуг.
В течение 3 дней в конце ноября – начале декабря в Северной столице проходила XXI Национальная конференция по вопросам микрофинансирования и финансовой доступности, среди участников отмечены представители Совета Федерации, Госдумы, Центробанка, Минфина, Минэкономразвития.
Как заявил возглавляющий службу ЦБ РФ по проблемам защиты прав потребителей и обеспечения доступности финуслуг Михаил Мамута в выступлении перед участниками микрофинансового рынка, в Банке России немалое внимание уделяется жалобам заемщиков на навязываемые им дополнительные услуги. Это плохая практика, в регуляторе призывают микрофинансистов перестать её применять. Мамута отметил, что среди всех жалоб людей на действия МФО в первых рядах выделяются жалобы на навязанные допуслуги.
Мамута заявил о крайне отрицательном отношении регулятора к подобным практикам МФО и напомнил о некогда широком распространении навязывания в банковском секторе. Сейчас наблюдается его снижение из-за активного давления Центробанка на подобные действия банков.
Если заем выдается только с оформлением допуслуг, не обязательных по договору, это плохая ситуация, за которой регулятор внимательно следит.
Мамута отметил важное значение микрофинансирования для финансовой системы страны, оно обеспечивает необходимыми микрофинансовыми услугами граждан, нуждающихся в этом. И то, как будет развиваться рынок, зависит от его финансовой устойчивости, стабильности, социальной ответственности, заявил он журналистам.
Нет сомнений в необходимости этого рынка. У Центробанка наработан многолетний опыт в развитии регулирования, способного снизить социальные риски, ограничить предельные размеры долга, ввести прочие новшества. С учетом многочисленности пользователей услуг МФО, кредитной кооперации, сельхоз кооперативов, ломбардов ЦБ приходит к выводу о востребованности таких услуг среди потребителей, поэтому они должны предоставляться компаниями прозрачными, находящимися под контролем регулятора, с ответственностью относящимися к собственным обязательствам и клиентам.
Перед ЦБ как мегарегулятором и дальше стоит задача обеспечить баланс рынка, потребителей и государства.
По словам Мамута, за 2022 г. уменьшилось число претензий потребителей к недобросовестным взысканиям от МФО, и это подтверждает донастройку модели «мягкого коллекшена».
В Центробанке отметили снижение количества жалоб на рынке микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, ломбардов с января по октябрь минувшего года: по МФО — на 10%, по кредитным кооперативам — более чем на 40%. Снизилось число претензий и к ломбардам, но наиболее часто встречаются жалобы потребителей на нарушение условий хранения.
Реклама
ООО «Дрим Трейд».