Американцы «взяли» Советскую Гавань. И не хотят отдавать

10.08.1999 | АРХИВ | 7м. 34 c. | 686

Нет, конечно, на всю Советскую Гавань американцы не претендуют, равно как и на саму по себе гавань. Но факт остается фактом: летом прошлого года контрольный пакет АО «Терминал» - лучшего лесного порта в Советской Гавани - оказался в руках американской компании «Глобал Форестри Менеджмент групп» (GFMG), вложившей в него более полутора миллионов долларов. И отдавать терминал без боя российской компании, тоже изрядно потратившейся, американцы не собираются, грозя международным скандалом под лозунгом: «Нет» экспроприации американской собственности на Дальнем Востоке».

Заходить в Советскую Гавань мирные корабли стали не так давно - в начале 90-х. До того времени размещалась здесь военно-морская база, так что ни о каких лесовозных судах или рыбных траулерах не могло быть и речи. Но как только порт «открыли», началось на побережье большое строительство: поначалу облюбовали его рыболовецкие колхозы, за ними лесники - лесных причалов здесь пять.

Подход, впрочем, у разных облюбовавших был разным. Кто-то просто едва обжил благословенный кусочек берега, кто-то задался целью превратить его в настоящий современный порт. Такого энтузиаста Советская Гавань получила в лице известного хабаровского предпринимателя Сергея Плотникова, возглавлявшего тогда динамично развивающееся предприятие «Экспралес». За какие-то два-три года предприятие вложило в причитающийся участок не один миллион долларов. В результате чего АО «Терминал», занимающий всего-то 164 погонных метра причала, действительно стал самым технологичным, самым оснащенным лесным портом Хабаровского побережья. Пожалуй, единственным, который сортирует лес на уровне мировых стандартов. Тот факт, что лучший экспортер края - комсомольская «Флора», которая предъявляет высокие требования к сортировке и перевалке леса, грузится в последнее время только через АО «Терминал», говорит о многом. Иными словами, на сегодня порт - это работающая структура, которая может приносить деньги владельцам и налоги краю. Только за последние три месяца «Терминал» выплатил 320 тысяч долларов налогов.

Конечно, осилить столь серьезное строительство в одиночку сложно: «Экспралес» был не единственным, кто финансировал создание терминала. Участвовали в нем и сам порт, и иные лесные и нелесные фирмы. Когда же на горизонте Хабаровского края появилась богатая американская компания «Глобал Форестри Менеджмент групп» (GFMG) в лице молодого предприимчивого директора Джефа Фантазии, Плотников и компания незамедлительно вовлекли его в свои проекты.

Порт задумывался и был воплощен по японской технологии - без башенных кранов, все на пневмоходу, сортировочные мощности с использованием боб-кэтов, круговая технология.

Начали с создания двух совместных предприятий «Совгавань-лес» и «Совгавань-порт» - первое по замыслу должно было заготавливать и перерабатывать древесину, второе грузить ее на экспорт. Господин Фантазия был настроен супероптимистично:

- Мы завоюем не только ту часть японского рынка, которая традиционно занята американскими поставщиками, но выйдем и на американский рынок стройиндустрии, - говорил он в интервью нашей газете в феврале 1995 года. И ссылался на свои действия по сертификации продукции в Америке.

Вскоре на побережье прибыла техника - лесозаготовительная и погрузчики. Реальные инвестиции GFMG в два совместных предприятия составили порядка 6 миллионов долларов. «Совгавань-порт» и «Совгавань-лес» бесконечно упоминались на всевозможных инвестиционных мероприятиях как маяки совместного предпринимательства.

На практике все вышло, как всегда, несколько иначе. С заготовительным предприятием, по большому счету, ничего не получилось. Проблемы буквально до недавнего времени мучили и перевалочное. GFMG и лично Джеф стали менее оптимистичны и более осмотрительны. А потому когда получили предложение от своего партнера - «Экспралеса» поучаствовать в строительстве порта, точнее терминала, речь пошла уже не о прямых инвестициях, а о кредите, причем под хороший залог. Согласно заключенному договору, полтора миллиона долларов были подстрахованы контрольным пакетом АО «Терминал», которым владел «Экспралес».

Почему именно контрольным пакетом - вопрос пикантный. Порт в тот момент был далек от эффективности, и стремление инвестора получить гарантию, что в случае невозврата кредита он хотя бы получит возможность управлять предприятием, в котором осели его денежки, и в конце концов их вернуть, вполне понятны. С другой стороны, не совсем понятны мотивы российского заемщика. Поскольку порт был убыточным, в общем, можно было предположить, что кредит отдать вовремя не удастся. В то же время порт - потенциально очень прибыльное дело (и цифры нынешнего года это доказывают). То есть руководство «Экспралеса», по сути, сознательно шло на передачу контроля над своим любимым детищем американским партнерам.

Было ли это вызвано объективной необходимостью срочно расширить зону погрузки или (как сегодня утверждают в заинтересованных кругах) кто-то решил подарить терминал американцам, или в силу различных причин «Экспралес» устраивало, что контрольный пакет «Терминала» будет зарезервирован за американцами «на случай всякой войны» - дело темное, да никто бы и не задавался этим вопросом, поскольку две частные компании-партнеры и не должны что-то кому-то объяснять в своих отношениях. Но в данном случае тот давний договор затронул интересы третьей, совершенно посторонней компании.

Как и было предусмотрено контрактом, кредит американцы дали - миллион долларов «живыми» деньгами. На них была достроена вторая очередь терминала, увеличено количество причалов. (Сегодня два судна становятся без проблем, и есть возможность поставить третий.) Еще 167 тысяч долларов «закрыли» услугами по разборке фундамента и стены завода, возведенного еще в сталинские времена, для расширения площади порта.

Кредит им вовремя не вернули: по объективным и субъективным причинам порт не взял необходимый для обеспечения рентабельности оборот (только в нынешнем году он выходит на расчетные 15 тысяч кубометров перевалки в месяц). Да и в целом после трагической гибели Плотникова финансовое положение «Экспралеса» пошатнулось.

Однако на фактической передаче акций американцы не настаивали, и терминалом по-прежнему владел «Экспралес», периодически отдавая его даже в управление ведущему экспортеру края «Дальлесу».

Между тем хозяева терминала продолжали его развитие, по-прежнему залезая в долги. Буквально через год после того, как был взят кредит у американцев, «Экспралес» взял еще полмиллиона долларов у «Дальлеса», а затем еще и задолжал ему примерно ту же сумму.

Нет, никакого разговора о «Терминале» поначалу не шло - наоборот, партнеры пытались решить вопрос мирно.

«Дальлес», по замыслу, должен был поставлять в порт некоторые объемы леса, за который «живыми» деньгами свой долг забирать. Но у самого кредитора начались финансовые проблемы, и дело пошло в суд.

Долг постановили вернуть, и во исполнение решения в конце 1996 года судебный пристав описал имущество «Экспралеса», в том числе и заложенные акции АО «Терминал». Пристава о залоге предупредили. Более того, возглавляющий к тому времени «Экспралес» Геннадий Зенин написал заявление с просьбой заменить портовые акции на акции «Дальлесбанка», что по номинальной стоимости составляло примерно одинаковую сумму. Судья замену разрешила, но по какой-то причине соответствующее постановление не вынесла. Судебный пристав сформулировала нечто странное: акции мы заменили, но они все равно описаны (то есть арестованы). В ответ на предъявленные кредитные контракты посоветовала: «Пусть твои американцы обращаются в суд».

В суд американцы действительно пошли, но сначала в июне прошлого года «Экспралес» оформил им отступной, по которому передал этот 51 процент, и GFMG была торжественно внесена в реестр акционеров АО «Терминал». Как объясняет тот же Зенин, сделку совершали, руководствуясь российским законодательством, по которому, если арестованное имущество в течение двух месяцев не реализуется, оно возвращается владельцу.

Внесением в реестр американцы не ограничились и для четкости подали, как им и советовали, иск об изъятии этих акций из-под ареста. Две арбитражные инстанции иск удовлетворили. Но Федеральный арбитражный суд нашего округа отказал. Основание: на момент ареста имущества GFMG не была собственником этих акций, хотя и была заинтересованным лицом.

Далее ситуация развивается стремительно. Судебный пристав пишет акт передачи акций «Дальлесу». Однако зарегистрироваться как собственник компании не удается: «Терминал» отказывает под тем предлогом, что акции передал «Экспралес», который среди акционеров давно уже не числится, а числится вместо него уже год как GFMG. Такая вот игра. Теперь уже «Дальлес» подает в суд на «Терминал». А «Экспралес» - жалобу на судебного пристава.

Но это юридическая сторона дела, которой сейчас все пытаются придать политическую окраску.

Руководство «Экспралеса» обвиняют едва ли не в предательстве национальных интересов.

Американцы представляют дело как экспроприацию иностранной, то есть американской собственности. Целый ряд сотрудников краевой администрации, включая первого вице-губернатора, уже имели весьма неприятную беседу на эту тему сначала с американским консулом по экономике, потом с представителем посольства США в Москве. А недавно на имя губернатора пришла бумага из ОПИК - американской организации по страхованию частных инвестиций от политического риска.

Вице-президент «Глобал Форестри Менеджмент групп» Чарльз Маккормик, который в эти дни как раз находится в Советской Гавани, во время нашей беседы выразился дословно так: «GFMG в течение пяти лет ощущала и продолжает ощущать поддержку сотрудников краевой администрации. Но, к сожалению, существует структура, желающая получить то, что принадлежит нашей компании. Данный спор может выйти на значительный международный уровень, поскольку инвестиции компании в «Терминал» застрахованы правительством США».

Если забыть о юридических тонкостях и политическом шуме, а посмотреть на ситуацию, как говорится, «по жизни», то выглядит она довольно просто. Американцы действительно обеспокоены ситуацией: GFMG вложила в Советскую Гавань много средств, но не получила пока ни цента прибыли. И, естественно, она хотела бы иметь гарантию, что потраченные деньги когда-нибудь вернутся. В случае, если контроль перейдет в другие руки, компания не только не получит возможности управлять своими инвестициями в АО «Терминал», но не уверена, сможет ли работать ее СП «Совгавань-порт», расположенное на территории терминала.

Свой интерес есть и у бывшего собственника, «Экспралеса», вложившего в дело не только деньги, но и массу труда, душевных, интеллектуальных и прочих сил, который привязан к своему детищу и хочет получить какую-то отдачу за это все. Его больше устраивают американцы, которые приезжают в порт наездами на две недели, фактически делегируют «Экспралесу» управленческие функции, продолжают финансировать развитие порта - сегодня терминал за счет СП реконструируется, ремонтируется, отсыпается, обкладывается плитами. Вот-вот подойдет необходимая новая техника. В идеальном варианте партнеры готовы закрыть СП и работать в едином терминале. В то время, как переход акций к иному должнику отлучит «Экспралес» от порта однозначно.

С другой стороны, имеем второго по очереди кредитора, который озабочен то ли возвратом собственных средств, то ли опять же контролем над портом, ставшим в последнее время прибыльным. Но в любом случае имеет право на возмещение собственного ущерба, причиненного «Экспралесом».

Чем закончится этот скандал, если все будет отдано на откуп юристам, сказать трудно. Один из лучших представителей этой профессии в Хабаровском крае, когда я изложила ему ситуацию, не называя «имен и фамилий», сказал, что дело это сложное, и что лучше всего сторонам пойти на некие компромиссы, возможно, на денежные «отступные» и прийти к мировому соглашению. Но чем бы ни закончилось это дело, ясно одно: ни американцы, ни какие-то иные инвесторы больше никогда не будут относиться к российскому залогу как к реальной форме гарантий своих инвестиций.

Что же до патриотизма - вопрос этот, видимо, вечный. Такова уж загадочная русская душа: она очень рада, когда иностранцы что-то создают на российской земле, но терпеть не может, когда создатели претендуют на распоряжение своей собственностью.

Раиса ЕЛДАШОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов