Недавно в одном из авиационных полков дальней авиации, дислоцирующемся в Амурской области, произошло знаменательное событие: обычному номерному ракетоносцу было присвоено имя собственное - «Благовещенск». Кроме этой надписи теперь на борту корабля красуется и герб города. Он стал собратом «Смоленска» - такого же ТУ-95 из соседнего полка этого же соединения.
Есть нечто символическое в наименовании оружия. Уйти от его безликости хотел еще доисторический человек, особо пометивший свой боевой топор. Уважение и надежду, как на товарища, который не подведет в бою, выражала традиция древних викингов присваивать имена мечам. Если задаться целью найти аналогии, то в истории их можно встретить немало.
С научно-техническим прогрессом, в том числе и в военной области, совершенствованием тактики опознавательные знаки и символика стали обязательными. Однако, кроме глобальной унификации, появились еще и дополнительные знаки, своего рода подсимволика, указывающая на особые заслуги или особенности частей, подразделений или даже отдельного человека. Было это характерно и для авиации.
Несколько лет назад, когда на Дальний Восток с дружественным визитом прибыла делегация французских ВВС и ветеранов прославленного авиаполка «Нормандия -Неман», автору этих строк довелось узнать некоторые интересные подробности из уст авиаторов-фронтовиков.
Вот что они рассказали. В пику немецким асам, малевавшим на фюзеляжах пиковые тузы, французы тоже не оставались в долгу. Так, на самолете Марселя Лефевра, впоследствии удостоенного нашей высшей государственной награды - звания Героя Советского Союза (посмертно), красовался забавный мужской профиль с огромным носом. «Ля Пэр Маглюар», - объяснял летчик. А на недоумевающие жесты механиков пояснял: удачливый, беззаботный человек, умеющий хорошо обделывать свои дела. На радиаторе машины Альбера Дюрана была нарисована акулья пасть. Значит, встретишься с такой - придется туго: проглотит.
А еще в той же эскадрилье рисовали на фюзеляжах самолетов особые значки - свастику по количеству сбитых в боях машин противника.
Примечательная деталь - отличительным знаком самолетов соединения, в которое входила эскадрилья, была белая молния, нанесенная по бокам самолета...
Традиции эти продолжались и впоследствии. Ту же белую молнию мы видим на борту притирающегося к бетонке на пробеге МИГ-27, а акульи пасти - на воздухозаборниках истребителей-бомбардировщиков СУ-17.
Изображение наиболее близкого нашему национальному менталитету животного - медведя довелось встретить на фюзеляже транспортного тяжеловоза АН-12 из объединения ВВС и ПВО Дальнего Востока. Это стилизованный герб Хабаровского края - культурного и экономического центра региона. Где бы ни шел наш транспортник, символ всегда подскажет сведущему человеку, из каких краев прибыл этот воздушный пилигрим.
Еще один распространенный символ - тигр, царь зверей. Но это уже больше по части истребителей. Одного из обитателей Уссурийской тайги щелчок фотоаппарата запечатлел на учениях в Приморье этой весной. Что символизирует полосатый хищник, объяснять, видимо, ни к чему. Появлению своего портрета на фюзеляже истребителя СУ-27 царь зверей обязан технику самолета гвардии старшему лейтенанту Игорю Клюеву. Он не только лучший техник эскадрильи. По итогам за прошлый год Игорь стал лучшим специалистом своего профиля в авиаполку. А раз так, то и лучшая машина, наверное, имеет право принарядиться в «тигровую шкуру».
Несколько слов о присутствии в символах птиц. Незадачливый герой американского мультика Дональд Дак улыбается с борта СУ-17, который через несколько минут пойдет на пилотирование в зону. Откуда он? Ведь в пилотском кресле зрелый летчик. Дело в том, что предстоящий полет «вывозной», а самолет - учебно-боевая «спарка» с двойным управлением. После долгого перерыва в полетах летчик должен восстановить навыки под руководством опытного инструктора - слетать на задание в кабине обучаемого. А Дональд Дак словно подзадоривает: не расслабляйся, не зевай, будь внимателен.
Есть среди снимков и нейтральные темы. Например, крылатый факел, знак завода-изготовителя фронтового бомбардировщика СУ-24. Или гвардейский знак и звездочки, изображенные на борту «ноль девятого» СУ-27, который готовят к запуску двигателей командир гвардии майор Владимир Карпенко и техник самолета гвардии старший лейтенант Андрей Жилевич.
Как видим, символика сегодня достаточно популярна. Однако выполняет она не только эстетические задачи, цель которых - подчеркнуть мощь современных самолетов, но и морально-нравственные, воспитательные. В конечном итоге - это дополнительный стимул к профессиональному совершенствованию.
Дмитрий КАРПОВ.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта
24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников
24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией
24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте
24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России
24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты
23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%
23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года
23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь
23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах
23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу
23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев