В гаражных джунглях Тарзан - не жилец

16.10.1999 | АРХИВ | 6м. 56 c. | 409

«Иванов хочет подмять под себя Градостроительный кодекс» - таков общий лейтмотив писем, пришедших в редакцию после публикации в нашей газете интервью с главным архитектором Хабаровска А. Ивановым («В этих зонах мин не будет?», 7 августа) - о скором введении на территории краевого центра новых правил застройки, так называемой концепции правового зонирования.

Однообразие редакционной почты даже несколько смутило: похоже, хабаровчан, кроме гаражей, мало что интересует. Что и говорить: мозоль больная, застарелая. Краевой центр строился во времена, когда «частный собственник в зеленых, серых, белых «Жигулях» вольготно чувствовал себя на дорогах. Но времена меняются: у водителей теперь проблемы насущные: как не попасть в автомобильную пробку и где пристроить на ночь железного коня?

Тем не менее противников у строительства подземных гаражей хватает. И коль инициатором их строительства пять лет назад как раз и стал А. Иванов, «синяки и шишки» достаются ему в первую очередь. Вот и я, собрав так называемые «мины» - письма наших читателей, подложила их на сиденье служебного автомобиля архитектора, потому что на этот раз интервью он давал в машине. Маршрут - гаражи: строящиеся и построенные, подземные, полуподземные, бетонные и железные.

«Не исключаю коррумпированности... Даже вредительством можно назвать отведение участков под ГСК, которые ухудшают условия проживания жильцов в близстоящих домах. Процитирую резюме, некогда сделанное хабаровской организацией Союза архитекторов России (председатель Ческидов): «Строительство рынка и автостоянки на пересечении улицы Дикопольцева и Уссурийского бульвара недопустимо, так как окажет непоправимое отрицательное воздействие на экологию зоны отдыха». Теперь на этой площадке запроектирован спортивно-зрелищный центр со стоянкой на 400 автомашин. Где же логика?» - недоумевает читатель Н. Мельниченко.

- Не было логики много лет назад, когда архитекторы и строители заставляли панельными коробками город, не проектируя гаражей к ним. Предвидеть автомобильный бум было сложно, но можно. Хотя и виноватить кого-то трудно. У «Хабаровскгражданпроекта», как и у прочих проектных организаций, прежде и норм-то таких не было: количество гаражей, соразмерное с этажностью, и т.д. Вот и получилось, что сегодня припарковаться где-то в центре сложно, не то чтобы машину поставить в гараж-стоянку. Спортивно-зрелищный центр - это не рынок с ящиками, мусором, грузовым транспортом... А отличие подземного гаража от автостоянки в том, что в нем принудительная вентиляция, выхлопные газы подземно отводятся в сторону на много метров.

Мы сегодня боремся с последствиями градостроительной политики времен СССР. Если не строить подземных гаражей, город медленно, но верно превратится в гаражные джунгли. Гарантирую, у вас есть жалоба от жителей домов: Амурский бульвар,18 и Запарина, 87.

- Есть такая.

Едем по адресу. Еще недавно был здесь целый гаражный микрорайон. Теперь стройка ГСК. Многие гаражы вывезены. Оставшиеся перекочует под землю, как только строительство будет завершено.

- А теперь продемонстрирую, как будет выглядеть двор после сдачи ГСК.

Едем на ул. Большую, 5. Построенный дом и гаражи здесь проектировал «Дальгипротранс». На крыше ГСК расположена спортивная площадка: крытая волейбольная и футбольное поле. Вокруг высажены березы. Конечно, я, подобно Цветаевой, в идеале хотела бы жить в «маленьком городе, где вечные сумерки и вечные колокола...», но и этот уголок неплох. Иванов здесь узнаваем, встречные здороваются.

- Теперь благодарят, а вчера еще я для многих жителей этого дома был враг №1. Если в архиве редакционной почты покопаетесь, не один десяток писем против строительства этого гаража найдете. И ведь все равно, где строишь: в жилом массиве или в овраге, где лягушки квакают... Сразу поток жалоб. Ну чем плохо, если на месте мусорной свалки рядом с АО «Тайга» будет построен полуподземный гараж? Не просто гараж... Мы обязали, вынудили, если хотите, его устроителей пойти на увеличение затрат - усилить перекрытие, чтобы на крыше можно было разместить, допустим, летнее кафе или магазин из легких металлоконструкций. Территория двойного назначения - значит, и в бюджет города доход двойной. А обвинять меня в коррупции, получении взяток... Да любой председатель ГСК предложит мне взятку скорее за то, чтобы я разрешил ему построить обычный наземный гараж, потому что эксплуатируемая кровля, ливневка, принудительная вентиляция - это такие затраты! Озеленение участка - обязательное требование. Не тополя - березы, бархат, вязы.

- Андрей Витальевич, но дыма без огня не бывает. Последняя публикация наших читателей «Гаражи, гаражи, не тревожьте ребят...» поднимает проблему подземного гаражного строительства вблизи школ. Авторы утверждают, что подобные гаражные проекты получили отрицательные отзывы краевого комитета общего образования, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, департамента здравоохранения и комитета охраны окружающей среды...

- Но, если бы тот же природоохранный комитет не завизировал проект, как бы мы могли начать строительство? По той же 30-й школе проект трижды согласовывался с СЭС, дважды с экологами. «Представьте себе, что опорами для баскетбольных щитов на спортивной площадке школы №12, - пишут Ташев с Мизандари, - служат гаражные вентиляционные шахты». Народ почитает и выводы сделает - Иванов негодяй, детей выхлопными газами обкуривает. И невдомек несведущему, что для выхлопов - вентиляция принудительная, а та, что на площадке, - обычная, для притока свежего воздуха внутрь. По логике, если СЭС ее согласовала, значит, и там одни враги, взяточники...

Асфальтовое покрытие, по мнению авторов, - путь к травматизму. Да я сам на этом поле в футбол когда-то играл. Дожди пройдут - грязь. Теперь же половина площадки песочная, половина асфальтированная - чем плохо? Забором поле обнесли, спортивные снаряды установили, дорогу рядом ГСК ремонтирует. И главное, улица Гоголя, как прежде, автомобилями не забита.

- Читатели в штыки восприняли предложение авторов концепции правового зонирования об упрощении процедуры согласования проектов. «Соответствующие инстанции не сокращать надо, а усилить их полномочия, чтобы не допустить новых непродуваемых каменных мешков, где и земля-матушка упакована в асфальт. Наш двор скоро в такое «каменное чудо» превратят. Ну ладно, дом достраивать надо, много лет стоит заброшенный. Но гараж-то можно было вынести и в район оврагов, а не отхватывать у людей последние «легкие», - пишут жители с улицы Герасимова, 15.

- Не строили - писали жалобы, начали строить - опять плохо. Рельеф в этой местности такой, что за домом сразу начинается овраг. Полуподземный гараж даст возможность расширить территорию двора, деревья не пострадают никоим образом. Но люди живут одним днем. «Стройте в других оврагах». А в тех оврагах по генплану уже запроектированы две 14-этажки с подземными же гаражами. (Мы ни одного жилого дома теперь без гаражей-стоянок не проектируем.) Можно, конечно, и не строить, но тогда питомник Шуранова гаражи задавят. Ну, предложите мне другой выход, как можно проблему решить. Я сам буду бежать впереди идеи, расталкивая локтями противников.

- Однако из письма читателя Н. Мельниченко (Амурский бульвар, 6) следует, что рядовым жителям приходится корректировать проекты, доказывая свою правоту через суд. И не всегда безрезультатно.

- На стадии рабочих чертежей при строительстве дома по улице Комсомольской был учтен ряд требований жителей: подъезды к подземным автостоянкам сделаны именно со стороны улицы Комсомольской, убрана одна блок-секция дома, сокращено количество автостоянок. Но все уперлось в абсолютно неприемлемое требование - не делать пожарный заезд со стороны ул. Истомина. Все СНиПы соблюдены, но дорога пройдет по тому участку, где у людей огород разбит: цветы, огурцы, кабачки. Вот эту «зеленую зону» в основном и отстаивают. Но невозможно жить в центре города и жить в лесу, в деревне.

Только начнем площадку столбить, сразу претензии: а почему референдум не провели в соответствии с законом «Об охране окружающей среды»? Но если экологи, пожарные, вневедомственная экспертиза говорят, что я ничего не нарушил, почему я должен собирать референдум? Право, надоело бодаться, оправдываться, выслушивать обвинения в коррумпированности, вредительстве. Я уже готов отдать распоряжение: без проведения референдума ни один проект мне на согласование не представлять. Но это значит, что строительство в городе замрет, потому что гаражей народ боится, как черт ладана. Боится, но жить хочет с комфортом. Можно плюнуть... Пусть «референдятся» до тех пор, пока в гаражные джунгли город не превратится. Но тогда грош мне цена, как архитектору.

Моя политика сегодня состоит в том, чтобы вообще запретить регистрацию некапитальных гаражей в городе. Потому что есть процедура, как узаконить гараж, но нет процедуры, как от него избавиться. Попробуй на арестплощадку вывези! Владельцем непременно окажется либо ветеран войны, труда, либо какой-нибудь заслуженный деятель.

Нормальное требование к каждому новому проекту жилого дома - 50 процентов гаражей на количество квартир. Это цивилизованный путь, и думать, что в городской администрации кто-то лоббирует такое направление строительства для личного обогащения, нелепо. Я только что вернулся из Новосибирска. Там идут тем же путем. В Москве, Казани, Владивостоке... Кардинально разгрузить центральные улицы и дворики способны многоэтажные гаражи-стоянки. Такие стоянки на 300 - 400 автомашин запроектированы на улице Дзержинского, за центральными универмагом и гастрономом. Но августовский кризис на проектах поставил крест. Технология правового зонирования, возможность долгосрочной аренды земли сделают реальным залог ее, получение банковских кредитов. И это не значит, что предприимчивые дельцы расхватают землю, чтобы использовать по своему усмотрению. Если обременительные условия аренды не будут соблюдены (к примеру, два года - на проектирование, год - на само строительство), банк эту землю у владельца отберет. Опять-таки не для того, чтобы построить там коттедж для своего руководителя или наземный гараж, а под тот же гараж-стоянку. Как оговорено генпланом.

P.S. Странно, что читатели усмотрели в новых правилах застройки города покушение на свои законные права. Правила - юридический, а не градостроительный документ. Как и прежде, основным документом, регулирующим градостоительную политику, остается Градостроительный кодекс. И если жители пожелают доказать, что их права нарушены, в суде будут руководствоваться теми же нормами и СНиПами, что и сегодня, законом «Об охране окружающей среды», заключениями вневедомственной экспертизы. Правила создавались прежде всего для того, чтобы привлечь в строительную индустрию инвестиции. Но, говоря категорическое «нет - подземным гаражам», не порождаем ли шлейф других проблем?

Опять письмо: «Обращаются к вам заложники дома ДОС-33. К нашим окнам вплотную подступили гаражи: железные, железобетонные. Все новые и новые ставят, уже больше тридцати. Вырубают деревья. А в ста метрах находится еще и открытая автостоянка на 100 автомашин. Пока тепло, завелись - и уехали. А будет зима, начнут прогревать двигатели, дымить, травить нас, людей. Все эти гаражи не зарегистрированы, никто не платит налоги. Неужели городская власть не может навести здесь порядок?»

Может, построив подземный гараж или гараж-стоянку.

Ирина Хахелева.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов