«Дайте нам наших плутов!» (Н.В. Гоголь)

23.10.1999 | АРХИВ | 4м. 43 c. | 482

Будь у меня театральный дневник, тот вечер наверняка оставил бы в нем какую-то запись. В ней, может быть, оказалось больше вопросительных знаков, немало удивления не от сказанного собеседником, скорее, от его уверенности, что все так и будет, как задумано, намечено.

Моим собеседником был Юрий Александрович Ильин, новый главный режиссер краевого театра драмы. Можно лишь сожалеть о том, что в нашем театре уже целый ряд лет такого человека в штате не было - театр работал без главрежа, обходясь приглашением разных постановщиков. Возможно ли такое? Увы... Это как на заводе, выпускающем, к примеру, танки, отсутствовала бы должность главного инженера.

Главного в театре искали долго, может быть, не всегда настойчиво, да ведь и профессия эта штучная. Но вот нашли, пригласили, уговорили, и слава Богу. Посмотрим, кто же пришел к наш театр? Ильин приобщался к театру в Казани после окончания театрального училища. Затем учился режиссуре в Москве, в том числе и у вахтанговца Е.Р. Симонова, режиссером-постановщиком вернулся в Казань; потом три года работал в театре Комсомольска-на-Амуре. Говорят, его спектакли там до сих пор помнят. В Хабаровск Ильин приехал из Томска, оставив преуспевающий и уверенный в завтрашнем дне сибирский театр драмы. Что же случилось, почему совершен такой, казалось бы, нелогичный поступок? За без малого четыре года в Томске он поставил 16 спектаклей (!), там вышла книга о его режиссерском мастерстве, в ней сто рецензий на его работы. Жил бы и дальше, несравнимо ведь оставленное с хабаровским театральным прозябанием. Зачем это ему надо было?

- Да ничего особенного не случилось, не захотел бы - не поехал. Но я захотел, характер, наверное, такой. Потом, почему и не помочь хабаровскому театру, городу, зрителям? Не считаю себя неким мессией, думаю, люди не заслужили такой истории, которая случилась с их театром. Потом я ведь поставил с хабаровскими актерами спектакль «Игроки», у меня есть уверенность в том, что задуманное у нас получится. За три моих контрактных года мы создадим в Хабаровске такой театр, который станет лучшим на Дальнем Востоке, уверен в этом.

- А вы не рискуете такое утверждать?

- Нет, это наша общая цель, руководства театра, труппы. Да, в Томске все было хорошо: был и зритель, премьеры, успех, за время моей работы там число людей, посещающих театр, возросло в шесть раз. И потом, из театра надо уходить не тогда, когда в нем дела идут неважно, а тогда, когда они прекрасно сложились, когда в театре все хорошо.

- Но вывести творческий коллектив в лидеры за три года все же непросто, кроме режиссерского мастерства, нужен еще и характер... Вы человек властный?

- Характера хватит, не считаю себя диктатором, но всегда своего добиваюсь.

Актеры, которые работают в ильинских «Игроках», режиссерскую руку уже почувствовали. По натуре он трудоголик, очень любит репетиции, 3-4 часа без перерыва, перекуров (Ильин из некурящих), и все время в театре. Уже работает над новым спектаклем «О, женщины», в основе которого четыре одноактные пьесы де Филиппо, Фортюно, Шоу, О’Генри. В декабре будет премьера.

Уверенность, с которой Юрий Александрович берется за театральную перестройку, очень импонирует. Не сглазить бы...

Потом был спектакль, который Ильин советовал мне смотреть обязательно не далее первых шести рядов. Чего у меня, к сожалению, не случилось. Сидел дальше, даже очки не помогали следить за актерскими лицами, глазами, которые, как понял режиссерский совет, несли важное дополнение к действу, к слову. Как крупные планы в кино.

«Игроки» оставили то самое впечатление, какое и удивляет театралов. Первая попытка режиссера «взять вес» состоялась, пусть она не совсем чемпионская. Но такого спектакля в нынешнем репертуаре театра нет: этот собран, выстроен, продуман так, что вызывает ощущение принадлежности к авторской личности (объемная и точная сценография спектакля принадлежит режиссеру, актерский ансамбль воплощает гоголевские типы под его «присмотром», в спектакль введены образы-символы, скажем, танцующая Аделоида Ивановна, явление в финале Вновьприходящего).

Почему были выбраны «Игроки», долго объяснять не надо, считает режиссер, как будто это писал не Гоголь, а сочинено вчера и попадает, как нож в масло. Как у Гоголя, постановщик тоже не обозначает жанрового признака пьесы, оставляя авторский эпиграф на программке: «Дела давно минувших дней». Хорошо бы так, размышлял, видимо, остроумный Николай Васильевич, подразумевая совсем противоположное. В родном Отечестве всегда были, есть и будут не только плохие дороги и дураки, но и обязательные выжиги - мошенники, плуты, негодяи.

К занятию драматургией Н.В. Гоголь пришел обеспокоенный засильем на русской сцене водевилей, мелодрам, далеких от жизненных волнений и тревог. В статье «Петербургские записки» он писал: «Положение русских актеров жалко. Перед ними трепещет и кипит свежее народонаселение, а им дают лица, которых они и в глаза не видели. Что им делать с этими странными героями, которые ни французы, ни немцы, но какие-то взбалмошные люди, не имеющие решительно никакой определенной страсти к резкой физиономии? На чем резвиться таланту? Ради Бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков! На сцену их, на смех всем!».

Гоголь в своих пьесах, драматических сценах сам вывел на сцену целое сонмище «русских характеров», зло посмеялся над ними, мистифицировал, создавая страшные человеческие маски. «Игроки» - одна из пьес, где автор утверждал жизненную активность театра, его способность объединить людей в сопереживаниях и чувствах. «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если принять в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек, и что все эта толпа, ни в чем не сходная между собою... может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним общим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Новый спектакль в краевой драме получился, «как нож в масло». Гоголь, конечно, писал не о «делах давно минувших дней» - о том, что сам хорошо видел, наблюдал и знал. Такие «дела» всегда сопровождали отечественную жизнь, были ее характерным признаком, непроходящим, цепляющимся за каждое новое поколение. И сегодня на нашем дворе, увы, едва ли не гоголевские времена «плутов и чудаков», личины те же, имена, названия только другие. А цели прежние: обмануть, украсть, кинуть едва ли не весь народ, который, кстати, и сам готов поучаствовать в плутовских играх ради наживы. Не жизнь, а всеобщая мистификация, вместо человеческих лиц - маски уродцев. Не плакать, а смеяться надобно художнику над происходящим.

Гоголевский сюжет в новом хабаровском спектакле умело вписан в ткань нашей сегодняшней реальности, более того, он не обещает впереди остановки, покаяния. В финале вместе с героями, под пляски и песни цыган на сцену является Вновьприходящий. Все продолжается, господа-товарищи, не обольщайтесь!

...Надеюсь, мне удастся посмотреть спектакль Ильина и с первых партерных рядов. Чтобы увидеть «крупные планы» актерского перевоплощения, от которого уже немного отвык. В «Игроках» работает мужская элита актерской труппы - заслуженные артисты Г. Григорьев (Ихарев), С. Лычев (Кругель), Ю. Ичетовкин (Швохнев), Е. Путивец (Утешительный). Две роли (Глов-старший и Замухрышкин) на счету актера Сергея Перекальского. Одна из них - Псой Стахич Замухрышкин - зрителей просто поражает виртуозностью актерского перевоплощения.

История о том, как шайка карточных шулеров «обула» приехавшего в губернский город своего «коллегу», на хабаровской сцене рассказана по-гоголевски, она, конечно, не только о делах давно минувших дней. К тому же история эта рассказана режиссером-постановщиком творчески интересно.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов