Какой учет, когда всюду течет?
поиск
15 мая 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Какой учет, когда всюду течет?

21.09.2000
Просмотры
400

Пожалуй, мало кто, опускаясь в свою квартирную ванну, чтобы помыться, задумается, а сколько же воды он может потратить на эту процедуру. Или, открывая кран мойки с грязной посудой, задается тем же вопросом. А между тем уже почти во всем цивилизованном мире это давно уже стало нормой социального поведения. Вода нуждается в строгом учете. Тем более вода горячая, на которую затрачены время и энергия. Но именно к такой воде у нас не просто плевое, а варварски бесхозяйственное отношение.

Нет сомнения в том, что решение «Хабаровскэнерго» пересмотреть нормы потребления горячей воды жителями края, а значит и повысить плату за пользование ею не встретит одобрения квартиросъемщиков. Совсем даже наоборот. Ведь энергетики настаивают на том, чтобы ныне существующий суточный расход горячей воды на человека в 98 литров изменить в сторону увеличения - до 202 литров. Дескать, именно столько горячей воды в сутки подается, например, в Хабаровске на каждого жителя. А, следовательно, потребитель в Хабаровске обязан платить не за три куба горячей воды в месяц, а за шесть с лишним, то есть не 24 рубля, а полста, в Амурске - не 21 рубль, а сорок с лишним, в Николаевске - не 23, а сорок пять и так далее.

То, что в теплотрассы закачивается именно 202 литра горячей воды на человека, проверено. Тут претензии теплоэнергетиков вполне справедливы. Но по мере продвижения воды по трубам, по мере снижения ее температуры снижается и градус справедливости их требований. Ведь, по сути дела, все мы эти 202 литра в сутки действительно горячей, а не теплой, как «детский фонтанчик», воды не получаем. А сколько на самом деле мы получаем, сколько расходуем и за сколько обязаны справедливо платить?

В санитарно-эпидемиологической службе сообщили, что в Хабаровске нет санитарных норм потребления горячей воды, и привели длинный перечень норм расхода горячей и холодной воды по СНиПу № 2040185, где речь идет о квартирах с ваннами, без ванн, с электрическим и газовым подогревом воды, с централизованным горячим водоснабжением и без такового. Но все это очень далеко от повседневной жизни и бытовой практики. Видно потому, что нормы эти были приняты давно и без учета того, что социальная обстановка может так быстро меняться.

Итак, 202 литра горячей воды, которые закачиваются в тепловую систему ежесуточно для каждого из нас, - объем совершенно реальный, измеренный приборами. А откуда взялись 98 литров? Того не ведает никто. Даже в тепловых сетях «Хабаровскэнерго». Но то, что эта цифра близка к реальной, сомнения нет. Главный инженер тепловых сетей Владимир Соломатин ситуацию прокомментировал так:

- Мы, владельцы магистральных теплотрасс, можем признать, что в нашей системе из 202 литров горячей воды теряется до десяти литров. Основные потери, до 70 литров, происходят в квартальных тепловых сетях, в которых всегда много порывов. Остальные утечки - в домовых системах. Это во-первых. А во-вторых, в Хабаровске, например, теплотрассы и трубопроводы плохо, а кое-где и никак не изолированы, и из-за этого горячая вода в них быстро остывает. Поэтому, чтобы, допустим, рано утром получить из крана горячую воду, человек вынужден сливать в канализацию много воды, чтобы получить воду нужной температуры.

Но ведь кто-то же должен быть заинтересован в том, чтобы потребитель, то есть все мы, получал всегда, в любое время года и суток, в необходимом объеме и действительно горячую воду. Оказывается, что по-настоящему в этом никто не заинтересован.

Почему же это происходит? А вот почему.

Между потребителем и производителем горячей воды находятся промежуточные инстанции - квартальные тепловые сети и ЖЭУ. Но ведь и у тех, и у других нет ни малейшей заинтересованности в нормальном энергосбережении. Муниципальное предприятие «Тепловые сети», как объяснил Владимир Соломатин, в любом случае получит с тепловых сетей «Хабаровск-энерго» одиннадцать процентов от тарифов на горячую воду. И вот ведь какой получается парадокс: одни тепловые сети с другими теплосетями рассчитываются нашими деньгами, а мы доброкачественный и полновесный товар, каким является горячая вода, не всегда получаем.

С ЖЭУ другая ситуация. Если в прежние годы за обслуживание системы снабжения жильцов горячей водой ЖЭУ от тепловых сетей тоже получали определенные отчисления, то теперь эту работу жилищно-эксплуатационных участков включили в титул «техническое обслуживание». И за это жилищники не получают ни гроша.

Конечно, горячая вода - не бананы: не понравились они вам в одном ларьке, идете в другой. Мы накрепко и навечно привязаны к одному производителю тепла. И мы должны ему платить сполна за его товар, доставленный нам посредниками, какими являются тепловые сети. Но как и во многих коммерческих ларьках, нас зачастую надувают. Тут, как писал Чехов, «обвешивание и обмеривание в порядке вещей». Так что во-он еще с каких времен облапошивание тянется.

Леонид ГАПИЧ.