Север для России лишним не будет
На вопросы журналистов региональных изданий отвечает председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Николаевна Пивненко.
- Каков стратегический курс России - продолжение освоения северных земель или содействие массовому исходу оттуда «лишних людей»?
- Мне кажется глубоко ошибочным мнение, что государство в сегодняшних непростых условиях может снять с себя обязательства перед Севером и северянами. Без Севера Россия - не Россия, и ей никогда не достичь того величия, которое мы мечтаем видеть. Я глубоко убеждена, что необходимо и дальше продолжать освоение северных территорий и поддерживать проживающих там людей.
Как считает наш комитет, стратегия регулирования миграции должна отражать: во-первых, экономическое регулирование миграционных потоков на Севере, во-вторых, создание реальной возможности переселения с Севера пенсионеров и неработающих граждан, в-третьих, стимулирование притока высококвалифицированных специалистов в северные регионы, требующие усиленного освоения. Эти направления отражены в концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера в новых экономических условиях.
- Что будет с «северным коэффициентом», долгие годы помогавшим людям прилично жить «на северах»? Проходила информация о том, что «наверху» планируют его отменить. Если это так, то будет ли как-то компенсироваться ощутимая потеря денег?
- Выплата районного коэффициента к заработной плате установлена статьей 7 закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно статье 4 этого же документа, основным источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, в том числе на выплату районного коэффициента, является федеральный бюджет.
Однако в настоящее время для организаций внебюджетной сферы действует порядок, установленный постановлениями правительства Российской Федерации от 1 сентября 1992 года №653 и от 5 августа 1992 года №552, при котором выплаты и другие компенсации, предоставляемые работникам этих организаций, включаются в себестоимость продукции и таким образом возлагаются на предприятия. Гарантии и компенсации для бюджетников, еще до принятия «северного» закона, осуществляются за счет смет расходов бюджетных организаций.
В целях законодательного закрепления действующего порядка правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу в качестве законодательной инициативы законопроект, предусматривающий внесение изменений в статью 4 «северного» закона и определяющий в качестве источника финансирования затрат на госгарантии «средства организаций (работодателей)» вместо федерального бюджета. Именно этот законопроект породил волну слухов об отмене северных коэффициентов. Депутаты нашего комитета направили в комитет по бюджету и налогам поправку, предусматривающую сохранение существующей редакции статьи 4 «северного» закона. Эта поправка будет рассматриваться на осенней сессии 2000 года. Мы считаем, что госбюджет ни в коем случае нельзя изымать из средств оплаты северного коэффициента. Законные интересы жителей Севера не должны быть ущемлены. Эта позиция единогласно разделяется членами нашего комитета.
- Принят ли закон о сохранении «северных» пенсий для тех, кто выезжает на «большую землю»? В какой стадии этот процесс?
- На рассмотрение Государственной думы был внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Он предусматривает выплату районного коэффициента к пенсиям гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не менее 15-20 лет, в том размере, в каком гражданин получал его перед назначением пенсии (без ограничения предельным размером-1,5). Начисление пенсий предполагается проводить независимо от места проживания человека и времени обращения за пенсией.
17 ноября 1999 года этот законопроект был принят Государственной думой. Однако с ним не согласился Совет Федерации. По его предложению была создана согласительная комиссия, которая приняла решение внести федеральный закон в новой редакции на повторное рассмотрение Государственной думы.
21 июня 2000 года федеральный закон был принят повторно Государственной думой, а 28 июня 2000 года одобрен Советом Федерации. Однако 13 июля 2000 года он был отклонен президентом РФ в связи с тем, что реализация федерального закона потребует значительных дополнительных расходов. Постановлением Государственной думы от 20 сентября 2000 года создана специальная комиссия, которая в настоящее время занимается преодолением возникших разногласий.