Купи и надкуси
поиск
18 мая 2025, Воскресенье
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Купи и надкуси

01.11.2000
Просмотры
415

Говорят, в последние месяцы губернатор Виктор Ишаев не жаловал главного негоцианта края Эдуарда Павлова («негоция» в переводе - значит торговля). Дыры в отрасли, порученной ему, как заместителю губернатора, естественно, есть - и по кассовым аппаратам, и по акцизам, и по производству водки, и по голограммам, и т. д. Говорят, якобы он даже ходил к губернатору с вопросом: не увольняться ли?

Есть и другие досужие разговоры - о скрытой борьбе между Эдуардом Павловым и Александром Левинталем. Первый желает забрать у второго под свое крыло отдел малого предпринимательства. То есть, надо понимать, что Павлов намеревается реорганизовать, расширить свою структуру. Что, в принципе, логично закону бюрократии: чем больше подчиненных, тем величественнее начальник. А Левинталь, много лет командующий комитетом по экономике, стоит на позиции, что в его структуре было, есть и должно быть подразделение, смотрящее на торговлю с точки зрения экономики. И это тоже логично. На чьей стороне губернатор - пока секрет. По этому случаю, говорят, популярен такой диалог. Вопрос: «А кто больше сделал для стремительного расцвета ЦУМа - Павлов или Левинталь?». Ответ: «Ишаев». И в этом тоже есть доля уже не засекреченной истины: показательный ЦУМ нужен губернатору не для великоместнической гордости, а для прибыли в казну. Ибо традиционно допытывая на коллегии, кто и сколько дает в год налогов на одного работающего, губернатор делает многозначительную паузу. Впрочем, сами сравните: в среднем по краю - 18 тыс. рублей налогов с работника, в ЦУМе - 26 тысяч, на Центральном рынке - 28, в магазине «Светлый» - 20 тыс. рублей. Это при том, что кушать хочется ежедневно, а обновок - изредка. А в среднем торговля дает всего лишь 8 тыс. рублей налогов в год. «Селяне дают больше! А у вас что - неурожай?» (В. Ишаев, сентенция с коллегии).

Впрочем, жесткого разговора на сей раз на коллегии не было - тема не предполагала. А зря. Докладчики-знатоки всеми способами старались преподнести свой информационный товар в привлекательной упаковке: «Пора от «базарной» торговли переходить к цивилизованной!». Или такая ценная мысль: «Пришло время наводить в торговле порядок!». Слава Богу - спохватились.

В общем, не получалось объективного (я понимаю - критического) взгляда на себя, то бишь, на отрасль, о чем торжественно было заявлено в начале доклада. Хотя картина из всей мозаики выступлений прорисовывалась.

Итак, что есть сегодня сфера торговли? Здесь работают 65 тысяч человек. Это составляет 11-12% от всех работающих в крае. Солидно, да? К концу года товарооборот по всем каналам торговли ожидается в пределах 16 млрд. рублей. Вроде бы много. А вот в пересчете на душу населения - 7 тыс. рублей. В год! Оказывается - мизер. Рынок насыщен товарами. Дефицита нет - есть выбор. Это верно.

А вот другая сторона «медали». Нет системы в размещении торговли, в ассортименте, в соотношении продовольственных и непродовольственных товаров. Рядом с одним продмагом открывается аналогичный. Исчезло понятие, что такое, к примеру, «Гастроном», и что в нем должно быть. На ста метрах может быть пять хлебных «точек». Центр города сдался в руки киоскеров. Остальные примеры могут привести сами читатели-покупатели. В общем - базар.

А вот изнанка. За девять месяцев проведено 2750 проверок. 70-75 процентов торговцев нарушают правила по самым разным позициям. Не дают чеки, обсчитывают, обвешивают, не имеют сертификатов, торгуют некачественным товаром и т. д. Бедному покупателю не сыскать ни честного торговца, ни нормального товара, ни знающего продавца. «Девушка, какая начинка у этих конфет?» - «Я их не пробовала». - «Тогда разрежьте одну, я посмотрю». - «А вы купите и надкусите». Конечно, прекрасно, когда на витрине двадцать сортов колбасы от «Грига» или сыра в Центральном гастрономе, к примеру. Но какой из них острый или какой состав у колбасы определенного сорта - не знают даже здесь. И так - о любом товаре (продовольственном или непродовольственном) в любой торговой точке. Единственное исключение, пожалуй, в торговле радиоэлектронной и бытовой техникой.

Что из этого следует? Согласно проекту постановления, для начала - большая чистка и большая учеба. Чистка подразумевает «пересмотр дислокации» торговых точек и ассортимента товаров в них. То есть, рядом с магазинами не будет киосков, что уже можно наблюдать на «красной линии» в Хабаровске. Впрочем, это не сложно - «вымести метлой» всех, оставив рационально необходимое, скажем, газеты-сигареты. Про ассортимент труднее сказать. Раньше был обязательный минимум ассортимента товаров. Сегодня ассортимент зависит от возможностей хозяина торгового заведения, его желания, вкуса и чуть-чуть от покупательского спроса. К примеру, найдите сегодня в краевом центре швейные нитки десятого или двадцатого номера. Их пять лет нет в продаже, не говоря уже о другом необходимом. И как заставить торговцев выдержать необходимый ассортимент? Нет такого права. Ибо нет еще законов о торговле - ни федерального, ни местного.

Вопрос об учебе еще более интересный. Сегодня считается, что торговать могут все. И все желающие смело идут в эту сферу. Есть такие данные: 92 процента занятых в торговле - это люди с высшим и специальным образованием. Но специалистов-торговцев - уже 64 процента, а с высшим торговым образованием - всего 6 процентов. 15 учебных заведений края (в том числе два вуза) выпускают в год 1200 специалистов, а потребность в них - более 20 тысяч. Учебные заведения готовы взять на себя задачу экспресс-обучения. Но хотят ли учиться торгаши? Даже руководители торговых заведений навряд ли ринутся на учебу. Ведь в этой сфере нет барьера «корочки». Тем сомнительнее кажется та часть мероприятий развития отрасли, где говорится о задаче - организовать везде постоянно действующие курсы по подготовке и повышению квалификации работников низших, массовых профессий. А что же тогда реально изменить в торговле?

В том, что торговая сфера будет процветать в больших городах или здравствовать в райцентрах, кто сомневается? А вот как «перспектива» дойдет до сел? В четырех районах намечено создать пять мелкооптовых рынков - хорошо. «Хабаровский оптовый рынок» обязан будет создать торгово-закупочное предприятие для освобождения фермеров от реализации продукции - прекрасно. В 11 районах откроются 12 фирменных магазинов - нормально. За счет реконструкции и ремонта неиспользуемых помещений намечено открыть по краю 83 предприятия розничной торговли и 56 предприятий общепита - достаточно. Но селяне - бедные селяне, которым, прежде, чем купить, надо денежку заработать - они-то как будут вовлечены в «товарооборот»?

Смотрим задание по закупке сельхозпродуктов потребкоопераций до 2002 года. Молока закупят на 10 тонн больше, мяса - на 125 тонн, картофеля - на 45 тонн. Может быть, в чьих-то кабинетах такой «рост» кажется достижением. Но по большому счету - чего народ-то смешить? 45 тонн картошки - это 900 мешков. А только в Хабаровске более 200 тысяч дачных участков, не говоря о других городах и поселках, и ведь еще сельские огороды! В деревне-то нет вопроса вырастить (картошку, свинюшку, коровенку), есть вопрос: куда деть излишки? В благополучные советские времена деревни сдавали молоко в обмен на комбикорм, подрабатывали на сдаче и картошки. А что же сейчас мешает потребкооперации? Проблемы ее роста. Потому что сложно собирать мешки, а тем более литры. Проще, когда китайцы сами привезут - сразу (баржей) и много. Тогда для потребкооперации возникает вопрос: а зачем скупать больше местной продукции, если ее привезут китайцы?

Еще семь лет назад ставился вопрос, что нецелесообразно каждому контролирующему ведомству работать «наедине» с нарушителями. Три года талдычили, что, суммировав нарушения в одном месте, можно успешнее побеждать нарушителей, предъявив претензии, так сказать, в масштабе. Насколько помнится, против этого выступал Дальстандарт. И получалось, что санитары штрафовали и штрафовали сами, пожарники - сами, госторгинспекция - сама, и т.д. Без работы не оставались, а нарушений не уменьшалось. Нынче Дальстандарт «прозрел» и выдал эту идею за свою. Похвально! Хоть через семь лет поняли необходимость системы. Может, после ее создания выявятся, к примеру, такие детали, как выдача нашими доблестными структурами бессрочных сертификатов на китайскую обувь или что-то более забавное.

Конечно, важно видеть перспективу в сфере торговли. Насыщение рынка - это саморегулирующийся момент. Дали возможность свободы - и получили итог. Благостно взирать на это благо, наверное, могут только две категории людей: либо сами негоцианты, либо те, кому нет нужды лично ходить по магазинам и рынкам. Так ведь и торговля не только для них, любимых, но и для масс. А вот начать делать массовую торговлю цивилизованной - очень сложно.

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.