"Банда на нарах. А где главарь? на Канарах?"
поиск
13 мая 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Банда на нарах. А где главарь? на Канарах?"

29.11.2000
Просмотры
679

Кировский суд Хабаровска осудил организованную преступную группу, в течение двух лет довольно своеобразным способом отнимавшую у хабаровчан автомобили.

Банальный угон или «кукла» вместо пачки долларов, очевидно, казались Максиму Чипиге и его товарищам, молодым парням, слишком скучным и одновременно рискованным делом. Они пошли другим путем.

Сначала машину тщательно выбирали - на рынке или по объявлению в газете, чтобы была не «супер» - от 1989 до 1993 года, то есть «народного класса», но в хорошем состоянии. На новые не покушались, поскольку на них простые люди не ездят, и можно самим получить проблему, да и продать потом такую сложнее. Затем назначали встречу, договаривались по цене и по процедуре. «Покупатель» из преступной группы настаивал, чтобы автомобиль сначала был переоформлен, а потом оплачен, очень правдоподобно разыгрывая опасение, что, взяв деньги, продавец его «кинет». Самая хитроумная комбинация была разыграна с банковской книжкой. На нее, как и требовал владелец автомобиля, положили искомую сумму на предъявителя, а затем под каким-то очевидным предлогом забрали из рук автовладельца.

Владелец автомобиля соглашался - ведь документы до расчета оставались у него. Они дружно шли либо в отдел регистрации ГИБДД, либо в спецфирму, переоформляли машину, а когда наступало время расчета, «покупатель» объявлял, что всей суммы при себе не имеет, и предлагал проехать за деньгами к нему домой.

Ехали они, конечно, не домой, а в определенные места, где их уже поджидали остальные члены группы. Почему-то особенно любили авторазводчики дома на улицах Яшина, Истомина, Забайкальской. Возле дома разыгрывался настоящий спектакль. Как только «покупатель» выходил из машины, из дома как бы случайно выходил какой-то его знакомый или друг, или дядя, или племянник - один из членов группы. Он предлагал еще раз осмотреть автомобиль. Потом подходили еще два-три человека и тоже осматривали машину. Кто-то предлагал сверить номера двигателя, кузова и так далее с нумерацией в уже оформленных документах. В общем, владельца машины под любым предлогом выманивали наружу и под естественным предлогом забирали у него из рук уже переоформленные документы на автомобиль. После этого откуда ни возьмись объявлялся еще один «знакомый покупателя», тоже член группы, прыгал в машину и уезжал.

Самого же продавца в этот момент уже начинали «загружать»: если хочешь вернуть машину, давай деньги. Причем называли крупные суммы. Подходил еще народ - парни все молодые, спортивного типа. И предупреждали: если обратишься в милицию, у тебя не будет ни денег, ни машины, ни здоровья.

Угроза поначалу действовала: человек думал, что преступники, столь наглым способом отобравшие его автомобиль, способны на многое. Опять же за спортивными мальчиками бог знает кто стоит. В этот момент растерянности группа быстро регистрировала машину в ГИБДД и перепродавала, преимущественно людям иногородним (один автомобиль нашли аж в Новосибирске). Один потерпевший даже предоставил мошенникам выкуп за машину, но ему ничего не вернули.

Этот фокус группа проделывала целых два года - в 1998 и 1999 гг. Как минимум - над 16 автовладельцами (столько эпизодов выявило следствие). Конечно, среди «кинутых» оказались люди не робкого десятка, желающие вернуть свою собственность. Но тут возникала проблема. У продавца, как правило, не находилось свидетелей, а у мошенника-покупателя их была целая бригада, то есть все, кто участвовал в спектакле. И они очень убедительно опровергали все, что говорила жертва. Дескать, получил человек деньги и еще хочет. При столь мощной свидетельской базе милиция с недоверием относилась к заявлениям горе-продавцов. Что в общем-то вселило в группу чувство безнаказанности.

Но потом случаи участились. Причем дела накапливались в основном в двух райотделах милиции - Индустриальном и Кировском, поскольку в Индустриальном районе находится рынок, а в Кировском - точки «кидания». Следователи обратили внимание, что в делах фигурируют одни и те же лица, повторяются обстоятельства, и поняли, что потерпевшие говорят правду, что в городе работает группа. В результате вся эта масса дел была объединена, и за дело взялась большая следственно-оперативная группа.

В ходе расследования было выявлено две преступные группы. Одна - семь человек, вторая - трое. Все - молодые парни, нигде не работающие. Часть - с высшим, причем техническим образованием - выпускники «железки». Остальные - выпускники училищ, техникумов. Естественно, они прекрасно разбирались в автомобилях. Многие из приличных, благонадежных семей. У некоторых - свои семьи, маленькие дети. Автомошенничество казалось им легким источником дохода.

Дело составило семь томов. 16 преступлений было доказано, из 16 автомобилей владельцам возвратили ровно половину. Но задержать всех участников не удалось - заключили под стражу только пятерых. Хуже того - впоследствии на свободе оказался еще один, судя по всему, организатор группы Максим Чипига: благодаря напору адвокатов он был выпущен под подписку о невыезде и бесследно исчез.

- В ходе расследования защитники и обвиняемые серьезно давили на потерпевших - находили родственников или их самих и обещали: отказывайся от заявления, и вернем деньги, - рассказывает следователь Надежда Бирюкова. - Один потерпевший, которому вернули 700 долларов из 7 тысяч, в результате «не узнал» своих обидчиков на очной ставке, отказался от показаний. Однако оставшуюся сумму ему так и не вернули, и он снова пришел к следователю.

Впрочем, опиралось следствие не столько на очные ставки, сколько на первичные документы, взятые в ГАИ, показания родственников о том, что деньги не получались. Проводилась экспертиза почерка, подписи. В итоге четверых менее удачливых мошенников приговорили к 5-7 годам лишения свободы. Их действия идеально подошли под статью 159, пункт три - мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору и неоднократно, с причинением значительного ущерба.

Послужит ли вся эта история уроком автолюбителям и «автокидалам»? Кто знает.

Раиcа Елдашова.