Научить... Родину любить...
День Конституции вряд ли когда-нибудь можно было отнести к всенародным праздникам. В советские времена государство и партия были в такой крепкой спайке, что понятие «патриотизм» воспринималось исключительно как идеологическое.
А слово «гражданственность» до сих пор чаще всего считается политиками как «устаревшее». Так что россияне вряд ли спорили о правах и свободах или поднимали тосты за праздничным столом. Самая патриотически настроенная, подкованная в правовой культуре и социально адаптированная часть населения, судя по всему, у нас пока учится в школе.
В этом году проводился школьный краевой конкурс «Большой урок для маленького гражданина». И недавно издательский дом «Частная коллекция» выпустил пособие для учителей с таким же названием. Наряду со справочно-методическим материалом в него включены и детские сочинения-автобиографии, рисунки, сказки и рассказы.
Оказалось, вопрос: что значит гражданин? - не прост в любом возрасте. «Гражданин ли я? Не ответив себе, я обратилась к маме. На что мама сказала: «Подумай, что ты сделала хорошего, и реши сама...». «Гражданин не может смотреть, как от алкогольных напитков погибает его народ...». «Мой папа не совершил героических поступков, но его порядочность, добросовестность делают его настоящим гражданином. Я его очень люблю». «Я думаю, что я - гражданин... Начиная со второго класса, я участвую в экологической работе. Было радостно на душе, что я помогла выжить в холодную зиму птицам. Любить Родину - значит любить родную природу. Любить Родину - значит хорошо знать ее историю...».
...Юное поколение высказывается вполне патриотично и продуманно: «...Я знаю прошлое не только из книг, но и из рассказов мамы и бабушки о моих предках... Именно поэтому я не хочу снисходительно рассуждать о «глупости» старшего поколения, потому что оба моих прадеда прошли первую империалистическую войну, один погиб во Второй мировой войне при снятии блокады Ленинграда, другой - в Одессе при фашистах устроил подпольную школу, где учил и прятал еврейских детей...». «Я считаю, что если бы в нашем правительстве были все такими добросовестными работниками, как моя бабушка, то наша страна была бы самой богатой, доброй, образованной...». «На Новый год я убедил родителей не ставить зеленую елку. Мы просто нарядим букет еловых веток. Так я спас одно дерево. Это только начало...».
Хорошее начало? Правда, в конкурсе принимали участие школьники первых - пятых классов. У тех, кто постарше, отношения с окружающим миром, видимо, посложнее. Но организаторы конкурса - издательский дом «Частная коллекция» и хабаровская городская общественная организация учителей истории и обществознания, объединившись в группу «Право», не ограничились проведением конкурса и подготовкой пособия для учителей. Проект получил поддержку программы «ИСАР - Дальний Восток», которая финансируется Агентством США по международному развитию. «Большой урок для маленького гражданина» положил начало организации заочной правовой школы «Я - гражданин», в которой могут учиться школьники пятых - одиннадцатых классов.
Валентина СЕМЕНОВА.