С 1 июня МПС вновь повысило тарифы. На пассажирских перевозках увеличение составило 30 процентов. На грузовых - 17,5 процента. Обоснование нового повышения старое: рост цен в других естественных монополиях, инфляция и износ подвижного состава.
Точно такие же аргументы глава МПС Николай Аксененко приводил в сентябре прошлого года, выколачивая из правительства очередное повышение тарифов. Однако за прошедшие полгода с подвижным составом ничего не произошло.
Парк МПС ежегодно сокращается на 30 - 50 тысяч вагонов. Из оставшихся в строю каждый пятый в следующем году пойдет на списание. А в 2005 году парк уменьшится вдвое по отношению к сегодняшнему дню.
Куда «ушли» деньги от предыдущего повышения тарифов, вопрос чисто риторический. О финансовой империи семьи Николая Аксененко написано столько, что мама не горюй.
Ситуация усугубляется еще и тем, что МПС - предприятие рентабельное. Все эти годы оно работало с прибылью. Вернее, МПС работало на прибыль, а с прибылью работали дружественные Аксененко фирмы и компании.
К примеру, по итогам 1996 года (одного из самых тяжелых для отечественной промышленности) объем доходов, полученных МПС, составил 81,5 трлн. рублей. В списке крупнейших российских компаний по объему реализации МПС занимает третье место, пропустив вперед лишь «Газпром» и РАО «ЕЭС». Однако наиболее показательным является размер прибыли.
Рентабельными являются только грузовые перевозки. Пассажирские - убыточны. Грузовые перевозки позволили МПС получить в 1996 году 13,3 трлн. рублей прибыли и занять среди российских компаний второе место после «Газпрома».
Интересно, что за 11 месяцев 1997 года прибыль от грузоперевозок составила почти 19 трлн. рублей. Даже с учетом нерентабельных пассажирских перевозок (убыток за указанный период составил 11 трлн. рублей) МПС в 1997 году получило почти 1,5 млрд. долларов прибыли.
Чтобы убедить правительство в необходимости повышения тарифов, имея такие показатели, надо очень «грамотно» потратить прибыль. Так, чтобы бедственное положение МПС ни у кого не вызывало сомнений.
Мы не собираемся утверждать, что российские железные дороги находятся в прекрасном состоянии. Вопрос в том: почему они находятся в таком состоянии, если министерство ежегодно получает прибыль?
Отчасти ответ на этот вопрос можно найти в расходной статье МПС. Например, из 100 трлн. рублей, потраченных министерством в 1997 году, более 20 процентов ушло на цели, расшифровать которые железнодорожники так и не смогли.
Еще в 1993 году в МПС придумали особый институт фрахтовых агентов. Фрахтовщики получили возможность пользоваться при перевозках грузов льготными тарифами, но с условием взимания с клиентов-должников «живых» денег, которые должны перечисляться на счет отделений МПС.
Поначалу права единственного генерального фрахтовщика получила швейцарская фирма «Трансрейл». С этого момента она стала единственным и безоговорочным лидером среди экспедиторов и фрахтовых агентов по транзитным перевозкам.
Позже, однако, Николай Аксененко «по-семейному» реформировал работу по скидкам. Лидером в этом бизнесе стала компания «Иристон Сервис», полностью замкнутая на Романа Абрамовича и главу МПС.
Бизнес по скидкам основан на простейшем принципе. Кто-то называет его внутрикорпоративным занижением цен, а кто-то - «откатом».
«Иристон Сервис» на деньги Абрамовича оптом выкупает у Центра фирменного обслуживания (ЦФО) право на 30 процентов всего объема международных железнодорожных перевозок. Так как деньги приходят предоплатой, МПС продает перевозки оптовику со скидкой в 20 процентов (см. www.stringer-agency.ru, новости от стрингеров, октябрь, декабрь 2000 года).
Далее «Иристон» перепродает это право в розницу различным перевозчикам грузов, но уже с десятипроцентной скидкой. Общий оборот МПС превышает 10 млрд. долларов. Берем калькулятор и считаем.
30 процентов (перевозки «Иристон Сервиса») от общего объема составляет 3,3 млрд. долларов. Чистая прибыль в 10 процентов составляет 330 млн. долларов ежегодно. Причем прибыль образуется из воздуха, то есть из бюджета.
Основными распорядителями этой прибыли являются банки «Балтийский» и Транскредитбанк. Получателями - различные оффшорные компании.
Необходимое дополнение. ЦФО, которое продает «Иристон Сервису» право на перевозки, является структурным подразделением МПС. А один из учредителей «Иристона» Тугаринов - заместитель начальника этого самого ЦФО.
Информация об «Иристон Сервисе» уже просачивалась в прессу. Но есть в финансовой империи Николая Аксененко одна «жемчужина», о которой практически никто из широкой публики ничего не знает, - «Ространсрегион».
Оптовая скидка у «Ространсрегиона» еще выше, чем у «Иристон Сервиса». Она составляет 25 процентов, что в долларовом эквиваленте означает порядка полумиллиарда долларов ежегодной прибыли. Руководит «Ространсрегионом» старый партнер Аксененко - Титенков.
По данным главы МАП Ильи Южанова, последняя цифра превосходит те средства, которые МПС планирует потратить в этом году на обновление пресловутого подвижного состава. Но истинным лидером инвестиционной политики МПС является «Транстелеком».
Общая протяженность российских железных дорог - 87 тысяч километров. Вдоль них - полоса отчуждения, которая никак не используется и где запрещено всякое строительство. Этот факт в свое время взволновал министра.
Ход мысли был, видимо, таким: раз дороги наши, то и полоса эта принадлежит МПС. Если проложить вдоль дороги оптико-волоконный кабель, то получится компания «Транстелеком», которая при правильном использовании может приносить баснословные прибыли и обогнать монополиста в этой области «Ростелеком». Телекоммуникации - это телевидение, мобильная и спутниковая связь, Интернет. Это будущее, это спокойная сытая старость и безбедное существование потомков.
Счетная палата РФ почему-то назвала инвестиции МПС в другие отрасли промышленности нецелевым использованием государственных (МПС - госорганизация) средств. Чудаки!
Работа закипела. С тех пор каждую свободную копеечку Аксененко тащит в «Транстелеком» на прокладку кабелей и запуск спутников. Официально это называется вкладыванием средств в развитие информационных технологий отрасли для более качественного и оперативного управления громоздким железнодорожным хозяйством. Ежемесячно на эти нужды МПС «отстегивает» более 50 млн. долларов.
Основной расчет состоит в том, что железнодорожникам вполне достаточно и 20 процентов емкости сети, остальные 80 процентов можно продавать, причем по демпинговым ценам, сманивая таким образом клиентов у «Ростелекома».
К будущему году протяженность линий связи компании составит 35 тысяч километров. Для этого потребуется около миллиарда долларов.
Во время споров по поводу программы реформирования МПС противники Николая Аксененко доказывали, что в результате реформы все прибыльные активы министерства отойдут в частные руки, а долги останутся у государства.
Если судить по «Транстелекому», то и спорить не о чем. Сегодня около 50 процентов ЗАО «Компания Транстелеком» принадлежит частным фирмам. Среди них - ООО «Компания Оникс-М», за которой просматривается фигура министерского племянника Сергея Аксененко.
После окончательного реформирования МПС все сегодняшние «нецелевые расходы» (рудники и гидроэлектростанции) приобретут ярко выраженную цель. Сформулируем ее как хорошую прибавку к пенсии бывших чиновников МПС.
("Stringer").
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев