Хабаровский авторемонтный снова возвращается?

20.09.2001 | АРХИВ | 3м. 6 c. | 246

В августе 2001 года на Хабаровский авторемонтный завод пришел новый директор Владимир Гусев. Точнее, он сюда вернулся спустя 28 лет. Первое впечатление - легкий шок. Когда он здесь работал в далеком 1973 году, завод представлял из себя достаточно шумное производство. Тогда собирали ЗИЛы и МАЗы, известные не только в крае, но и далеко за его пределами. Первого же августа завод встретил нового директора тишиной. Нет воды, света, охрана оставила свои посты, лишь ветер гулял по цехам...

Обычная, в общем-то, история из жизни отечественного производства. Начало такие берут, как правило, в период всеобщего акционирования 90-х годов. А заканчиваются в наши дни: кто раньше, кто позже. Хабаровский авторемонтный, например, без работы и без надежды пролежал на боку послед-ние четыре года. В ноябре прошлого года авария и бездействие руководства лишили его воды. В январе этого года энергетики отключили электроэнергию. Долгов, кроме зарплаты перед собственным коллективом, накопилось более миллиона рублей. Остро встал вопрос о банкротстве. Во всяком случае, об аресте имущества налоговые органы говорили уже вполне серьезно. Именно в таких условиях совет акционеров завода 25 июля принял решение о смене руководства...

Вообще-то, только в сказках или в романах эпохи соцреализма случаются такие чудеса, что, мол, пришел новый руководитель, и все наладилось, закипело. В Российской Федерации эпохи рыночной экономики такой сюжет маловероятен. Тем не менее, уже в начале сентября Хабаровский авторемонтный завод встретил нас не мертвой тишиной, а ударами металлом по металлу, гулом станков и голосов. И если не верить в чудеса, то интересно выяснить - что же произошло?

Начали с того, рассказывает директор, что подключили свет и воду, организовали охрану территории, вернули часть долгов (заводу ведь тоже были должны), повысили аренды для местных арендаторов... Про последних вообще отдельная история. Арендаторы сегодня занимают около половины площади завода (в том числе вместе с оборудованием). Делают при этом то, что всю жизнь делал завод, то есть ремонт автомобилей... До сих пор они платили за аренду смешные деньги и получали, видимо, нормальную прибыль, в то время как завод залезал в долги. Гусев же не только поднял арендную ставку и предложил платить за многое, за что раньше не брали ни копейки (коммуналка, охрана, стоянка...). Но главное - запущено было на заводе собственное производство. Первый заказ (от Трансэлектростроя) поступил буквально через неделю - изготовить ограду для завода по производству минеральной воды. Можно смеяться, но он находится в Приморье. Следом поддержали заказами авторемонтный завод хабаровский Дальспецстрой, местный автобусный парк... и случилось то, чего от завода никто уже не ожидал, - ему стало не хватать рабочих. Гусев говорит, что пришлось делать заявку в бюро трудоустройства, давать объявления в газетах.

- И как люди отнеслись ко всему этому?

- Сначала с недоверием, - говорит Гусев, - но получили первую зарплату за август и уже смотрят с надеждой. Очень много старых работников пришли просто поговорить о том, что было, что будет. Конечно, спрашивают: отдаст ли им завод когда-нибудь долги по зарплате? А что здесь скажешь? Будет работать - значит, отдаст.

И это понимают те, кто оставался на заводе до последнего дня, кто сегодня составил ядро его коллектива.

Разумеется, Хабаровскому авторемонтному никто не бросился тут же помогать, как только он начал пытаться выкарабкаться. Не те времена, не те нравы, социализм уж в прошлом. Но навстречу пошли и глава администрации Индустриального района Сергей Ващишин, и Энергосбыт, и налоговые органы. Все ведь сегодня понимают, что лучше дать предприятию шанс вернуться в производство, начать зарабатывать деньги, а потом он отдаст свои долги. Тем более, что шансы на это есть. Заказы-то сейчас появляются не оттого, что так кому-то захотелось, а потому, что на самом деле завод имеет уникальную базу (некоторых станков, оборудования, как на заводе, до сих пор в регионе по пальцам пересчитать можно). Гусев говорит, что помочь завод может практически всем отраслям краевой промышленности, изготавливая все: от сложнейших деталей по индивидуальному заказу до простейших металлоконструкций.

- Хотя профиль у нас все равно остается автотехнический. Мы можем делать ремонт любых двигателей, шлифовку коленвалов, изготавливать резинотехнические изделия (до 70 мм в диаметре, что большая редкость), ремонтировать топливную часть автомобилей любых марок отечественных и импортных, производить любые токарные, фрезерные и сварочные работы... Главное для нас сегодня - набрать заказов до конца 2001 года и на 2002 год. Тогда мы и людям дадим работу, и рассчитаемся по долгам, и, самое главное, сохраним нужное городу, краю производство...

Чудес, конечно, не бывает. Впереди Хабаровский авторемонтный завод ждет зима, которая для любого нашего производства становится испытанием похуже дефолта. Но отрадно уже то, что наш фотокорреспондент застал на заводе шум станков, голоса людей, и этого было достаточно для фоторепортажа с живого производства.

Виктор Илин.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов