А билет такой теперь подделать очень трудно
Известно, что различными постановлениями сегодня сорок одной категории граждан предоставлен бесплатный проезд в общественном транспорте. Бесплатная перевозка пассажиров тяжелым экономическим бременем легла на плечи муниципального транспорта, так как возмещается всего до 20 процентов затрат на их перевозку.
А кроме того, пассажирский автотранспорт несет огромные убытки и по другим причинам. Кое-кто, используя оргтехнику, самостоятельно изготавливает для себя, своих знакомых, а иногда и для продажи проездные документы. Ежегодно контрольно-ревизорскими службами муниципальных пассажирских предприятий изымается у пассажиров более 10 тысяч таких подделок.
Наиболее оптимальный выход из этого положения - адресная (персональная) дотация тому человеку, которому предоставлена льгота. А задача транспортников - собрать деньги со всех пассажиров. И не придется им тогда просить деньги из бюджетов. Сколько соберут доходов, на то и придется жить. Должен сказать, что за прошлый год предприятия перевезли около 180 млн. человек. Если бы каждый из них оплатил свой проезд, рентабельность отрасли составила бы около 17 процентов. Этого хватит, чтобы уйти от кредиторской задолженности и приобрести 25-30 новых автобусов.
Ну а так как переход на адресную дотацию - утопия, поскольку у государства нет необходимого количества финансовых средств, желательно хотя бы ввести единый для всех льготников тип проездного документа со степенями защиты от подделок.
Такая практика в Хабаровске опробирована. В течение четырех лет наши предприятия выдают единый защищенный проездной билет с фотографией владельца детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Раньше этим детям документы выдавались и органами соцзащиты, и интернатами, и другими учебными заведениями. Причем все они были, естественно, без защиты, на простой бумаге, напечатанные на компьютерах и, конечно же, свободно подделывались в неограниченном количестве.
После введения билетов с защитой практически не встречаются поддельные.
Аналогичная ситуация сложилась с проездными для детей-инвалидов, их родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами первой группы. Для них документы выдаются органами социальной защиты и должны быть установленного образца. Однако года три назад стандартные, изготовленные типографским способом справки закончились, денег заказать новые нет, и начался процесс размножения на компьютерах, ксерокcax и т.д. И, конечно же, появилась масса подделок.
В прошлом году пассажирские предприятия заказали за свой счет в Новосибирске специальные защищенные проездные для этой категории граждан по цене два рубля за штуку. В декабре было объявлено через средства массовой информации о начале их выдачи. Тем, кому положены такие документы, необходимо подойти по месту жительства в орган соцзащиты и принести туда любую (даже любительскую) фотографию и два рубля, чтобы компенсировать затраты предприятию. Соцзащита передает фотографии в пассажирское предприятие, где проездной оформляется, ламинируется и возвращается владельцу. При этом старая справка, дающая право бесплатного проезда, остается его владельцу на память либо на тот случай, если она потребуется в другом городе для проезда. В городе Хабаровске эти люди будут ездить по новым удобным, защищенным проездным.
Срок окончания выдачи мы наметили до 1 февраля 2002 года, но если понадобится, он будет продлен дней на 15-20. Нo лучше, конечно, уложиться до 1 февраля и исключить все поддельные справки.
В. ШКУРИН, начальник управления транспорта администрации Хабаровска.