поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Иду на голос

22.01.2002
Просмотры
313

Наверное, много найдется людей, которым хоть однажды случалось заблудиться в лесу. Cтоило отвлечься - и никого не видно и не слышно вокруг. И что-то уже мерещится в глубине леса. Наконец где-то вдалеке раздается приглушенное «ау», а потом и отчетливые голоса: - Куда ты забрел? Иди на голос, нам навстречу!

Конечно, жизнь - не таежное приключение, но потеряться в ней тоже немудрено. Хуже всего, если в минуты растерянности или отчаяния нет надежды услышать призывное «ау», некому идти навстречу. Голос на другом конце провода «телефона доверия» нередко становится невидимой ниточкой, которая выводит из житейской чащи.

Многим кажется, что такая служба была всегда, хотя круглосуточной «службе психологической помощи» 36-09-09 в декабре исполнилось семь лет, а молодежный «телефон доверия» 30-50-60 работает в Хабаровске десять лет. Первым его абонентом, говорят, был пятилетний малыш, который сказал: «По радио только что передали ваш номер, и я решил позвонить. Я дома один, и мне страшно. Поговорите со мной!».

- Так это и было, - подтвердила Ирина Таенкова, руководитель краевого молодежного социального медико-педагогического центра, в структуру которого сегодня входит молодежный «телефон доверия». - Этот эпизод даже вошел в фильм. К сожалению, летописей в то время не велось, и фильм тоже, скорее всего, не сохранился. Первый руководитель «телефона доверия» Ольга Иванова уехала в Москву и, как сообщалось в прессе, погибла в доме на Каширке. Но все помнят, как появилась эта служба: первая не только в Хабаровске и на всем Дальнем Востоке, но и одна из первых в СССР. Это была молодежная добровольческая дружина в то время. Сейчас работа организована только на профессиональной основе, у телефона дежурят психологи, и работает он круглосуточно. Кроме того, благодаря сотрудничеству с фирмой Гедеон Рихтер нам удалось включить еще одну линию. Номер 32-74-48 используется еще и как справочно-информационная служба по вопросам, интересующим молодежь, и как «горячая линия», когда мы проводим опросы.

Как ни покажется странным, детские и юные голоса чаще всего звучат в телефонной трубке не только молодежного «телефона доверия», но и «службы психологической помощи», ориентированной на любой возраст. По словам директора этой службы Дмитрия Голобова, работа с детьми и подростками самая сложная. Ребенок не осознает причину своих страхов и бед, ему еще труднее, чем взрослому человеку, найти выход из очень сложной подчас ситуации.

Советов на «телефоне доверия» не дают, стараются вместе с абонентом найти выход из сложившегося положения. Например, прежде всего помочь справиться с собственным страхом. Бояться должны как раз те, кто совершает физическое или моральное насилие над человеком, да еще и угрожает, запугивает. Часто в таких случаях, чтобы избавиться от угроз и преследований, достаточно процитировать соответствующие статьи Уголовного кодекса. Важно помочь подростку найти в своем окружении человека, которому он мог бы довериться, от которого можно ожидать реальной помощи и поддержки.

Или помочь разобраться, в чем все-таки проблема: в шантаже или в том, что «жертва шантажа» не контролирует себя, когда дело доходит до наркотиков или алкоголя, в приятелях, с которыми девушка проводит свободное время.

Зная, что эта услуга анонимная, люди зачастую говорят о том, о чем больше, может быть, они ни с кем и никогда не будут говорить.

Поскольку телефонная психологическая помощь анонимна, ее сотрудники не могут предоставить статистических данных, как, например, врачи: сколько поступило больных и с какими диагнозами, сколько выписалось и в каком состоянии... Но некоторые свои наблюдения девушка, дежурившая на телефоне и представившаяся Светланой, все же согласилась привести:

- Может показаться на первый взгляд удивительным, но мужчины обращаются в эту службу не реже, чем женщины. То есть сильный пол нуждается в поддержке и взаимопонимании ничуть не меньше представительниц прекрасной половины человечества. Например, недавно был у нас такой звонок: «Мне тридцать лет, а в жизни - никакого просвета. Остался без работы. Жена ушла и не разрешает встречаться с дочерью. Чтобы малышка привыкала к «папе», с которым будет жить».

Нередко, рассказав о своих проблемах, человек уже сам бывает в состоянии трезво оценить сложившуюся ситуацию и даже найти выход из нее. Бывает, что ему просто необходимо выговориться, дать выход негативным эмоциям. Рассказывая постороннему о том, что его мучит, он оказывается как бы вне проблемы. Случается, номер «телефона доверия» набирают и жены так называемых «новых русских». Невольным свидетелем одного такого разговора довелось быть:

- Вы меня хорошо слышите? - спрашивал в трубке юный голос. - Говорить громче я не могу: пока муж после банкета крепко спит, я вытащила его сотовый! Он не разрешает мне позвонить даже маме!

В голосе звучит обида, и женщина все говорит, говорит:

- Хотя ей я бы не стала ничего такого говорить, я вообще не люблю жаловаться на жизнь… Мечтала о том, чтобы жить обеспеченно, удачно выйти замуж. Cначала, когда ухаживал, казалось, что попала в рай. Знаете, на что может купиться женщина: море цветов, дорогие рестораны, подарки, купал в шампанском и носил на руках. Но после свадьбы все поменялось. То у него переговоры допоздна, то сабантуй с коллегами, а то и вовсе неделями в командировках. А я должна сидеть и ждать его! Работать не разрешает, а за каждую мелочь из магазина требует у меня чек. А после того, как сказала, что уеду к маме, стал даже на ключ меня дома запирать, представляете! Помощи ждать неоткуда...

Трудно себе даже представить, каково с ходу вникать в такие проблемы, брать на себя груз ответственности за то, что предпримет человек после разговора.

Известно, что первая телефонная «линия жизни» была проложена почти полвека назад, ее организатором и впоследствии руководителем движений международной помощи стал лондонский священник Чад Вара, у которого возникла идея дать объявление в газету со своим телефонным номером и с таким текстом: «Перед тем как покончить с собой, позвони мне!».

Движение, зародившееся в Англии, превратилось в 1974 году в интернациональную организацию. Сейчас более чем в сорока странах мира работают 350 центров «Be frienders International». Оценки этой организации показывают, что каждый год 30 млн. людей принимают решение покончить с собой, еще больше людей обращаются за консультацией, просто нуждаясь в поддержке и помощи. В том числе и у нас, в Хабаровске. На каждом из наших хабаровских номеров телефона дежурит один консультант. Поэтому время общения с постоянными абонентами оговаривается, чтобы смог дозвониться каждый, кому требуется экстренная помощь. Служба основывается по-прежнему прежде всего на подвижничестве.

- Как раз сейчас мы проводим набор консультантов. Следующая встреча - 24 января в 15 часов, в ней, кстати говоря, могут принять участие все желающие, - рассказывает Дмитрий Голобов. - Людей, обладающих даром сопереживать, сочувствовать, немало. Желание быть кому-то полезным, как выяснилось, не реализовано у многих из наших земляков. Но не все обладают необходимыми именно для этой службы способностями. К примеру, люди старшего возраста стараются непременно что-то посоветовать, а это не в правилах службы психологической помощи. Важно все: и тембр голоса, и интонации, и манера говорить. У нас на телефоне работает в основном молодежь, много студентов. Прежде чем приcтупить к работе, все «новобранцы» проходят специальный курс обучения.

Объявления о наборе консультантов на телефон «службы психологической помощи» встречаются периодически. Потому что долго работать в этой службе не по силам ни «одаренным», прошедшим специальный отбор людям, ни даже специалистам. По словам Д.Н. Голобова, такая проблема есть и даже имеет свое название: «эмоциональное выгорание». Чтобы не «сгорать» как можно дольше, приходится заниматься со специалистами по особым методикам, ограничивать время работы и т.д.

Невидимые «линии жизни» должны отличаться особой прочностью.

В. МИРНЫЙ.