"От такой наглости даже краб покраснел"

29.01.2002 | АРХИВ | 4м. 35 c. | 266

Камчатскому крабу можно слагать оды: это уникальное сокровище дальневосточной ихтиофауны. На международном рынке его деликатесное мясо ценится очень высоко. Промысел этого краба строго ограничен. А в период его линьки и вовсе запрещен.

Однако браконьеры в предвкушении больших барышей идут на риск. В прошлом году, например, пограничники, сотрудники Ванинского отдела по борьбе с организованной преступностью и инспекции по охране морских биологических ресурсов задержали несколько краболовных судов. По каждому факту браконьерства были возбуждены уголовные дела. Но нарушители существующих правил промысла всеми правдами и неправдами стараются уйти от ответственности. И тут уместно рассказать об одном таком случае.

Краболовное судно «Гиляк», приписанное к сахалинскому морскому порту Невельск, было задержано в районе полуострова Сюркум примерно в ста пятидесяти километрах от берега во время незаконного промысла камчатского и так называемого синего краба, имеющего на международном рынке особо высокую цену. Задержание траулера было похоже на сюжет крутого детектива с преследованием в течение нескольких часов, с предупредительной стрельбой из боевого оружия. Наконец пограничный корабль заставил «Гиляка» остановиться. Кадры оперативной видеосъемки запечатлели картины того, как во время погони экипаж «Гиляка» что-то торопливо выбрасывал за борт. Название судна было прикрыто брезентом. Таможенные документы свидетельствовали о том, что граница России для выхода траулера «Гиляк» за ее пределы закрыта. Но судно стремилось уйти из пределов наших территориальных вод. На вопрос, на каком основании траулер находился в этой запрещенной для свободного плавания зоне, капитан судна Роман Долбня ответил, мол, у нас серьезно поврежден двигатель, идем на Сахалин ремонтироваться. Это был, как говорится, на глупого рассказ, потому что «Гиляк» в течение нескольких часов уходил от погони на предельной скорости.

На борту «Гиляка» было обнаружено 267 крабовых ловушек, специальные банки с наживкой, а в производственных цехах и холодильных камерах - 432 ящика с варено-морожеными конечностями камчатского краба и 29 ящиков краба синего. Причем вся тара была промаркирована японскими иероглифами. Всего на этом траулере находилось три тонны 227 килограммов деликатесной продукции, то есть, выражаясь юридическим языком, «в особо крупных размерах». А на фирменных упаковочных коробках, обнаруженных на судне, была и графа, в которой должны после упаковки указывать вид краба. Она оказалась незаполненной. Почему?

Специальные разрешительные билеты дают право на промысел так называемого красного краба-стригуна. Он значительно мельче камчатского и синего крабов, стоимость его на международном рынке гораздо ниже, а вылов сопряжен с большими трудностями, поскольку обитает маленький красный краб на больших глубинах. Как говорится, хлопот много, а удовольствия никакого. В нашем же случае и протоколы задержания, составленные в присутствии понятых, и кадры оперативной видеосъемки подтверждают, что в цехах и холодильниках «Гиляка» находились именно камчатский и синий крабы. Пиратскую добычу изъяли и поместили в портовый холодильник, а судно поставили к причалу. Делом занялись таможня и транспортная прокуратура Ванинского района.

Следствие было поручено Александру Садчикову. (Напомним, что он ввел следствие в заблуждение и по делу авиакатастрофы вертолета МИ-2, которое он благополучно провалил. - Ред.) И вот тут-то в этой истории начинают происходить некоторые странности.

Закон требует, чтобы подтверждение тому, что в изъятых коробках находился такой-то вид продукции, дал эксперт-ихтиолог. Такой специалист был приглашен. И он неожиданно дает заключение, что на борту «Гиляка» был красный краб-стригун, а не камчатский и не синий. Специалист на глазах у всего честного народа выдает черное за белое. Если это принять, то, следовательно, нет преступления. «Гиляка» нужно отпускать с миром. В заведенном уголовном деле отсутствует документ, подтверждающий, что следователь транспортной прокуратуры Садчиков предупредил эксперта-ихтиолога об ответственности за дачу ложных показаний. Это довольно серьезное упущение.

А тем временем с тремя с лишним тоннами варено-мороженого краба происходит поистине волшебное превращение. Уже несколько лет в Ванино существует торговая фирма «Альтернатива-ДВ». Она занимается реализацией конфискованного товара, в том числе морепродуктов и рыбы. Именно ей и передали для продажи продукцию траулера «Гиляк». Согласно документам - это 461 коробка краба... камчатского. (Позвольте, но ведь эксперт-ихтиолог засвидетельствовал, что на судне находился красный краб!) «Альтернатива-ДВ» передает конфискованную продукцию Советско-Гаванскому леспромхозу, а тот, в свою очередь, - японской компании «Хоро-Кикоку Ко LТД». Еще раз заметим, что во всех документах торговых сделок речь идет о камчатском крабе, а не о красном, как утверждает специалист. Причем официальная экспертиза комиссионно по этому делу не проводилась вообще. Как бы там ни было, а крабы попали к японцам, то есть в те «руки», для которых их и промышляли.

Ну а что же с вышедшим из строя двигателем траулера? Для его «освидетельствования» был приглашен эксперт Советско-Гаванской торгово-промышленной палаты Валерий Хорев, по образованию инженер-автомобилист. И он дал заключение, что двигатель «Гиляка» действительно неисправен. Это в среде опытных людей вызвало ехидное недоумение. Ведь мощный судовой двигатель и мотор автомобиля - суть совершенно разные вещи. Ведь не зря же судовой двигатель обслуживают четыре механика, инженер-электромеханик и пять мотористов. Это довольно сложный механизм, который от обслуги требует специальных знаний и основательной подготовки. И очень странно, что дать заключение по технической части уголовного дела поручили человеку, явно в этом не компетентному.

Соединив концы, которые никак не сходились, следователь транспортной прокуратуры выносит постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления. Но ванинский транспортный прокурор Михаил Нестеренко посчитал, что дело прекращено по надуманным основаниям, и отменил постановление следователя Садчикова. И тот рассудил, что для него лучший выход из положения - уволиться из прокуратуры. Что он и сделал.

А для расследования этого уголовного дела создана специальная следственная группа, которая решительно настроена довести его до суда. Правда, проводить заново экспертизы придется только на основании имеющихся документов, поскольку главный вещдок - три тонны 227 кг камчатских и синих крабов вкушают японские гурманы.

Только по линии Ванинской инспекции по охране морских биологических ресурсов ущерб, нанесенный экипажем «Гиляка» государству, составляет 100 тысяч долларов. Если же будет доказана попытка контрабандного вывоза ценного товара за границу, эта сумма возрастет в несколько раз.

Несмотря на многочисленные вызовы и повестки, капитан траулера «Гиляк» Роман Долбня в прокуратуру не является. Поэтому принято решение о его принудительной доставке.

Игнорирует прокурорские повестки и владелец судна - генеральный директор ЗАО СП «Каниф Интернешнл» Дмитрий Пашов, депутат Законодательной думы Сахалинской области.

Кстати, против бывшего следователя Ванинской прокуратуры Александра Садчикова возбуждено уголовное дело. Возможно, его роль и в расследовании дела о гибели хабаровских журналистов 2 июня 2001 года тоже будет рассмотрена.

Ольга Демиденко. Ванино.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов