Наш жилкомхоз самый жилкомхозистый в мире
Хабаровское управление ЖКХ в очередной раз приступило к реформе. Создана рабочая группа, в которую включены различные специалисты, председатели товариществ собственников жилья и т.д. Какие животрепещущие вопросы рассматривает эта группа, мне неизвестно. Но явно не вопрос участия в реформах частника - того необходимого звена, которое реально способно облегчить людям жизнь.
И не рассматривает потому, что это - срез конкуренции. Никто не спорит: ЖЭУ в городе должно быть столько, сколько торговых палаток. Но опыт показывает: чиновнику ближе к телу своя рубашка - ведомственная. А потому частник на этот рынок в ближайшее время не пробьется. Задавят! Как задавили нас.
Очень показателен в этом смысле опыт реализации коммерческого проекта «Частный бизнес в сфере ЖКХ», который я и молодые энтузиасты попытались претворить в жизнь. Проект участвовал в общегородском конкурсе «Ярмарка социальных проектов», а непосредственную апробацию проходил с августа 2000 года по январь 2002 года.
Теперь все позади. Новое не только не было принято городскими структурами, но и уничтожено не без их помощи. Хотя и не сразу. Потому я и хотела бы рассказать об «этапах большого пути».
На первом периоде проекта частная фирма «Управленческое консультирование и защита интересов граждан» разработала реальный договор подряда, изучила процесс приема-передачи жилого фонда, оформила «Акт фактического технического состояния жилого фонда», проанализировала платеже-способность квартиросъемщиков. А дома нам достались не элитные: три дома со стопроцентным износом инженерных систем и оборудования. 177 квартир, 400 жителей, 366 льготников.
На втором этапе мы занялись исследованием реальной себестоимости жилищно-коммунальных услуг (хронометраж трудозатрат, поиск оптимальных решений в организации выполнения работ с учетом затрат по материалам, налогам). Одновременно изучали систему взаимоотношений с монополистами (электроэнергия, водо- и теплоснабжение, вывоз мусора и т.д.).
На этом этапе уже возникло напряжение в наших отношениях с заказчиком - муниципальным унитарным предприятием «Служба заказчика-2». Практика показала, что служба заказчика не соответствует своим функциям, а стало быть, и не способствует эффективному обеспечению сохранности жилого фонда. Законные требования частника только вызывали раздражение руководства МУП.
Я просто видела страх перед прозрачностью тарифов и денежного потока, поступающего от квартиросъемщиков. Отсюда - сопротивление, игнорирование предложений по внедрению новых методов в управлении, планировании, договорных отношениях. Отсюда желание любыми методами избавиться от договорных отношений с частной фирмой.
Этот отрицательный опыт реформирования нам не удалось преодолеть даже на уровне городского руководства. С сентября 2001 года отношения МУП с частником перешли в плоскость открытого протеста и выдавливания его с рынка жилья. Надо полагать, делалось это не без поддержки ответственных чиновников районного и городского звена.
Ответственный период подготовки к зиме осложнился для фирмы отказом службы заказчика финансировать приобретение необходимых материалов и таких мероприятий, как установка дверей в подвальном помещении, утепление розливов, замена запорной арматуры... В октябре служба заказчика перестала финансировать техническое обслуживание вообще, убеждая, что частник получил все, что запланировано. Анализ движения квартплаты показывал обратное. И это уже не фарисейство чиновников. Это норма функционирования коррумпированной системы. Частник полностью зависит от чиновника. Его покладистость, благодарность в виде реальных материальных благ очень важны для чиновника. Потому и желания что-либо менять у него нет.
К примеру, заказчик имеет в штате домоуправов. Получая зарплату от работодателя, домоуправ работает в интересах заказчика. Источником же заработной платы заказчика является оплата квартиросъемщиком услуг. Следовательно, домоуправ должен защищать интересы потребителя услуг - получать заработную плату от него напрямую или от органа, имеющего с ним договорные отношения. Потому для упорядочения отношений следовало бы не раздувать штаты служб заказчика, а создать институт домоуправов. В любой организационно-правовой форме, в том числе и в форме муниципального учреждения. Институт, не зависимый от заказчика и органов управления. Это должна быть полностью самостоятельная структура, которая готовила бы кадры для работы на жилмассиве.
К сожалению, и эти идеи повисли в воздухе.
Т. ЯРОСЛАВЦЕВА.