поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

По рейтингу рассчитайсь!

01.02.2002
Просмотры
296

Рейтингов телеканалов в Хабаровском крае нет. Как и исследовательских агентств, которые их составляют. Причины объективны: местных телекомпаний - раз-два и обчелся, рынок телерекламы по сравнению со столичным слишком мал. Услуги же рейтинговых агентств с репутацией недешевы.

Какие-то обзоры популярности время от времени проводятся социологами, и не только. Иногда по заказу той или иной телекомпании - соответственно какая из них заказала «исследование», та и лидирует в списке. За последние несколько лет на информационно-справочном сервере «Хабаровск» (www.khb.ru) периодически проводились опросы популярности того или иного канала, информационных телепередач, радиостанций. Но Интернет-аудитория слишком специфична и немногочисленна, чтобы на нее ориентироваться. О телевизионных предпочтениях основной массы жителей края можно лишь строить предположения с той или иной степенью достоверности.

Между тем, в центральных СМИ периодически идет ссылка на рейтинг того или иного канала или передачи. На федеральном уровне рейтинговые исследования телеканалов проводятся с 1994 года и сейчас являются для рекламодателей чем-то вроде ежедневного курса валют на ММВБ. Неудивительно, ведь реклама, размещенная в передаче, которую смотрит больше людей, будет более эффективной. Измерения рейтинга проводит подразделение авторитетнейшего американского института Гэллапа «Гэллап-медиа Россия».

Звучит неубедительно, но это действительно так: телевизионный рейтинг составляется на основе пристрастий 1650 семей, набранных по методу случайной выборки. Сами измерители рейтинга на вопрос: а не маловато ли для 150-миллионной страны, отвечают, что с определенного уровня рост объема выборки не увеличивает достоверности.

Когда-то рейтинги делались по дневниковым панелям: человек тщательно записывал в дневник, когда включил телевизор, на какой канал переключил его и когда именно. Сейчас используются так называемые электронные учетчики, которые подключаются к телевизору. Каждый член семьи получает по специальному дистанционному пульту. Его обладателю нужно лишь не забывать нажимать кнопку, когда он уходит, скажем, на кухню за чаем. Раз в сутки информация со всех 1650 учетчиков поступает на центральный компьютер, сопоставляется с телепрограммой - так составляется картина телевизионного дня каждого участника исследований.

Несмотря на вполне профессиональный подход к делу, объективность рейтингов внушает определенные сомнения, как, впрочем, и любое социологическое исследование. Например, по Москве выборка имеет более высокий интеллектуальный уровень, чем в целом по стране. Да и вообще, образовательный ценз добровольцев, согласившихся участвовать в исследовании, выше, чем это должно быть в реальности. Соответственно, это отражается и на выборе телепрограмм для просмотра. Рейтинговые компании соглашаются с этим, говоря, что заполучить согласие человека на участие в исследовании не просто. И более охотно согласны на сотрудничество люди образованные.

Кроме того, по незнанию или намеренно, при обнародовании результатов частенько одно понятие подменяется другим, в результате чего картина популярности выглядит искаженной. К примеру, могут перепутать долю канала и его рейтинг или дать какие-то цифры и не уточнить - общероссийский ли это рейтинг или московский. Слишком большие деньги стоят на кону, чтобы быть полностью уверенным в объективности информации.

В последние месяцы безоговорочным лидером телерейтингов стал канал ОРТ. Это не является неожиданностью, первый канал всегда претендовал на звание «первого среди первых», и сейчас, когда старую энтэвэшную команду разогнали окончательно, его позиции упрочились как никогда. В будние дни доля ОРТ по стране равна сумме трех долей каналов-конкурентов. В выходные его лидерство не такое заметное, но и оно очевидно.

Дмитрий Кошевой.