поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Срывали пломбы и замки лихие МПС стрелки

08.02.2002
Просмотры
260

Этот скандал разгорелся осенью прошлого года. В начале нынешнего он окреп и скоро уже выльется в десятки уголовных дел. А произошел он в славной епархии ДВЖД и отодвинул там на второй план даже снятие с должности главы МПС Аксененко. Дело в том, что Дальневосточное УВД на транспорте в течение каких-то считанных месяцев задержало, арестовало, привлекло к ответственности более сорока человек за хищения грузов на станции Хабаровск-II. Были бы чужие люди, а то ведь в основном свои - железнодорожники...

Как говорит Виктор Левчук, начальник отдела по борьбе с хищениями грузов ДВ УВД на транспорте, еще прошлой весной участились кражи из вагонов и контейнеров по всему Дальнему Востоку. Число их в 2001 году по сравнению с предыдущим выросло более чем вдвое. Были тому объективные причины: грузопоток по магистрали заметно вырос. Но была, видимо, и одна субъективная, заставившая подозревать, что где-то у нас работает профессиональная преступная группировка. Главный вопрос: где? Вагоны с поврежденными пломбами и разворованным товаром приходили и во Владивосток, и в Уссурийск, и в Комсомольск... Нужно было перебрать и проанализировать сотни документов по десяткам маршрутов, чтобы понять, в какой точке они пересеклись с воровской группой. Поэтому лишь спустя продолжительное время на горизонте начала все четче прорисовываться такая точка - станция Хабаровск-II.

Разумеется, при первых же подозрениях сыщики обратились за поддержкой и помощью к своим коллегам из ведомственной охраны ДВЖД. Те лишь развели руками. Информация же о том, что и где копает УВД на транспорте, утекла: те, кто воровал, стали очень осторожны. Это не могло не сказаться на скорости следствия. Но кто же тогда мог подумать плохо об этих мужественных людях, круглосуточно охранявших Хабаровск-II от преступных посягательств!

Первый звонок, тем не менее, прозвенел темной августовской ночью, когда на станции «Ветка-пристань» с поличным взяли воров, переливавших из цистерн нефтепродукты в личную тару. В задержанной группе из девяти человек шестеро оказались работниками ДВЖД, в том числе двое - местными охранниками. Ребята брали по 500-1000 рублей за один пропуск воровской машины на охраняемую ими же территорию. И еще они жаловались, что их мало, что не могут противостоять обнаглевшим разбойникам...

К тому времени сыщики уже и сами поняли, что неладные дела творятся на станции Хабаровск-II. И простейшая логика подсказывала: шалят на ней свои люди.

Есть в детективе такое понятие, как «преступление в запертой комнате». Все, кто в ней находится на момент, скажем, кражи, автоматически становятся главными подозреваемыми. Станция Хабаровск-II была и есть запертой комнатой. Никто кроме сцепщиков вагонов и охраны не может проникнуть в этот лабиринт рельс и вагонов, ждущих часа своей отправки. Узок оказался круг подозреваемых...

Что касается стрелков, то они дежурили на станции посменно - по 12 часов через сутки или двое по графику. Всего в четыре смены. Вначале сыщики думали, что воровством там занимается одна смена охраны, максимум - две. Когда же провели более глубокий анализ, сравнили время хищений с графиком дежурств - волосы чуть дыбом не встали: все четыре смены, получалось, вместо охраны воровали практически круглосуточно, без перерывов на обед и отдых.

Брать их решили не всех сразу, осторожно, чтобы не насторожить остальных.

Первой не повезло группе, специализирующейся на кражах ГСМ. Ее взяли с поличным в ночь с 20 на 21 ноября. Перед лицом следователей, таким образом, предстали четыре жителя поселка Николаевка. Они на личном автотранспорте с канистрами по 35 литров приехали (заметим, не в первый уже раз) из ЕАО на станцию, где их, как оказалось, «хлебосольно» встречал земляк-охранник и местный же сцепщик вагонов. В ту ночь николаевцев поймали с 510 литрами 92-го бензина. А судя по еще пустым емкостям, они могли вывезти тонну. Больше, видимо, просто не позволяла грузоподъемность личного автотранспорта.

После этой операции работники УВД на транспорте подтвердили свои самые худшие подозрения по поводу того, кто им на самом деле противостоит...

Между прочим, до первого июля тех, кто охранял Хабаровск-II, называли по старинке вохровцами, но приказ по МПС эту службу переименовал. Называться они стали красиво - стрелки ведомственной охраны МПС. В их числе на станции Хабаровск-II трудились, в основном, молодые, 25-30 лет, парни, сформировавшиеся, как говорится, морально и физически после перестройки. Все крепки, как на подбор. У каждого в кобуре верный пистолет ТТ.

У сотрудников отдела Виктора Левчука на вооружении пистолеты «Макаров». Если и те, и другие встретились бы ночью на станции, могло дойти до перестрелки. Ведь все по долгу службы имели право открыть огонь. Одни - как охранники своей ведомственной территории, другие - как оперативники, которым оказывают сопротивление. Поэтому сотрудники милиции решили не рисковать. И это значительно увеличило сроки следствия. Конечно, проще было бы задерживать подозреваемых именно с поличным. Но пришлось искать другой путь - долго и кропотливо собирать доказательную базу, работая не пистолетами, а головой. По схеме: нашли, задержали - следующий...

Получалось так: возвращается смена с дежурства, а ее уже ждут. Сдавайте, говорят, оружие и добро пожаловать в кабинет следователя. Там большая часть стрелков, ознакомившись с обвинениями и доказательствами, моментально раскаявшись, начинала сотрудничать со следствием в расчете на смягчающие вину обстоятельства.

В результате только за ноябрь и декабрь прошлого года ДВ УВД на транспорте остановило пять преступных групп, действовавших на территории станции Хабаровск-II. Общая их численность - более 40 человек. Костяк всех группировок составляли 15 стрелков ведомственной охраны МПС, причем не только рядовые, но и начальники смен. Работали они, как оказалось, дружно и квалифицированно. Случалось, что одна смена вскрывала вагон, забирала часть груза, а затем передавала его на разграбление следующей смене. Брали все - от ГСМ и автомобильных запчастей до сигарет и продуктов.

Кроме стрелков, в преступных группах были и восемь составителей вагонов станции Хабаровск-II. Вначале они, говорят, лишь с завистью наблюдали, как доблестная охрана таскает мимо них коробки, мешки и сумки. Но зависть - плохое чувство. Поэтому стрелки решили с ним бороться и начали понемногу делиться. Перетаскают, например, на свой пост добычу и пригласят: берите, мужики, кому что нужно. Кто же от такого откажется? Так и увлеклись...

Закончилось все это массовым увольнением работников станции Хабаровск-II после, разумеется, милицейских задержаний и внутриведомственного служебного расследования. «Слетела голова» руководителя охраны станции. А вакантные места стрелков заняли новые люди, такие же крепкие и с пистолетами ТТ в кобуре. Искать замену, говорят, долго не пришлось. Зарплата у стрелков в 1,5-2 раза выше, чем у обычных сотрудников милиции. Но остановить от воровства новых стрелков должна не она, а печальный пример их предшественников. Вот только остановит ли? Ведь писали мы не раз о подобных случаях на железной дороге и десять лет назад, и в прошлом году. После каждого такого ЧП те, кому положено, проводят совещания и принимают меры. Проходит время, и все начинается по новой. Что же тогда делать? На этот вопрос один из сотрудников милиции, занимавшихся этим делом, ответил: тем, кто честно работает, надо хорошо платить, а тех, кто ворует, ловить и сажать. В общем, со времен Глеба Жеглова ничего нового мы в этом плане не придумали...

Виктор ИЛИН.