Сначала была телега под парусом, а потом - дельтаплан
Почти каждые выходные в небе над Хабаровском кружат дельтапланы. Рассекая воздух и схватывая попутный ветер, крылатые машины мчатся над замерзшим Амуром. Любопытный наблюдатель, следящий за немыслимыми виражами, вертя головой из стороны в сторону, нет-нет, а присвистнет: во дают ребята!
Но мало кто догадывается, что у самих «ребят», взмывших в небо, солидные должности, седеющие виски и уже давно взрослые дети. Просто так случилось в жизни, что сумели они поймать свой кураж, превратив юношескую мечту в реальность.
Наверное, в детстве Сергею Анпилогову очень нравился миф о бесстрашном Икаре. А иначе, чем объяснить непреодолимую тягу к моделированию различных механизмов, небывалое усердие и терпение, которые он проявлял, создавая новый технический шедевр. Правда, сначала мальчишеской фантазии хватало лишь на самодельные самострелы и арбалеты, за них Анпилогову крепко доставалось от родителей. Зато когда Сергей вместе с двоюродным братом смастерил настоящую телегу на деревянных колесах... под парусом и даже попробовал на ней взлететь, отец успокоился.
- Это он в тебя пошел, - шутили знакомые пилоты, - династию-то продолжать надо.
Вряд ли тогда Анпилоговы думали, что намерения у сына серьезные - какой мальчишка не мечтает покорить небо?! Но страсть к моделированию только приветствовали. И не удивились, когда сын выбрал профессию летчика.
Зато после окончания летного училища удивляться и приспосабливаться пришлось уже собственному семейству Сергея Петровича. Потому как иногда их двухкомнатная квартира превращалась в маленький ангар, где под стук молотка, жужжание дрели и беспокойное недовольство соседей из мини-мастерской выкатывался вездеход. А чуть позже - настоящее «крыло Рогалла».
- Когда увидел такой аппарат в документальном фильме, сразу же захотелось самому сделать, конструкция вроде простая, - вспоминает Сергей Петрович. - Сделал. Даже несколько раз прыгал с ним, но гор-то у нас нет, подумал, что следующий аппарат должен сам летать.
Друзья-летчики только диву давались, неужели тебе небо не надоело из кабины самолета наблюдать, ведь часто же летаешь. А Анпилогов, будучи командиром корабля современного лайнера ИЛ-62, все не унимался:
- Это совсем другое. Там помещение закрытое, ощущение полета просто теряется.
Свой первый настоящий дельтаплан Анпилогов строил лет десять. Сначала искал аппарат своей мечты у увлеченных дельта-планеристов в клубе «Хабар».
- В то время школа дельта-планеризма в краевом центре сильная была, многие дельтапланеристы стали кандидатами в мастера спорта, ездили на соревнования, - вспоминает он. Захотелось тогда ему посмотреть, как он сконструирован, технические характеристики изучить. - По случаю побывал даже в Москве на слете сверхлегкой авиации в Тушино, пересмотрел там массу современных моделей. Купить тогда это было невозможно, а иметь хотелось. Пришлось самому чертить чертежи, искать и заказывать материалы, и только затем браться за дело, - вспоминает он.
Первые испытания мотодельтаплан собственной конструкции прошел в 1994 году на аэродроме в Гаровке, еще года два Сергей Анпилогов доводил его до ума, а уже с 1997 года над Хабаровском взлетел самый настоящий двухместный аппарат. Первым пассажиром стала семилетняя дочь Марина.
Вот уже несколько лет в хорошую погоду каждые выходные Анпилогов летает вместе с друзьями. Зимой - над Амуром, летом - в районе Воронежа. Таких бесшабашных мужиков, в душе оставшихся мальчишками, на побережье Амура человек шесть собирается, причем слетаются все к месту встречи на своих крыльях, как орлы. Такой вот своеобразный клуб по интересам получается. Мотодельтаплан в воздухе скорость до 70 километров в час развивает - экзотика! Анпилогов говорит, что ощущения от полета фантастические. Даже друг Сергея Петровича, отлетавший 20 тысяч часов на самолете, это признал, когда полетал с ним над рекой. А когда он перевез его на другой берег на дачу, так вообще оценил все преимущества этого вида транспорта.
Правда, Анпилогов на большие расстояния летает неохотно, хотя горючки в бак его аппарата входит много - до Троицкого спокойно можно дотянуть.
- Вот только не везде есть удобные места для посадки, вокруг города местность больше кочковатая, лесистая. А так и расшибиться недолго, - говорит он. - Хотя у нас безопасность полетов на первом месте. Да и за штурвалом только опытные сидят. Новички-стажеры около года в кресле пассажира летают.
Сейчас у добровольного сообщества на ходу четыре дельтаплана, хабаровчане уже к их полетам, похоже, привыкли. Сергей Петрович говорит, что скоро возродят к жизни еще одну крылатую машину, соберут своими руками.
Неспроста многие иностранцы, общавшиеся с Анпилоговым, не скрывали своего удивления и восхищения. Очень просили прокатить. Оно и понятно, такие машины за границей от 10 тысяч долларов стоят, там миллионеры не прочь на них свои нервы проверить, а здесь обычные хабаровчане такие аппараты сами делают и гоняют. Вот и пойми этих русских!
Наши же, если честно, этим «ребятам» завидуют. Но не потому, что умеют они так спокойно и бесшабашно летать в небе над городом, хотя и этому тоже. Скорее, просто потому, что редко встречаются среди нас люди, способные детскую мечту о полете сделать реальностью.
Анна Волынцева.