Одни держатся за рубильник, другие - за решения суда

16.02.2002 | АРХИВ | 2м. 40 c. | 233

По-интеллигентски эта ситуация называется форс-мажорной. А создали ее люди, которые сами же и страдают. Особая пикантность этого парадокса состоит в том, что в клинч (это в боксе, когда бойцы захватывают руки друг друга и при этом еще и стараются мутузить один другого) вошли два монопольных ведомства - железнодорожное и энергетическое. Две отрасли производства, которые одна без другой не могут существовать.

Энергетикам железная дорога нужна как транспортный конвейер для доставки топлива, а железнодорожникам энергосистема - как источник питания. Не нужно иметь особо пылкого воображения, чтобы представить, что произойдет (а зачастую и происходит), если энергетики обесточат какой-то участок дороги. В итоге сами же и пострадают: электростанции не получат топлива.

Но энергетики упрямо твердят, что железнодорожники не платят им за потребленную энергию. Железнодорожники в арбитражных судах доказывают (и, по их словам, им удается отстаивать свою правоту), что к злостным неплательщикам их нельзя причислять.

Начальник службы электрификации и энергоснабжения Дальневосточной железной дороги Леонид Лецкин возмущен:

- Службы акционерного общества «Хабаровскэнерго» через средства массовой информации распространили сведения, что мы не выполняем обязательства и не стремимся разрешить конфликт. Это совсем не так. Приведенные ими цифры не соответствуют действительности. Энергосбыт уведомляет нас, что мы задолжали им один миллиард триста тридцать миллионов рублей. Эти спорные вопросы мы решали через арбитражный суд. И практически все состоявшиеся суды мы выиграли.

Начальник энергетической службы дороги утверждает, что по договору за энергию они должны платить подекадно, что дорога и старается выполнять. Но иногда случаются задержки на двое, от силы трое суток. И при малейшем сбое в платежах энергетики тянутся к рубильнику.

Действия энергетиков объяснить нетрудно: из-за плохого поступления средств за электроэнергию они не могут закупить вовремя топливо и поддерживать работу электростанций в надежном режиме. Но железнодорожники считают, что причины необоснованных претензий к ним энергетиков просматриваются очень прозрачно. Ведь дорога - один из крупнейших потребителей электроэнергии, ее платы за энергию исчисляются миллионами. И чем с кого-то собирать по крохам, можно одним махом получить круглую сумму. Однако, как выражались в прежние времена на официальном языке, это «узковедомственный подход». Сегодня такие действия не только наносят урон экономике, но и вообще опасны. Ведь до большой беды может довести ситуация, когда на железной дороге окажутся обесточенными все системы сигнализации, управления, оповещения и так далее. В прошлом году по вине энергетиков «Хабаровскэнерго» на несколько часов останавливалось движение поездов на хабаровском участке Транссиба. Подсчитаны немалые убытки, которые понесла дорога. Но подсчитать издержки грузоотправителей и грузополучателей, нервотрепку тысяч пассажиров невозможно.

Конечно, взаимоотношения производителей электроэнергии и потребителей ее были бы раз и навсегда отрегулированы, если бы существовали нормативные документы энергопотребления. Но их нет. Значит, нужно создавать автоматизированную систему учета электроэнергии. Но партнеры, которые, казалось бы, самой судьбой навечно соединены, никак об этом договориться не могут. Даже втянули в свой спор отделы и департаменты РАО «ЕЭС России», Министерства путей сообщения, Госстандарта. И все без проку. А тем временем Энергосбыт по некоторым участкам дороги предъявляет к оплате счета, в пять-шесть раз превышающие стоимость действительно потребленной электроэнергии.

На железной дороге есть участки и объекты, которые лишать электроснабжения недопустимо. Например, если отключить тяговые подстанции в Аване и Бикине, то движение по всей Дальневосточной железной дороге, а там, как по эстафете, и на участках Транссиба в Забайкалье и Сибири, будет остановлено. Такую угрозу железнодорожники считают вполне реальной. Конечно, у них в запасе есть вариант: использование дизельных тепловозов. Но на это уйдет много времени. И от перехода на старый вид тяги никто не выиграет. Напротив, урон понесут и железная дорога, и энергетики, которые не получат плату за неиспользованную продукцию. Неужели кому-то хочется довести ситуацию до абсурда?

Леонид ФЕДОРОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов