поиск
22 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Одни держатся за рубильник, другие - за решения суда

16.02.2002
Просмотры
253

По-интеллигентски эта ситуация называется форс-мажорной. А создали ее люди, которые сами же и страдают. Особая пикантность этого парадокса состоит в том, что в клинч (это в боксе, когда бойцы захватывают руки друг друга и при этом еще и стараются мутузить один другого) вошли два монопольных ведомства - железнодорожное и энергетическое. Две отрасли производства, которые одна без другой не могут существовать.

Энергетикам железная дорога нужна как транспортный конвейер для доставки топлива, а железнодорожникам энергосистема - как источник питания. Не нужно иметь особо пылкого воображения, чтобы представить, что произойдет (а зачастую и происходит), если энергетики обесточат какой-то участок дороги. В итоге сами же и пострадают: электростанции не получат топлива.

Но энергетики упрямо твердят, что железнодорожники не платят им за потребленную энергию. Железнодорожники в арбитражных судах доказывают (и, по их словам, им удается отстаивать свою правоту), что к злостным неплательщикам их нельзя причислять.

Начальник службы электрификации и энергоснабжения Дальневосточной железной дороги Леонид Лецкин возмущен:

- Службы акционерного общества «Хабаровскэнерго» через средства массовой информации распространили сведения, что мы не выполняем обязательства и не стремимся разрешить конфликт. Это совсем не так. Приведенные ими цифры не соответствуют действительности. Энергосбыт уведомляет нас, что мы задолжали им один миллиард триста тридцать миллионов рублей. Эти спорные вопросы мы решали через арбитражный суд. И практически все состоявшиеся суды мы выиграли.

Начальник энергетической службы дороги утверждает, что по договору за энергию они должны платить подекадно, что дорога и старается выполнять. Но иногда случаются задержки на двое, от силы трое суток. И при малейшем сбое в платежах энергетики тянутся к рубильнику.

Действия энергетиков объяснить нетрудно: из-за плохого поступления средств за электроэнергию они не могут закупить вовремя топливо и поддерживать работу электростанций в надежном режиме. Но железнодорожники считают, что причины необоснованных претензий к ним энергетиков просматриваются очень прозрачно. Ведь дорога - один из крупнейших потребителей электроэнергии, ее платы за энергию исчисляются миллионами. И чем с кого-то собирать по крохам, можно одним махом получить круглую сумму. Однако, как выражались в прежние времена на официальном языке, это «узковедомственный подход». Сегодня такие действия не только наносят урон экономике, но и вообще опасны. Ведь до большой беды может довести ситуация, когда на железной дороге окажутся обесточенными все системы сигнализации, управления, оповещения и так далее. В прошлом году по вине энергетиков «Хабаровскэнерго» на несколько часов останавливалось движение поездов на хабаровском участке Транссиба. Подсчитаны немалые убытки, которые понесла дорога. Но подсчитать издержки грузоотправителей и грузополучателей, нервотрепку тысяч пассажиров невозможно.

Конечно, взаимоотношения производителей электроэнергии и потребителей ее были бы раз и навсегда отрегулированы, если бы существовали нормативные документы энергопотребления. Но их нет. Значит, нужно создавать автоматизированную систему учета электроэнергии. Но партнеры, которые, казалось бы, самой судьбой навечно соединены, никак об этом договориться не могут. Даже втянули в свой спор отделы и департаменты РАО «ЕЭС России», Министерства путей сообщения, Госстандарта. И все без проку. А тем временем Энергосбыт по некоторым участкам дороги предъявляет к оплате счета, в пять-шесть раз превышающие стоимость действительно потребленной электроэнергии.

На железной дороге есть участки и объекты, которые лишать электроснабжения недопустимо. Например, если отключить тяговые подстанции в Аване и Бикине, то движение по всей Дальневосточной железной дороге, а там, как по эстафете, и на участках Транссиба в Забайкалье и Сибири, будет остановлено. Такую угрозу железнодорожники считают вполне реальной. Конечно, у них в запасе есть вариант: использование дизельных тепловозов. Но на это уйдет много времени. И от перехода на старый вид тяги никто не выиграет. Напротив, урон понесут и железная дорога, и энергетики, которые не получат плату за неиспользованную продукцию. Неужели кому-то хочется довести ситуацию до абсурда?

Леонид ФЕДОРОВ.