Проверки на дорогах
Поставить рекорд скоростной езды нам в этот день явно не грозило: сразу за Хабаровском трасса оказалась окутана туманом. Пробираться сквозь пелену можно было чуть ли не на ощупь. Оставалось только позавидовать автомобилистам, уверявшим, что до Комсомольска-на-Амуре можно добраться часов за пять-шесть.
Всем еще памятны времена, когда самым удобным маршрутом в город юности считался вовсе не автомобильный, а железнодорожный транспорт - одна ночь в скором фирменном поезде, и ты на месте. Положение изменилось, как только автомобиль стал для нашего народа на самом деле не роскошью, а средством передвижения. Теперь иномарки и тяжелые «фуры» добираются не только до Комсомольска и Амурска, но и до Ванино, Сахалина.
И вот первая наша остановка.
Владимир, водитель рефрижератора, одиноко приткнувшегося к обочине, немногословен. Удается выяснить, что сам - хабаровчанин, возит груз с Сахалина без сменщика и потому более полутора суток без сна. Но если отправляться в поездки с напарником, много не заработаешь.
Оживление на автотрассах предполагает и развитие соответствующего сервиса для водителей и пассажиров.
- Какой там сервис! Отправляясь в рейс, загружаешь все, что только может понадобиться в пути. Водители живут в машине, - объясняет Владимир. - На основной трассе еще можно подкрепиться и подремонтироваться, а от Лидоги до Ванино - не то что автосервиса или закусочной, ни одного придорожного киоска с хлебом или сигаретами не встретишь. Те, кто отправляется по этому маршруту не первый раз, знают, что их ждет в пути...
Другие водители, с которыми нам удалось пообщаться в пути, отмечали, что как раз на таких опасных и необжитых маршрутах как нигде проявляется шоферская солидарность: каждый понимает, что сам может оказаться в ситуации, с которой самостоятельно не справиться.
- Конечно, у нас здесь не то, что на дороге во Владивосток, там и движение интенсивнее, и сервис, соответственно, другой. Но зато у нас и поспокойнее... - уверяли нас уже автоинспекторы на посту ГИБДД у поселка Маяк. - Cамое напряженное движение - во время путины, а сейчас на дороге, можно сказать, самое затишье, особенно в дневное время. Видимо, коммерсанты стараются рассчитать время так, чтобы день уходил на торговлю, погрузку - разгрузку, переговоры с поставщиками, а к вечеру трогаются в путь...
Народ, по словам постовых, следует по маршруту, в основном, один и тот же. Почти о каждой приближающейся машине они могут заранее сказать, кто, откуда и зачем. В этом потоке ежедневно 80 грузовиков с лесом, водитель каждого, предъявив документы и пройдя досмотр, расписывается в журнале. Случаи махрового браконьерства здесь вроде бы не встречаются: если документы не в порядке, водители, оставив лесовоз, отправляются на попутках оформлять их надлежащим образом. Лесовозы на посту, как правило, не застаиваются.
- Здесь спокойно, - уверяет нас начальник поста Алексей Кищенко. - Был, правда, случай, пришлось ловить грабителей. Попросились, как это бывает, чтобы их подвезли, а потом - нож к горлу и в лес. Нож оказался тупой, хозяин автомашины выскочил и к нам. Одного грабителя мы сразу задержали, другой сбежал, но вскоре стал замерзать в лесу и сам пришел на пост сдаваться. В машине еще была женщина, она тоже не сразу нашлась, как выяснилось, боялась отозваться, когда мы ее искали в лесу, запуганная бандитами.
Его беспокоят слухи о том, что и пост этот снова собираются ликвидировать... По рассказам милиционеров, несколько лет назад, когда приняли такое решение, было отмечено резкое повышение преступности в районе: чем меньше проверок на дорогах, тем больше вероятности, что преступник скроется в неизвестном направлении.
Благополучно миновав пост ГИБДД, можно и пообедать. В поселке вдоль дороги сразу несколько кафе, где всегда неплохо готовили.
Закусочные на трассе Хабаровск - Комсомольск - тема отдельная и, надо сказать, довольно грустная. Даже не потому, что их мало. Под Хабаровском различных заведений, где можно перекусить, хватает. Везде в них одинаковый интерьер: длинные столы и деревянные скамьи. А затем километров двести гастрономическое затишье. Но это перетерпеть можно. Проблема в том, что пища, которую подают в большинстве таких закусочных, радости не доставит: цена и качество друг другу, мягко говоря, не соответствуют.
Пассажирам автобусов, курсирующих между Хабаровском и Комсомольском, известны по большей части кафе в Троицком, Маяке и около Лидоги - именно там чаще всего они останавливаются. Рейсов между двумя крупнейшими городами Хабаровского края становится все больше и больше, и пожаловаться на отсутствие посетителей работники дорожного общепита вряд ли могут. Появляются они (посетители), правда, наплывами, но что поделаешь, такова специфика сервиса.
Цены на еду не сильно различаются: салаты в среднем - 5-25 рублей, вторые блюда с гарниром - 20-40 рублей, кофе, чай - около 5 рублей. Практически весь стандартный ассортимент продовольственных ларьков - чипсы, шоколад, напитки - тоже присутствует, причем цены держатся на уровне городских. Почти в каждой закусочной готовят шашлык, но не из баранины - к ней, по словам работников кафе, наш народ не привык, а из свинины. Стоит он относительно недорого - 35-40 рублей. Есть шашлычные, которые держат выходцы из закавказских республик, там цена на популярное в народе блюдо приближается к сотне рублей.
Получив от редакции задание оценить придорожную кухню, уже после третьей закусочной мы заметно приуныли, обеспокоившись за состояние своих желудков. Явно несвежие салаты из кальмаров, разогретые в микроволновке манты из полусырого теста, микропорции пельменей явно не работали на положительный имидж придорожных заведений.
Разочаровавшись в меню придорожных кафе, уже на обратном пути из Комсомольска мы заехали в закусочную недалеко от Селихино купить чего-нибудь в дорогу... и остались там обедать. Почему-то никто из нас не заказал местного борща, слава о котором, как нам потом сказали, идет по всей трассе. Но и другие блюда меню, которых мы отведали, были неплохи. Да и обошелся довольно плотный обед в 35-40 рублей против 50-60 рублей в более близких к Хабаровску закусочных.
Разговорившись с работавшими там девушками, мы, к своему удивлению, узнали, что повар Ирина Павлова - жена героя нашей недавней публикации «Шериф здесь больше не живет» («ТОЗ» от 12 января 2002 г.). Она рассказала, что работают они здесь круглосуточно, а ходить приходится из деревни за три километра. А что делать - другую работу в Селихино найти трудно. Народу не то чтобы много заезжает, но в общем-то хватает. Многое зависит и от погодных условий. Заходят иногда перекусить и местные жители.
Чем дальше на север, тем гуще иней на деревьях и выше сугробы снега на обочине трассы, тем чаще в пути встречаются бригады дорожников на мостах через реки, техника, расчищающая путь автомобилистам. На подъезде к Комсомольску дома вдоль трассы стоят засыпанные снегом до самых крыш - в Хабаровске такого не увидишь.
Но еще больше поражает воображение суровый вид вооруженных автоматами постовых ГИБДД перед въездом в город. Имея некоторое представление об особенностях криминальной жизни Комсомольска, можно было предположить, что для этого есть какой-то особый повод. Но выяснилось, что автомат в руках проверяющего и пристрастный досмотр - дело обычное, и попасть в город, минуя пост ГИБДД, практически невозможно. Самое активное движение и здесь, как нам сказали постовые, в темное время суток: за ночь через пост сейчас проходит сотни полторы машин. Оставалось только недоумевать по поводу того, как умудряются вооружаться местные бандиты или наживать состояния здешние наркоторговцы, если въезд в город под неусыпным контролем.
Вскоре за постом мы не только поняли, но сполна прочувствовали на себе, что дороге пришел конец: ухабы нерасчищенных от снега городских улиц и скользкие мостовые назвать дорогой уже было трудно.
Дмитрий Кошевой,