"Чемодан с мейсенским фарфором остался на таможне"

02.03.2002 | АРХИВ | 6м. 47 c. | 254

Авиарейс Хабаровск - Ниигата готовили к полету в обычном порядке. Пассажиры проходили регистрацию, суетились с багажом, передвигая ближе к стойке сумки и чемоданы. Ничем не выделялся среди них и этот японец, разве что необычным чемоданом, укрепленным по окантовке усилительными металлическими полосами. Этакое подобие сейфа. Пассажир не торопился к регистрационной стойке, неспешно наблюдая предотлетную суету...

Из официальных документов. 11 января 2002 года примерно в 12 часов 50 минут местного времени в зале отлета международного терминала аэропорта на таможенном посту «Аэропорт- Хабаровск» при осуществлении таможенного оформления пассажиров и багажа рейса Н-09 сообщением Хабаровск - Ниигата у гражданина Японии К. были обнаружены предметы 18 наименований в количестве 31 штуки, в том числе 30 декоративных изделий из стекла и фарфора и одно изделие - сувенирный меч (хрусталь). Данные предметы не были задекларированы им в установленном порядке и не предъявлены для таможенного оформления. Учитывая, что изделия являются культурными ценностями, необходимо назначить культуроведческую экспертизу...

Дежурные таможенники, увидев в чемодане аккуратно упакованные предметы, поняли, какой серьезный улов контрабанды оказался в их руках. Пассажир был отстранен от полета, примерно через час в терминал приехали специалисты территориального управления Министерства культуры РФ (ТУМК РФ) по сохранению культурных ценностей. Осмотрев задержанную «коллекцию», они написали заключение о том, что тридцать предметов из тридцати одного являются ценными и попадают под действие закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

С задержанным пассажиром было проведено дознание. Ответив на вопросы, оставив свою «коллекцию» и денежный залог, он вскоре отбыл на родину. Следствием было заведено уголовное дело.

Что у вас, ребята, в рюкзаках?

Что же оказалось в чемодане японского гражданина? Авторитетная экспертная комиссия при территориальном управлении тщательно изучила все задержанные предметы и определила их стоимость почти в 160 тысяч рублей. Начнем со знаменитого мейсенского фарфора - таких предметов здесь оказалось немало.

Немецкий город Мейсен - это колыбель европейского фарфора, этот крупнейший керамический центр на многие годы определил пути развития фарфорового производства не только в Европе, прославился своими технологиями, методами декорирования. Изделия из Мейсена охотно покупала и российская знать, особенно столовые парадные приборы и разного рода украшения. Задержанная в Хабаровске скульптурная композиция «Похищение сабинянки», пожалуй, самая древняя из всех. Родом она из Мейсена, сделана в середине XVIII века на сюжет известного древнегреческого мифа. Обнаженный юноша в наброшенном на плечо лиловом плаще несет полуобнаженную женщину. Модель создана известным мастером И. Кендлером.

Еще одна композиция называется «Музицирование», фарфор с глазурью, золочением, идиллический сюжет: женщина-арфистка играет по нотам, ей помогает мальчик-флейтист, а слушает их импозантный мужчина в парике. Это модель другого мастера - М.В. Асье, созданная в начале 1770 года. Обе композиции, к сожалению, не избежали потерь - есть сколы, неумелая реставрация.

А вот фигура мальчика из мейсенского фарфора - это статуэтка под названием «Лето», с глазурью, золочением. Малыш держит в руках пучок желтых колосьев, был еще и серп, но он отломан. Мастер - Кендлер, «родился» мальчик примерно в 1760 году.

В мейсенском перечне - неплохо сохранившаяся фарфоровая супница, пять изысканных тарелок с узорами, чайная пара, не стоявшая без дела, и кое-что еще. В чемодане японца оказались и другие «немцы» - пара блюд Берлинской королевской мануфактуры второй половины XIX века. А вот несколько флаконов (стекло) родом из Франции. Очень изысканные, утонченные сосуды для дамских благовоний. Их декор, роспись, набрызги - подлинное искусство, работа штучная, потому и ценится высоко.

Российские селедочница, парфюмерный набор, пудреница с крышкой тоже не случайно оказались в чужом чемодане. Подвел собирателя разве что «меч декоративный». Эта сабелька из хрусталя и двойного стекла могла бы беспрепятственно улететь в Японию, их массово выпускал еще недавно заводик в Гусь-Хрустальном. Но, видимо, приглянулся он чем-то собирателю наших ценностей.

Из официальных документов. Среди представленных на экспертизу предметов есть старше 100 лет, вывоз которых с территории Российской Федерации запрещен...

Господин К.

Кто же наш герой, пытавшийся увезти в крепком чемодане чужие раритеты? Следствию, экспертам известно его имя, фамилия, возраст, место жительства. Это минимальные сведения, которые он был обязан сообщить при задержании. Иные вопросы задавать не позволял этикет, все же наш гость - гражданин другого государства. Тем не менее, кое-что о фигуранте этого дела удалось установить.

Пятидесятичетырехлетний житель города Токио господин К.К. довольно часто бывает в России, и в Хабаровске в частности. Начиная с 2000 года он трижды вывозил через наш аэропорт картины одного и того же хабаровского художника-любителя. Это пейзажи, обнаженные дамы и т.п. Как и положено, оформлял разрешение на их вывоз в упоминаемом управлении. Было оно у него и в тот неудачный для него день 11 января: на пять картин все того же художника. Это живописные работы, весьма посредственные, с неприхотливыми сюжетами и названиями: «Осень», «Парк», «Дама с собачкой» и т.п. Правда, оформил их вывоз посредник господина К., некая хабаровчанка, фамилию которой называть здесь не будем, она имела на руках его доверенность. По нашим правилам, это делать разрешается. Тем более, что упомянутая живопись не требовала особой экспертизы. В договоре о купле-продаже каждая картина была оценена всего в пятьсот рублей.

Теперь поразмышляем гипотетически. В Россию через Хабаровск регулярно ездит японский господин К. - такой вот странный интерес у него к нашей стране. В нашем городе у него есть знакомые: полюбившийся ему художник-любитель, женщина-посредник (получившая, кстати, не так давно то него приглашение побывать в Японии). Вряд ли каждому нашему гостю необходимо знать все законы чужой ему страны. Но вот поинтересоваться, как из нее можно вывезти разного рода сувениры, картины, книги, прочие культурные ценности, следует. Очевидно, что господин К. с этим знаком. Каждый раз, вывозя полюбившиеся пейзажи Хабаровска, он аккуратно оформлял все необходимые для этого разрешительные документы. Все получалось без проблем, т.к. было законно. У господина накапливался определенный опыт и знания правил игры с российскими раритетами и спецслужбами.

Поскольку в нашем регионе рынок антиквариата чахлый и бедный, естественно, надо было поискать его в других местах. В обеих столицах, к примеру, все это продается и покупается достаточно широко. Полагаю, что и фарфоровая супница, да и не она одна, была приобретена где-то в Санкт-Петербурге, какие-то предметы - в Москве. По чекам, которые любитель старины сохранил, трудно определить места покупки разных предметов. Да и самих чеков недостаточно - что-то приобреталось с рук. Часть этой «коллекции в чемодане» была приобретена на Украине, где более лояльные правила вывоза (нет, к примеру, возраста их «жизни», как наше непреодолимое столетие). Все, что не внесено в реестры государственного, архивного, музейного фондов, можно приобретать и вывозить, также получив разрешительные документы. Похоже, чайная пара - бывшая украинская. Как ее пропустили украинские хлопцы на таможне - можно лишь гадать. Их хабаровские коллеги оказались зорче.

Наводит на размышления и сама коллекция из чемодана (употребим здесь это слово без кавычек). Подавляющее большинство ее предметов, по утверждениям специалистов, это неплохо подобранная, настоящая коллекция антиквариата. Преобладает в ней мейсенский фарфор, а дополняет французское стекло. Совсем неслучайно эти вещи оказались в одном чемодане. Собирал их не дилетант. Возможно, господин К. - опытный коллекционер или владелец антикварной лавки на одной из токийских улиц, или он выполняет чьи-то поручения, собирая по миру ценности. Во всяком случае, можно предположить, что это его бизнес.

Возможно, неудачная попытка вывоза мейсена через Хабаровск - всего лишь пробная, неудачная, но не завершенная операция. Кто может дать гарантии, что где-то в Хабаровске на одной из квартир не хранится что-нибудь еще оставленное любителем старины.

Криминал или рынок?

Руководитель территориального управления Наталья Кабузенко говорила мне, что они анализируют ситуацию, складывающуюся вокруг антиквариата в нашем обширном регионе. Наша социально-экономическая специфика не позволяет развивать антикварный рынок. У нас очень тонок тот самый «средний слой», который бы мог позволять себе баловство с антиквариатом. О серьезных коллекционерах тоже говорить не приходится. Все же рынок этот подает какие-то признаки жизни благодаря международному туризму. Именно туристы, покидая Россию, стремятся увезти из нее кто сувениры, кто подарки; реже для продажи везут культурные ценности и произведения искусства. В одно из моих посещений управления бывшая хабаровчанка, живущая в Германии, оформляла документы на вывоз великолепного натюрморта с цветами и черешней очень известной нашей художницы.

Примерно за три последних года иностранные гости оформили через территориальное управление немало разрешений на вывоз культурных ценностей. Лидируют здесь японцы - они увезли 2272 предмета. Они охотно берут живопись и редкие предметы. Китайцы занимают второе место, но они увлекаются нумизматикой, старыми часами, самоварами, иконами, медалями, орденами. Именно с такими предметами и надо держать ухо востро: управление за это время вернуло 1317 предметов искусства, запрещенных к вывозу. В последнее время «новые китайцы» (по аналогии с «новыми русскими») охотно вывозят живописные произведения.

Любопытен интерес у туристов из Республики Корея: они почему-то предпочитают увозить от нас разного рода поделочные камни. А вот «всеядные» американцы особых пристрастий не имеют, но предпочитают старину.

Но среди наших гостей есть и такие, как господин К., кто покушается на запрещенные к вывозу культурные ценности, главным образом предметы коллекционирования и антиквариат. И нарушают наши законы.

Разумеется, вместо криминала необходимо развивать рынок, расширять законный вывоз разных предметов, в том числе и коммерческий, это окажет существенную помощь и нашим художникам, и мастерам прикладного искусства. Перспективы развития этого рынка, правила «игры» у нас, вроде бы, есть, и сейчас этот вывоз никак нельзя ужесточать, иначе он уйдет в «тень», откуда его никто не вытащит. А чтобы не уплывали от нас редчайшие раритеты, необходимо начать кропотливую работу по составлению региональных реестров наших фондов культурных ценностей. В них можно фиксировать и права собственности на эти ценности, и оформлять все сделки по закону. Может быть, тогда бы и господин К. не хитрил и не лукавил бы, сооружая себе «крышу» из картин художника-любителя и чемодана, смахивающего на ручной сейф.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

01.06.2024 21:24
Дмитрий Демешин встретился с юными боксерами

31.05.2024 19:06
Демешин о Хабаровском крае: «Мы – отличный регион»

31.05.2024 19:06
Дмитрий Демешин: «Нужно развивать промышленность края»

31.05.2024 08:58
Как выиграть 3 миллиона

31.05.2024 08:11
Дмитрий Демешин повысил выплаты контрактникам СВО

30.05.2024 13:22
Демешин поручил оперативно достроить дамбу

30.05.2024 12:41
Миллионы рублей и золота разыграют в новом игровом сезоне «Ростелеком» и Lesta Games

30.05.2024 11:44
ВТБ начинает активную интеграцию розничных клиентов «Открытия»

30.05.2024 09:55
Металлообработка

29.05.2024 13:52
Об ответственности за совершение мелкого взяточничества

29.05.2024 13:08
Дмитрий Демешин нагрянул с внеплановой проверкой на дорожные стройки Хабаровска

29.05.2024 12:49
Дмитрий Демешин передал 48 автобусов на пригородные маршруты Хабаровска



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов