поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Заглянем в прошлое с оптимизмом

06.03.2002
Просмотры
259

Искусство советского периода выставляется в музейных залах лишь периодически. И не потому, что оно того недостойно. Причина куда более банальна и для большинства музеев традиционна - нехватка экспозиционных площадей.

Отчасти это компенсируется активной выставочной деятельностью, так как именно выставочная форма освоения материала позволяет свободно экспериментировать, менять экспозиционные акценты, искать новые смыслы, открывать неизвестные имена, вспоминать забытые сюжеты, разбираться в противоречиях эпохи.

Выставка советского искусства 30-60-х годов из фондов Дальневосточного художественного музея - это очередной этап реализации нашего проекта «Соцреализм», развернутого более десяти лет назад. Ей предшествовали «Потерянный рай» в 1991 году и «Мы и время» в 1995-м, где широко была представлена панорамная ретроспектива искусства социалистического реализма. Сегодня это художественное явление по-прежнему не имеет однозначных трактовок и полноценных исторических характеристик. А потому наш интерес к искусству героической и жизнерадостной эпохи не иссякает.

В отличие от предыдущих, настоящая выставка имеет очень четкую эмоциональную окрашенность - в основе ее лежит оптимистическое искусство, рожденное искренней верой народа в идеалы социализма. Основные отличительные признаки советского счастья воплотились ярче всего в отдельных художественных жанрах - в портрете и в сюжетно-тематической картине. Бытовой романтизм, как один из способов массового освоения искусства, вернул к жизни мотивы праздничных шествий, танцев и застолий, первых свиданий и счастливых семейных будней, беззаботного наивного детства и молодежного задора.

Радость бытия и полнота жизненных ощущений воплотились во всенародном призыве «Изображать жизнь в формах самой жизни». Пейзажный жанр воспевал могучую и раздольную природу. Натюрморты символизировали плодородие и изобилие. Портрет вывел в лидеры простого советского человека, героя жизни, излучающего улыбку, с ясным и прямым взглядом, устремленным в светлое будущее. Портретное искусство переживает настоящий расцвет. 30-е годы в советском искусствознании называют портретным десятилетием. Именно тогда были созданы лучшие образцы советского портретного жанра. Свидетельством тому стали работы Петрова-Водкина, Самохвалова, Герасимова, Ряжского из дальневосточного музейного собрания. Эти талантливые художники стремились совершенно искренне выразить сущность и необыкновенность советского человека, гордого своим Отечеством, духовно богатого и свободного. Художники Кузнецов, Грабарь, Нисский, Сарьян работали одинаково успешно в разных жанрах. Вопреки всему они сумели сохранить высокий профессионализм и подлинную художественность своих работ.

Дальневосточные художники в не меньшей мере испытали силу идеологического давления, но именно в те годы многие из них создали свои лучшие произведения, ставшие классикой регионального реализма. Прекрасно вписались в общий экспозиционный контекст произведения хабаровчан Овчинникова и Шахназарова, художников из Комсомольска-на-Амуре Короленко и Зибаровского, приморских авторов Ионченкова и Рыбачука.

Яркие лучи уже весеннего солнца усиливают праздничные интонации этих удивительных картин из нашего общего прошлого. И всем нам хочется верить, что подлинная культура, независимо от принадлежности к тому или иному стилю, никогда не станет простой иллюстрацией общегражданской истории. Это всегда будет что-то большее, апеллирующее к нашей совести, к нашей эстетике и к нашей духовности.

С. Соловьева.